|
А. А. Ивин. ЛОГИКА: УЧЕБНИК ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВГлава 10 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Об И. Ньютоне рассказывают, что, будучи студентом, он начал изучение геометрии, как было принято в то время, с чтения "Геометрии" Евклида. Знакомясь с формулировками теорем, он видел, что они справедливы, и не изучал доказательства. Его удивляло, что люди затрачивают столько усилий, чтобы доказать совершенно очевидное. Позднее Ньютон изменил свое мнение о необходимости доказательств в математике и других науках и хвалил Евклида как раз за безупречность и строгость его доказательств. Невозможно переоценить значение доказательств в нашей жизни и особенно в науке. И тем не менее доказательства встречаются не так часто, как хотелось бы. К доказательствам прибегают все, но редко кто задумывается над тем, что означает "доказать", почему доказательство "доказывает", всякое ли утверждение можно доказать или опровергнуть, все ли нужно доказывать и т.п. Наше представление о доказательстве как особой интеллектуальной операции формируется в процессе проведения конкретных доказательств. Изучая разные области знания, мы усваиваем и относящиеся к ним доказательства. На этой основе мы постепенно составляем чаще всего незаметно для себя общее интуитивное представление о доказательстве как таковом, его общей структуре, не зависящей от конкретного материала, о целях и смысле доказательства и т.д. Изучение доказательства на конкретных его образцах и интересно, и полезно. Но также необходимо знакомство с основами логической теории доказательства, которая говорит о доказательствах безотносительно к области их применения. Практические навыки доказательства и интуитивное представление о нем достаточны для многих целей, но далеко не для всех. Практика и здесь, как обычно, нуждается в теории. Логическая теория доказательства в основе своей проста и доступна, хотя ее детализация требует специального символического языка и другой изощренной техники современной логики. Под доказательством в логике понимается процедура установления истинности некоторого утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже известна и из которых с необходимостью вытекает первое. В доказательстве различаются тезис утверждение, которое нужно доказать, основание (аргументы) те положения, с помощью которых доказывается тезис, и логическая связь между аргументами и тезисом. Понятие доказательства всегда предполагает, таким образом, указание посылок, на которые опирается тезис, и тех логических правил, по которым осуществляются преобразования утверждений в ходе доказательства. К примеру, нужно доказать тезис "Все металлы проводят электрический ток". Подбираем в качестве аргументов утверждения, которые являются, во-первых, истинными и из которых, во-вторых, логически вытекает тезис. В качестве таких утверждений можно принять, в частности, следующие: "Все вещества, имеющие в своей кристаллической решетке свободные электроны, проводят электрический ток" и "Все металлы имеют в своей кристаллической решетке свободные электроны". Строим умозаключение: Все вещества, имеющие в своей кристаллической решетке
свободные электроны, Все металлы проводят электрический ток. Данное умозаключение является правильным (оно
представляет собой категорический силлогизм), посылки его
истинны; значит, умозаключение является доказательством
исходного тезиса. Доказательство это правильное умозаключение с истинными посылками. Логическую основу каждого доказательства (его схему) составляет логический закон. Доказательство это всегда в определенном смысле принуждение. Философ XVII в. Т. Гоббс до сорока лет не имел представления о геометрии. Впервые в жизни прочитав формулировку теоремы Пифагора, он воскликнул: "Боже, но это невозможно!" Но затем шаг за шагом он проследил все доказательство, убедился в его правильности и смирился. Ничего другого, собственно, и не оставалось. Мы уверены, к примеру, что важными показателями
богатства нашего языка являются его индивидуальность,
стилистическая гибкость, умение обо всем говорить "своими
словами". В таком случае мы должны признать также, что язык
обезличенный, лишенный индивидуальности, основывающийся на
чужих оборотах и выражениях и потому серый, бездушный и
трафаретный, не может считаться богатым и полноценным. Источником "принудительной силы" доказательств являются логические законы мышления, лежащие в их основе. Именно данные законы, действуя независимо от воли и желаний человека, заставляют в процессе доказательства с необходимостью принимать одни утверждения вслед за другими и отбрасывать то, что несовместимо с принятым. Задача доказательства исчерпывающе утвердить обоснованность доказываемого тезиса. Раз в доказательстве речь идет о полном подтверждении, связь между аргументами и тезисом должна носить дедуктивный характер. По своей форме доказательство дедуктивное умозаключение или цепочка таких умозаключений, ведущих от истинных посылок к доказываемому положению. Старая латинская пословица говорит: "Доказательства ценятся по качеству, а не по количеству". В самом деле, дедукция из истины дает только истину. Если найдены верные аргументы и из них дедуктивно выведено доказываемое положение, доказательство состоялось, и ничего более не требуется. Нередко в понятие доказательства вкладывается более широкий смысл: под доказательством понимается любая процедура обоснования истинности тезиса, включающая как дедукцию, так и индуктивное рассуждение, ссылки на связь доказываемого положения с фактами, наблюдениями и т.д. Расширительное истолкование доказательства является обычным в гуманитарных науках. Оно встречается и в экспериментальных, опирающихся на наблюдения рассуждениях. Как правило, широко понимается доказательство и в обычной жизни. Для подтверждения выдвинутой идеи активно привлекаются факты, типичные в определенном отношении явления и т.п. Дедукции в этом случае, конечно, нет, речь может идти только об индукции. Но тем не менее предлагаемое обоснование нередко называют доказательством. Широкое употребление понятия "доказательство" само по себе не ведет к недоразумениям. Но только при одном условии. Нужно постоянно иметь в виду, что индуктивное обобщение, переход от частных фактов к общим заключениям, дает не достоверное, а лишь вероятное знание. Определение доказательства включает два центральных понятия логики: понятие истины и понятие логического следования. Оба эти понятия не являются в достаточной мере ясным и, значит, определяемое через них понятие доказательства также не может быть отнесено к ясным. Многие утверждения не являются ни истинными, ни ложными, т.е. лежат вне "категории истины". Оценки, нормы, советы, декларации, клятвы, обещания и т.п. не описывают каких-то ситуаций, а указывают, какими они должны быть, в каком направлении их нужно преобразовать. От описаний требуется, чтобы они соответствовали действительности и являлись истинными. Удачный совет, приказ и т.п. характеризуется как эффективный или целесообразный, но не как истинный. Высказывание "Вода кипит" истинно, если вода действительно кипит; команда же "Вскипятите воду!" может быть целесообразной, но не имеет отношения к истине. Очевидно, что оперируя выражениями, не имеющими истинностного значения, можно и нужно быть и логичным и доказательным. Встает, таким образом, вопрос о существенном расширении понятия доказательства, определяемого в терминах истины. Им должны охватываться не только описания, но и утверждения типа оценок или норм. Задача переопределения доказательства пока не решена ни логикой оценок ни деонтической (нормативной) логикой. Это делает понятие доказательства не вполне ясным по своему смыслу. Не существует, далее, единого понятия логического следования. Логических систем, претендующих на определение этого понятия, в принципе бесконечно много. Ни одно из имеющихся в современной логике определений логического закона и логического следования не свободно от критики и от того, что принято называть "парадоксами логического следования". Образцом доказательства, которому в той или иной мере
стремятся следовать во всех науках, является математическое
доказательство. Долгое время считалось, что оно
представляет собой ясный и бесспорный процесс. В нашем веке
отношение к математическому доказательству изменилось. Сами
математики разбились на группировки, каждая из которых
придерживается своего истолкования доказательства. Причиной
этого послужило, прежде всего изменение представления о
лежащих в основе доказательства логических принципах.
Исчезла уверенность в их единственности и непогрешимости.
Полемика по поводу математического доказательства показала,
что нет критериев доказательства, не зависящих ни от
времени, ни от того, что требуется доказать, ни от тех, кто
использует критерий. Математическое доказательство является
парадигмой доказательства вообще, но даже в математике
доказательство не является абсолютным и окончательным.
Философ А.Шопенгауэр считал математику довольно интересной наукой, но не имеющей никаких приложений, в том числе и в физике. Он даже отвергал саму технику строгих математических доказательств. Шопенгауэр называл их мышеловками и приводил в качестве примера доказательство известной теоремы Пифагора. Оно является, конечно, точным: никто не может счесть его ложным. Но оно представляет собой совершенно искусственный способ рассуждения. Каждый шаг его убедителен, однако к концу доказательства возникает чувство, что вы попали в мышеловку. Математик вынуждает вас допустить справедливость теоремы, но вы не получаете никакого реального понимания. Это все равно, как если бы вас провели через лабиринт. Вы наконец выходите из лабиринта и говорите себе: "Да, я вышел, но не знаю, как здесь очутился". Позиция Шопенгауэра, конечно, курьез, но в ней есть момент, заслуживающий внимания. Нужно уметь проследить каждый шаг доказательства. Иначе его части лишатся связи, и оно может рассыпаться, как карточный домик. Но не менее важно понять доказательство в целом, как единую конструкцию, каждая часть которой необходима на своем месте. Как раз такого целостного понимания не хватало, по всей вероятности, Шопенгауэру. В итоге в общем-то простое доказательство представилось ему блужданием в лабиринте: каждый шаг пути ясен, но общая линия движения покрыта мраком. Доказательство, не понятое как целое, ни в чем не убеждает; Даже если выучить его наизусть, предложение за предложением; к имеющемуся знанию предмета это ничего не прибавит. Все доказательства делятся по своей структуре, по общему ходу мысли на прямые и косвенные. При прямых доказательствах задача состоит в том, чтобы найти убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис. Косвенные доказательства устанавливают справедливость тезиса тем, что вскрывают ошибочность противоположного ему допущения, антитезиса. Например, нужно доказать, что кометы подчиняются действию законов небесной механики. Известно, что эти законы универсальны: они распространяются на все тела в любых точках космического пространства. Очевидно, также, что кометы являются телами. Отметив это, строим умозаключение: Все космические тела подпадают под действие законов
небесной механики.
В построении прямого доказательства можно выделить два связанных между собою этапа: отыскание тех признанных обоснованными утверждений, которые способны быть убедительными аргументами для доказываемого положения; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом. Нередко первый этап считается подготовительным, и под доказательством понимается дедукция, связывающая подобранные аргументы и доказываемый тезис. В косвенном доказательстве рассуждение идет как бы окольным путем. Вместо того, чтобы прямо отыскивать аргументы для выведения из них доказываемого положения, формулируется антитезис, отрицание этого положения. Далее тем или иным способом показывается несостоятельность антитезиса. По закону исключенного третьего, если одно из противоречащих друг другу утверждений ошибочно, второе должно быть верным. Антитезис ошибочен, значит, тезис является верным. Поскольку косвенное доказательство использует отрицание доказываемого положения, оно является, как говорят, доказательством от противного. Допустим нужно построить косвенное доказательство такого
весьма тривиального тезиса: "Пятиугольник не является
окружностью". Выдвигается антитезис: "Пятиугольник есть
окружность". Необходимо показать ложность этого
утверждения. С этой целью выводим из него следствия. Если
хотя бы одно из них окажется ложным, это будет означать,
что и само утверждение, из которого выведено следствие,
также ложно. Неверным является, в частности, такое
следствие: у пятиугольника, поскольку он есть окружность,
нет углов, и у пятиугольника, как такового, есть углы.
Поскольку антитезис ложен, исходный тезис должен быть истинным.
Таким образом, косвенное доказательство проходит
следующие этапы: выдвигается антитезис и из него выводятся
следствия с намерением найти среди них хотя бы одно ложное;
устанавливается, что в числе следствий действительно есть
ложное; делается вывод, что антитезис неверен; из ложности
антитезиса делается заключение, что тезис является истинным.
В зависимости от того, как показывается ложность антитезиса, можно выделить несколько вариантов косвенного доказательства. Иногда ложность антитезиса удается установить простым сопоставлением вытекающих из него следствий с фактами, эмпирическими данными. Так обстояло, в частности, дело в примере с выступлением, вызвавшим острую дискуссию. Еще один путь анализ самой логической структуры следствий антитезиса. Если в числе следствий встретились и утверждение, и отрицание одного и того же, можно сразу заключить, что антитезис неверен. Ложным будет он и в том случае, если из него выводится внутренне противоречивое высказывание о тождестве утверждения и отрицания. Например, для косвенного доказательства тезиса
"Феодализм не обеспечивает подлинной справедливости в
отношениях между людьми" выдвигается антитезис: "Феодализм
обеспечивает реальную справедливость". Из последнего
выводится как то, что при феодализме имеется равенство
реальных политических и юридических прав, так и то, что
такое равенство оказывается в значительной мере формальным,
не говоря уже о коренном неравенстве людей по отношению к
средствам производства. Раз из антитезиса вытекают
утверждение и отрицание одного и того же, значит, он
неверен, а правильным является противоположное утверждение
тезис. Это намеренно упрощенный пример, но доказательства, идущие по такой схеме, нередки. Если имеется в виду только та их часть, в которой показывается ошибочность некоторого предположения, они именуются приведением к абсурду (нелепости). Привести некоторое утверждение к абсурду значит продемонстрировать ложность этого утверждения, выведя из него противоречие. Следует учитывать, что существует одна разновидность косвенного доказательства, которая не требует искать ложные следствия. В этом случае для доказательства утверждения достаточно показать, что оно логически вытекает из своего собственного отрицания. Во всех рассмотренных выше косвенных доказательствах выдвигаются две альтернативы: тезис и антитезис. Затем показывается ложность последнего, в итоге подтверждается тезис. Если же число рассматриваемых возможностей не ограничивать двумя доказываемым утверждением и его отрицанием, то это будет так называемое разделительное косвенное доказательство. Оно применяется в тех случаях, когда можно быть уверенным, что доказываемое положение входит в число всех рассматриваемых возможностей. Доказательство ведется следующим образом: одна за другой исключаются все альтернативы, кроме одной, которая и является доказательным тезисом. В стандартных косвенных доказательствах альтернативы тезис и антитезис исключают друг друга в силу законов логики. В разделительном же доказательстве взаимная несовместимость возможностей и то, что ими исчерпываются все мыслимые ситуации, определяются не логическими, а фактическими обстоятельствами. Отсюда понятна обычная ошибка разделительных доказательств: выдвинутые возможности, вместе взятые, не исчерпывают всех возможных альтернатив. С помощью разделительного доказательства можно, к
примеру, показать, что из всех латиноамериканских стран
только в Бразилии господствующим языком является
португальский. В качестве альтернатив выдвигаем
утверждения, что в Аргентине говорят по преимуществу на
португальском, что в Эквадоре говорят главным образом на
этом языке, что в Венесуэле дело обстоит так же и т.д.,
перечисляя все государства Латинской Америки. Убеждаемся
затем, что фактически в Аргентине, Венесуэле, Эквадоре и во
всех других странах Южной Америки, исключая Бразилию,
господствующим языком является испанский, а не
португальский. Опровергнув все альтернативы, кроме одной,
получаем доказательство исходного тезиса. Нужно заметить,
что в ходе этого доказательства рассматриваются и по
очереди опровергаются предположения, касающиеся всех
латиноамериканских стран, исключая Бразилию. Вопрос, на
каком языке говорит большинство бразильцев, вообще не
поднимается. Ответ на него получается не прямо, а косвенным
образом: путем показа того, что ни в одной другой стране
рассматриваемого региона португальский язык не является
господствующим. Это доказательство оказалось бы
несостоятельным, если бы, допустим, выяснилось, что были
перечислены не все латиноамериканские страны. Косвенное доказательство представляет собой эффективное
средство обоснования выдвигаемых положений. Однако его
специфика в определенной мере ограничивает его
применимость. Имея дело с этим доказательством, мы все
время вынуждены сосредоточивать свое внимание не на тезисе,
справедливость которого следует обосновать, а на его
отрицании, являющемся ошибочным предложением. Не
удивительно поэтому, что после того, как такое
доказательство проведено, ход его иногда рекомендуют тут же
забыть, оставив в памяти только доказанный тезис. Нужно
отметить, что найденное косвенное доказательство какого-то
положения, как правило, удается перестроить в прямое
доказательство этого же положения.
Важно уметь не только доказать правильное положение, но и опровергнуть ошибочное. Операция опровержения столь же распространенна, как и операция доказательства, и является как бы зеркальным отображением последней. Опровержение это рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса и имеющее целью установление его ложности или недоказанности. Наиболее распространенный прием опровержения выведение из опровергаемого утверждения следствий, противоречащих истине. Хорошо известно, что если даже одно-единственное логическое следствие некоторого положения ложно, то ложным является и само положение. Другой прием установления ложности тезиса доказательство истинности его отрицания. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Как только удается показать, что верным является отрицание тезиса, вопрос об истинности самого тезиса автоматически отпадает. Достаточно, скажем, показать одного белого медведя, чтобы опровергнуть убежденность в том, будто медведи бывают только бурыми. Если утверждается, что у каждой планеты во Вселенной есть спутники, стоит указать одну планету без спутников (скажем, Венеру), чтобы опровергнуть это утверждение. Эти два приема применимы для опровержения любого тезиса, независимо от того, снабжен он какими-то поддерживающими его аргументами или нет. Выведя из тезиса ложное следствие или показав истинность антитезиса, мы тем самым доказываем ложность тезиса. И какие бы аргументы ни приводились в защиту последнего, они не составят его доказательства. Доказать можно только истинное утверждение; доказательств ложных утверждений не существует. Если тезис выдвигается с каким-то обоснованием, операция опровержения может быть направлена также против обоснования. В этом случае нужно показать, что приводимые аргументы ложны или несостоятельны. Ошибочность аргументов выявляется так же, как и ошибочность тезиса: выведением из них следствий, оказывающихся в итоге несостоятельными, или доказательством утверждений, противоречащих аргументам. Следует иметь в виду, что дискредитация доводов, приводимых в поддержку какого-то положения, не означает еще неправильности самого этого положения. Утверждение, являющееся по сути дела верным, может отстаиваться с помощью случайных или слабых аргументов. Выявив это, мы показываем именно ненадежность предполагаемого обоснования, а не ошибочность опирающегося на него утверждения. Неопытный спорщик, как правило, отказывается от своей позиции, как только обнаруживается, что приводимые им в ее поддержку доводы не особенно убедительны. Нужно однако помнить, что правильная в своей основе идея иногда подкрепляется особенно если она новая не очень надежными, а то и просто ошибочными соображениями. Когда это выясняется, следует искать другие, более веские аргументы, а не спешить отказываться от самой идеи. Опровержение может быть направлено, наконец, на саму связь аргументов и тезиса. В этом случае надо показать, что тезис не вытекает из доводов, приведенных в его подтверждение. Если между аргументами и тезисом нет логической связи, то нет и доказательства тезиса с помощью приводимых аргументов. Из этого не вытекает, конечно, ни то, что аргументы ошибочны, ни то, что тезис ложен. Юморист начала XX века В.Билибин так пародировал наивную
веру в бескорыстие царских чиновников: "Если бы на свете не
существовало солнца, то пришлось бы постоянно жечь свечи и
керосин. Если бы пришлось постоянно жечь свечи и керосин,
то чиновникам не хватало бы их жалованья и они брали бы
взятки. Следовательно, чиновники не берут взяток потому,
что на свете существует солнце".
Таковы, вкратце, главные логические аспекты проблемы
доказательства.
Логическая культура предполагает не только умение рассуждать последовательно и доказательно, с соблюдением требований логики, но и способность обнаруживать в рассуждении логические ошибки и подвергать их квалифицированному анализу. Такие ошибки многообразны по сути. Рассмотрим наиболее характерные и часто встречающиеся. Доказательство представляет собой логически необходимую связь аргументов и выводимого из них тезиса. Ошибки в доказательстве подразделяются на относящиеся к аргументам, к тезису и их связи. Ошибки в отношении аргументов. Наиболее частой является содержательная ошибка попытка обосновать тезис с помощью ложных аргументов (посылок). Законы логики гарантируют истинное заключение, только когда все принимаемые посылки верны. Если хотя бы одна из них ошибочна, уверенности в истинности выводимого тезиса нет, а значит нет и доказательства. Неверное положение делает несостоятельным всякое доказательство, в котором оно используется. Предположим, кто-то рассуждает так: "Если в системе
образования упор следует делать на связь с практикой, с ее
проблемами, на повышение практической отдачи от занятий, то
мировоззренческие и теоретические компоненты образования
отходят на второй план; упор действительно должен делаться
на связи с жизнью; значит, теоретическим выводам и
положениям можно не уделять особого внимания". Сходное
рассуждение стоит, как кажется, за настроением тех, кто
склонен прагматизировать содержание учебы, подчинять это
содержание изложению только прикладных советов и
рекомендаций. Но очевидно, что приведенное рассуждение
несостоятельно: первая его посылка неверна, допущена ошибка
"ложного основания". Усиление связи образования с практикой
вовсе не умаляет значения теории, если, конечно, сама
теория не грешит схоластическим теоретизированием,
отдаленностью от жизни. Как известно, нет ничего более
практичного, чем хорошая теория. Употребление ложных, недоказанных или непроверенных аргументов нередко сопровождается оборотами: "как известно", "давно установлено", "совершенно очевидно", "никто не станет отрицать" и т.п. Слушателю или читателю как бы оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно. Довольно распространенной ошибкой является круг в доказательстве: справедливость доказываемого положения обосновывается посредством этого же положения, высказанного, возможно, в несколько иной форме. Если за предпосылку доказательства принимается то, что еще нужно доказать, доказываемая мысль выводится из самой себя и получается не доказательство, а пустое хождение по кругу. Эту ошибку иногда так и называют: порочный круг. Избежать ошибок, связанных с аргументами доказательства, помогает выполнение следующих трех простых требований:
Последнее требование показывает, что принцип "Чем больше аргументов, тем лучше" не всегда оправдывает себя. Дело не в количестве доводов, а в их силе и их связи с отстаиваемым тезисом. Если последний вытекает из одного-единственного истинного положения, то оно вполне достаточно для его доказательства. Как говорит уже упоминавшаяся латинская пословица: "Доказательства ценятся по качеству, а не по количеству". Характерной ошибкой является подмена тезиса, замещение его в ходе доказательства каким-то другим, чаще всего близким ему по форме или содержанию положением. Эта ошибка ведет к тому, что явно высказанный тезис остается без доказательства, но вместе с тем создается впечатление, будто он надежно обоснован. Тезис может сужаться, и в таком случае доказывается, как говорят, "слишком мало", сам тезис остается недоказанным. Например, для доказательства того, что развивающиеся
страны существенно упрочили свой экономический потенциал,
недостаточно показать, что их совокупный национальный доход
увеличивался гораздо более высокими темпами, чем в развитых
государствах. В стороне при этом останутся такие
показатели, как народнохозяйственная эффективность,
производительность труда, удельные затраты энергии и
материалов на производство единицы продукции и др. Для обоснования того, что человек всегда должен быть принципиальным, мало доказать, что принципиальность необходима при решении наиболее важных вопросов. Тезис может также расширяться. В этом случае возникает риск доказать, как говорят, "слишком много". Для обоснования более широкого по своему охвату тезиса нужны и более широкие основания. И может оказаться, что из них вытекает не только исходный тезис, но и какое-то иное, уже неприемлемое утверждение. "Кто доказывает много, тот ничего не доказывает" эта старая латинская пословица говорит как раз о такой опасности. Ни у кого нет монополии на истину. Но нельзя пытаться обосновать это тем, что все люди непременно и систематически ошибаются. В итоге утверждалось бы гораздо больше того, что предполагалось доказать: из принятого основания вытекало бы, что истина вообще редкость и ее трудно или даже невозможно отличить от заблуждения. Иногда встречается и полная подмена тезиса, и она не так редка, как это может показаться. Обычно такая подмена маскируется какими-то обстоятельствами, связанными с конкретной ситуацией, и ускользает от внимания. Широкую известность получил случай с древнегреческим
философом Диогеном, которого однажды, как говорит предание,
за подмену тезиса в споре даже побили. Его оппонент
утверждал, что в мире, как он представляется нашему
мышлению, движение невозможно. В качестве возражения Диоген
встал и начал не спеша ходить. Подмена тезиса была
очевидной. Речь шла о том, что для человеческого ума мир
неподвижен. Диоген же своей ходьбой пытался подтвердить
другую мысль: в чувственно воспринимаемом мире движение
есть. Но это и не оспаривалось. Сторонник идеи, что
движения нет, считал, что чувства, свидетельствующие о
противоположном, просто обманывают нас. Разумеется, мнение,
будто движения нет, ошибочно, как ошибочна идея, что
чувства не дают нам правильного представления о мире. Но
раз обсуждалось такое мнение, нужно было говорить о нем, а
не о чем-то ином, хотя бы и верном. Потерянная логическая связь. Если хотя бы одна из посылок доказательства неверна, оно теряет силу, в сущности, его нет. Оно может не состояться и по причине формальной ошибки. Она имеет место тогда, когда умозаключение не опирается на логический закон и заключение не вытекает из принятых посылок. Неправильным является, в частности, рассуждение: "Если
страна развитая, она имеет многопартийную политическую
систему; в Англии многопартийная политическая система;
значит, Англия развитая страна". Заключение является
верным, но оно не следует из принятых посылок. Нельзя
рассуждать по схеме: "если есть первое, то есть и второе;
есть второе; значит, есть первое". Эта схема не
представляет собой закона логики и не обеспечивает
истинности следствия при истинных посылках. Хотя и редко, но встречаются хаотичные, аморфные рассуждения, являющиеся, так сказать, крайними случаями формальной ошибки. Внешне они имеют форму доказательств и даже претендуют на то, чтобы считаться ими. В них есть слова, подобные "таким образом", "следовательно", "значит", призванные указывать на логическую связь аргументов и доказываемого положения. Но эти рассуждения доказательствами на самом деле не являются, поскольку логические связи подменяются в них какими-то поверхностными, чисто психологическими ассоциациями. Смежность рассматриваемых вещей в пространстве или времени, сходство звучания фраз, внешние перечисления и т.п. могут создавать некоторую видимость следования одного за другим. Но это, конечно, не логическое следование, единственно способное гарантировать доказательность рассуждения. Лучшее средство предупреждения формальных ошибок
изучение теории умозаключения, знание законов логики и
совершенствование практических навыков их применения.
Софизм представляет собой рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению. Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Отсюда "софист" в дурном значении это человек, готовый с помощью любых, в том числе и недозволенных, приемов отстаивать свои убеждения, не считаясь с тем, верны они на самом деле или нет. Софизмы известны еще с античности, тогда они использовались для обоснования заведомых нелепостей, абсурда или парадоксальных положений, противоречащих общепринятым представлениям. Примеры софизмов, ставших знаменитыми еще в древности: "Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога", "Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит", "Этот пес твой; он отец; значит, он твой отец". А вот софизмы, использующие уже современный материал:
"Одна и та же вещь не может иметь какое-то свойство и не
иметь его. Собственность предполагает самостоятельность,
заинтересованность и ответственность. Заинтересованность
это, очевидно, не ответственность, а ответственность
не самостоятельность. Получается вопреки сказанному
вначале, что собственность включает самостоятельность и
несамостоятельность, ответственность и безответственность",
"Компания, получившая когда-то кредит от банка, теперь
ничего ему уже не должна, так как она стала иной: в ее
правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду". Все эти и подобные им софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные. Софизмы используют многозначность слов обычного языка, сокращения и т.д. Нередко софизм основывается на таких логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т.п. Говоря о мнимой убедительности софизмов, древнеримский философ Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются их манипуляции, хотя твердо знаем, что все делается совсем не так, как нам кажется. Бэкон сравнивал того, кто прибегает к софизмам, с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто раскрывает софизмы, с гончей, умеющей распутывать следы. Нетрудно заметить, что в софизме "рогатый" обыгрывается двусмысленность выражения "то, что не терял". Иногда оно означает "то, что имел и не потерял", а иногда просто "то, что не потерял, независимо от того, имел или нет". В посылке "Что ты не терял, то имеешь" оборот "то, что ты не терял" должен означать "то, что ты имел и не потерял", иначе эта посылка окажется ложной. Но во второй посылке это значение уже не проходит: высказывание "Рога это то, что ты имел и не потерял" является ложным. Софизму, как ошибке, сделанной умышленно, с намерением ввести кого-то в заблуждение, обычно противопоставляется паралогизм, понимаемый как непреднамеренная ошибка в рассуждении, обусловленная нарушением законов и правил логики. Паралогизм не является, в сущности, обманом, так как не связан с умыслом подменить истину ложью. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|