Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
А. А. Ивин. ЛОГИКА: УЧЕБНИК ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВГлава 11 ИНДУКТИВНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ 1. ИНДУКЦИЯ КАК ВЕРОЯТНОЕ РАССУЖДЕНИЕ Индуктивное умозаключение это умозаключение, в основе которого не лежит логический закон и в котором истинность посылок не гарантирует истинности выводимого из них заключения. Индуктивными являются, к примеру, следующие два
умозаключения:
Алюминий твердое тело.
Оба эти умозаключения построены по одной и той же схеме, не являющейся законом логики. И в первом, и во втором все посылки истинны. Но если в первом заключение тоже истинно, то во втором оно ложно, поскольку ртуть единственный из металлов жидкость. Индукция может вести от истинных посылок как к истинному, так и к ложному заключению. В отличие от дедукции, опирающейся на логический закон, она не гарантирует получения истинного заключения из истинных посылок. Заключение индуктивного умозаключения всегда только предположительно, или вероятно. Подчеркивая это различие между дедукцией и индукцией, иногда говорят, что дедукция представляет собой демонстративное, доказательное умозаключение, в то время как индукция это недемонстративное, правдоподобное рассуждение. Получаемые индуктивно предположения всегда нуждаются в дальнейшем исследовании и обосновании. Характерным примером индуктивных рассуждений являются обобщения, т.е. переходы от единичного или частичного знания к общему. "Все живые многоклеточные организмы смертны", "Все тела,
имеющие массу, притягиваются друг к другу", "Все
преступления совершаются теми, кому это выгодно" это
типичные индуктивные обобщения. Убедившись в смертности
определенного числа многоклеточных существ, человек
распространил это знание на все такие существа, в том числе
и на те из них, которые еще не появились на свет. Подытожив
наблюдения над некоторыми телами, обладающими массой,
Ньютон высказал мысль о всеобщем законе притяжения,
относящемся и к тем объектам, которые никогда и никем не
наблюдались. Юристы, анализировавшие разного рода
преступления, постепенно пришли к убеждению, что
преступления совершаются, как правило, теми, кому это в том
или ином отношении выгодно. Рассуждения, ведущие от знания о части предметов к общему знанию обо всех предметах, это типичные индукции, поскольку всегда остается вероятность того, что обобщение окажется поспешным и необоснованным. Нельзя, однако, отождествлять всякое индуктивное рассуждение с переходом от частного к общему. К индуктивным умозаключениям относятся не только обобщения, но и уподобления, или аналогии, заключения о причинах явлений и др. Об этих типах индукции речь будет идти дальше. Сейчас же достаточно подчеркнуть, что индукция это не только переход от частного к общему, но и вообще любой переход от достоверного знания к проблематичному. Из обычной жизни и из опыта научных наблюдений мы хорошо знаем, что в мире существует определенная повторяемость состояний и событий. За днем всегда следует ночь. Времена года повторяются в том же самом порядке. Лед всегда ощущается как холодный, а пламя неизменно жжет. Предметы падают, когда мы их роняем, и т.д. Наиболее важные регулярные, постоянные связи, исследованные наукой, называются законами. Закон свободного падения тел, открытый Г.Галилеем, закон
всемирного тяготения И.Ньютона, закон Бойля-Мариотта и
т.п. это утверждения о повторяемости физических
явлений и их характеристик. Законы биологии говорят о
повторяемости в мире живых существ, законы мышления
о повторяющихся "схемах", или "фигурах", наших рассуждений
и т.д. Закон устанавливает устойчивое и повторяющееся отношение между явлениями, их необходимую и существенную связь. Теоретическая и практическая ценность законов очевидна. Они лежат в основе научных объяснений и предсказаний и тем самым составляют фундамент понимания окружающего мира и его целенаправленного преобразования. Всякий закон является общим, универсальным утверждением. Он говорит о том, что в любом частном случае, в любом месте и в любое время если одна ситуация имеет место, то другая ситуация также имеет место. Всякий закон опирается только на конечное число наблюдений. Но распространяется он на бесконечное число возможных случаев. Отправляясь от отдельных и ограниченных по числу фактов, ученый устанавливает всеобщий, универсальный принцип. Как перейти от знания об ограниченном круге исследованных объектов к новому и более широкому знанию обо всех объектах, включая и те, которых мы не наблюдали и, возможно, вообще никогда не сможем наблюдать? В чем гарантия того, что сделанное обобщение окажется верным? Это и есть то, что по традиции называют проблемой индукции, проблемой перехода от знания об отдельных предметах исследуемого класса к знанию обо всех предметах этого класса. Почти все общие утверждения, включая и научные законы,
являются результатами индуктивного обобщения. В этом смысле
индукция основа всего нашего знания. Сама по себе
она не гарантирует его истинности, но порождает
предположения, связывает их с опытом и тем самым сообщает
им определенное правдоподобие, более или менее высокую
степень вероятности. Опыт источник и фундамент
человеческого знания. Индукция, отправляющаяся от того, что
постигается в опыте, является необходимым средством его
обобщения и систематизации.
Индуктивное умозаключение, результатом которого является общий вывод о всем классе предметов на основании знания лишь некоторых предметов данного класса, принято называть неполной индукцией. Например, из того, что инертные газы гелий, неон и аргон имеют валентность, равную нулю, можно сделать общий вывод, что все инертные газы имеют эту же валентность. Это неполная индукция, поскольку знание о трех инертных газах распространяется на все такие газы, включая не рассматривавшиеся специально криптон и ксенон. Общая схема неполной индукции: Объект А1 имеет признак В.
Здесь от утверждений об отдельных объектах A1, A2 и А3 рассматриваемого класса А осуществляется переход к утверждению обо всех объектах этого класса. Неполная индукция очевидным образом расширяет наше знание, так как ее заключение содержит информацию большую, чем та, которая содержалась в посылках. Еще пример неполной индукции:
Это обобщение является верным, однако обосновано оно, конечно, слабо. Причислив несколько представителей рассматриваемого класса, но отнюдь не всех, мы распространяем замеченное у каждого из них свойство на весь класс. Риск здесь очевиден: в пределах класса могли встретиться исключения. Допустим, мы рассуждаем не о величине американских стран, а о господствующем в них языке: В Аргентине говорят на испанском языке.
Это рассуждение аналогично по своей схеме, по общему ходу мысли предыдущему. Но заключение ошибочное: португальская Бразилия представляет собой исключение. Такого рода индуктивные умозаключения называют иногда "популярной индукцией" или "неполной индукцией через простое перечисление, в котором не встречается противоречащих случаев". Вывод здесь базируется на наблюдении только отдельных предметов рассматриваемого класса. Поэтому вполне может случиться, что противоречащий пример лишь случайно не попался на глаза. Иногда перечисление является достаточно обширным, и тем не менее опирающееся на него обобщение оказывается ошибочным (так было в примере с выводом, что все металлы твердые тела). Средневековый логик Давид Анахт приводил такой пример. У
лошади, обезьяны, волка и многих других животных при еде
двигается лишь нижняя челюсть. Напрашивается как будто
общий вывод: у всех животных при еде двигается нижняя
челюсть. Но, оказывается, крокодил жует верхней челюстью.
Поспешное обобщение, т.е. обобщение без достаточных на то оснований, обычная ошибка в индуктивных рассуждениях. Индуктивные обобщения требуют известной осмотрительности и осторожности. Многое здесь зависит от числа изученных случаев. Чем обширнее база индукции, тем более правдоподобным является индуктивное заключение. Важное значение имеет также разнообразие, разнотипность этих случаев. Но наиболее существенным является анализ характера связей предметов и их признаков, доказательство неслучайности наблюдаемой регулярности, ее укорененности в сущности исследуемых объектов. Выявление причин, порождающих эту регулярность, позволяет дополнить чистую индукцию фрагментами дедуктивного рассуждения и тем самым усилить и укрепить ее. Общие утверждения, и в частности научные законы,
полученные индуктивным способом, не являются еще
полноценными истинами. Им предстоит пройти длинный и
сложный путь, пока из вероятностных предположений они
превратятся в составные элементы научного знания.
В науке, да и не только в ней, непосредственное наблюдение того, о чем говорится в проверяемом утверждении, редкость. Наиболее важным и вместе с тем универсальным способом подтверждения является выведение из обосновываемого положения логических следствий и их последующая опытная проверка. Подтверждение следствий оценивается при этом как свидетельство в пользу истинности самого положения. Выведение следствий и их подтверждение, взятое сам по себе, никогда не в состоянии установить справедливость обосновываемого положения. Подтверждение следствия только повышает вероятность последнего. Но ясно, что далеко не безразлично, является выдвинутое положение маловероятным или же оно высоко правдоподобно. Чем большее число следствий нашло подтверждение, тем выше вероятность проверяемого утверждения. Отсюда рекомендация выводить из выдвигаемых и требующих надежного фундамента положений как можно больше логических следствий с целью их проверки. Значение имеет не только количество следствий, но и их характер. Чем более неожиданные следствия какого-то положения получают подтверждение, тем более сильный аргумент они дают в его поддержку. И наоборот, чем более ожидаемо в свете уже получивших подтверждение следствий новое следствие, тем меньше его вклад в обоснование проверяемого положения. Общая теория относительности А.Эйнштейна предсказала
своеобразный и неожиданный эффект: не только планеты
вращаются вокруг Солнца, но и эллипсы, которые они
описывают, должны очень медленно вращаться относительно
солнца. Это вращение тем больше, чем ближе планета к
Солнцу. Для всех планет, кроме Меркурия, оно настолько
мало, что не может быть уловлено. Эллипс Меркурия,
ближайшей к Солнцу планеты, осуществляет полное вращение в
3 млн. лет, что удается обнаружить. И вращение этого
эллипса действительно было открыто астрономами, причем
задолго до Эйнштейна. Никакого объяснения такому вращению
не находилось. Теория относительности не опиралась при
своей формулировке на данные об орбите Меркурия. Поэтому
когда из ее гравитационных уравнений было выведено
оказавшееся верным заключение о вращении эллипса Меркурия,
это справедливо было расценено как важное свидетельство в
пользу теории относительности. Подтверждение неожиданных предсказаний, сделанных на основе какого-то положения, существенно повышает его правдоподобность. Неожиданное предсказание это предсказание, связанное с риском, что оно не подтвердится. Чем более рискованно предсказание, выдвигаемое на основе какой-то теории, тем больший вклад в ее обоснование вносит подтверждение этого предсказания. Типичным примером здесь может служить предсказание
теории гравитации Эйнштейна, что тяжелые массы (такие, как
Солнце) должны притягивать свет точно так же, как они
притягивают материальные тела. Вычисления, произведенные на
основе этой теории, показывали, что свет далекой
фиксированной звезды, видимой вблизи Солнца, достиг бы
Земли по такому направлению, что звезда казалась бы
смещенной в сторону от Солнца, иначе говоря, наблюдаемое
положение звезды было бы сдвинуто в сторону от Солнца по
сравнению с реальным положением. Этот эффект нельзя
наблюдать в обычных условиях, поскольку близкие к Солнцу
звезды совершенно теряются в его лучах. Их можно
сфотографировать только во время затмения. Если затем те же
самые звезды сфотографировать ночью, то можно измерить
различия в их положении на обеих фотографиях и таким
образом подтвердить предсказанный эффект. Экспедиция
Эддингтона отправилась в Южное полушарие, где можно было
наблюдать очередное солнечное затмение, и подтвердила, что
звезды действительно меняют свое положение на фотографиях,
сделанных днем и ночью. Это оказалось одним из наиболее
важных свидетельств в пользу эйнштейновской теории
гравитации. Как бы ни было велико число подтверждающихся следствий и, какими бы неожиданными, интересными или важными они ни оказались, положение, из которого они выведены, все равно остается только вероятным. Никакие подтвердившиеся следствия не способны сделать его истинным. Даже самое простое утверждение в принципе не может быть доказано на основе одного подтверждения вытекающих из него следствий. Это центральный пункт всех рассуждений об
эмпирическом подтверждении. Непосредственное наблюдение
того, о чем говорится в утверждении, дает уверенность в
истинности последнего. Но область применения такого
наблюдения является ограниченной. Подтверждение следствий
универсальный прием, применимый ко всем
утверждениям. Однако прием индуктивный, только повышающий
правдоподобие утверждения, но не делающий его достоверным.
Наряду с неполной индукцией принято выделять в качестве особого вида индуктивного умозаключения полную индукцию. Ее схема: А1 есть В, А2 есть
В, ..., Аn есть В;
Здесь в посылках о каждом из предметов, входящих в рассматриваемое множество, утверждается, что он имеет определенное свойство. В заключении говорится, что все предметы данного множества обладают этим свойством. К примеру, учитель, читая список учеников какого-то класса, убеждается, что названные им ученики присутствуют. На этом основании учитель делает вывод, что присутствуют все ученики. В полной индукции заключение с необходимостью, а не с некоторой вероятностью вытекает из посылок. Эта "индукция" является, таким образом, разновидностью дедуктивного умозаключения, хотя по внешней форме, по ходу мысли напоминает неполную индукцию. К дедукции относится и так называемая математическая индукция, широко используемая в математике. Умозаключение математической индукции слагается из двух посылок и заключения. Первая из посылок говорит, что рассматриваемое свойство присуще первому предмету рассматриваемого ряда. Вторая посылка утверждает, что если это свойство есть у произвольного предмета данного ряда, то оно есть и у непосредственно следующего за ним предмета. Заключение утверждает, что свойство присуще каждому предмету ряда. Общая схема математической индукции: A(1);
Ни полная, ни математическая индукция не являются
индуктивным умозаключением в собственном смысле этого
слова. И та, и другая всегда дают истинные заключения из
истинных посылок и только внешне напоминают индуктивные
рассуждения.
Особую группу индуктивных умозаключений составляют рассуждения, с помощью которых обычно выявляются причинные связи. Причинность это определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина это явление, вызывающее к жизни другое явление. Результат действия причины следствие. В старину между стенами здания, подлежащего сносу, помещали прочный железный стержень и разводили под ним костер. От нагревания стержень удлинялся, распирал стены, и они разваливались. Нагревание здесь причина, расширение стержня ее следствие. Камень попадает в окно, и оно разлетается на осколки. Молния ударяет в дерево, оно раскалывается и обугливается. Извергается вулкан, пепел засыпает многометровым слоем город, и он гибнет. Начинается дождь, и на земле через некоторое время образуются лужи. Во всех этих случаях одно явление причина вызывает, порождает, производит и т.п. другое явление свое следствие. Что характерно для причинной связи? Чем она отличается от других возможных связей явлений? Прежде всего, причина всегда предшествует во времени следствию. Сначала железо нагревается, а затем начинает расширяться. Окно раскалывается не до удара камня, а после него и т.д. Основываясь на этом очевидном свойстве причинности, мы всегда ищем причину интересующего нас явления только среди тех явлений, которые предшествовали ему, и не обращаем внимания на все, что случилось позднее. Далее, причинная связь необходима: всякий раз, когда есть причина, неизбежно наступает и следствие. Вода при нормальном атмосферном давлении нагревается до 100°С, закипает и превращается в пар. Можно миллион раз нагревать воду до кипения, и она всегда будет переходить в пар. И если бы при миллион первом нагревании этого вдруг не произошло, мы должны были бы сказать, что между нагреванием воды и превращением ее в пар нет причинной связи. Названных характеристик причинности недостаточно, однако, для отличения ее от связей других типов. Наступлению каждого явления предшествует бесконечное множество других явлений. Но только одно из них может быть его причиной. Постоянное следование одного явления за другим не говорит еще, что предшествующее причина последующего. Ночь всегда предшествует утру, а за утром неизменно наступает день. Но ночь не причина утра, а утро не причина дня. Как предостерегает старая латинская пословица: "После этого не значит вследствие этого". Причина всегда предшествует следствию, и следствие обязательно наступает в случае реализации причины. Но причина, сверх того, порождает и обусловливает следствие. В этом еще одна особенность причинной связи, отграничивающая ее от всех других случаев постоянного следования одного явления за другим. Без этой особенности причинную связь невозможно охарактеризовать однозначно. Без нее нельзя, в частности, отличить причину от повода, т.е. события, которое непосредственно предшествует другому событию, делает возможным его появление, но не порождает и не определяет его. Допустим, что на нитке подвешен камень. Нитка разрезается, камень падает. Что является причиной падения? Ясно, что разрезание нитки только повод, а причина земное притяжение. Если бы камень лежал на поверхности или находился в состоянии невесомости, он, лишенный подвески, не упал бы. Для причинной связи также характерно, что с изменением интенсивности или силы действия причины соответствующим образом меняется и интенсивность следствия. Причинность, наконец, всеобща. Нет и не может быть беспричинных явлений. Все в мире возникает только в результате действия определенных причин. Это закон причинности, требующий естественного объяснения всех явлений природы и общества и исключающий их объяснение с помощью каких-то сверхъестественных сил. Эти особенности причинности обусловливают специфическую ее черту: наличие причинной связи нельзя установить на основе только наблюдения. Чтобы определить, какое из двух деревьев выше, мы сравниваем их и приходим к соответствующему заключению. Решая вопрос, является ли один человек братом другого, мы изучаем их прошлое и пытаемся определить, имели ли они общих родителей. И в первом, и во втором случае нет необходимости рассматривать какие-то другие деревья и других людей. Иначе обстоит дело с причинными связями. Предположим, мы видим, что камень летит к окну, ударяется об оконное стекло и стекло раскалывается. Мы говорим, что удар камня был причиной разрушения стекла. Мы видели, как камень ударил в стекло, а стекло, как мы хорошо знаем, всегда раскалывается от сильного удара. Увидев летящий в окно камень, мы можем заранее предсказать, что произойдет. Но представим, что перед окном была прозрачная пластмассовая поверхность и в тот момент, когда камень ударился о пластмассу, кто-то в доме, чтобы обмануть нас, незаметно разбил окно. В обычных ситуациях мы исключаем такой обман и уверенно говорим, что видели своими глазами причину разрушения стекла. Этот упрощенный пример говорит о том, что о причинной
связи нельзя судить только на основе наблюдения,
относящегося к одному случаю. Необходимо сопоставление
нескольких сходных случаев, а также знание того, что обычно
происходит в соответствующих ситуациях.
Мы привыкли думать, что выявить причинные связи можно путем наблюдения. Однако это не так. Причину можно установить только на основе рассуждения. В логике разработаны определенные методы проведения таких рассуждений, получившие название принципов, или канонов, индукции ( от латинского слова canon, имеющего значения: тростниковый прут, затем прут вообще, далее линия, обозначающая направление, наконец, требование, правило). Первая формулировка этих принципов была дана еще в начале XVII в. философом Ф. Бэконом. Систематически они были исследованы в прошлом веке философом и логиком Д.-С. Миллем. Отсюда их наименование "Каноны (принципы) Бэкона-Милля". Все принципы индукции опираются на рассмотренные выше свойства причинной связи. Каждое явление имеет причину, именно поэтому поиски ее не лишены смысла. Причиной может быть только явление, имевшее место до наступления того явления, причину которого мы ищем. После явления, считаемого причиной, всегда должно наступать ее следствие. При отсутствии причины следствие не должно иметь места. Изменения в причине влекут за собой изменения в следствии. Всего принципов, помогающих выявлять причинные связи, пять. (Любопытно, что Милль, перечисливший их, случайно написал в заголовке соответствующей главы: "О четырех методах опытного исследования"). Принцип единственного сходства: если какое-то обстоятельство постоянно предшествует наступлению исследуемого явления, в то время как иные обстоятельства изменяются, то это обстоятельство есть, вероятно, причина данного явления. Допустим, мы ищем причину плохого роста посеянных растений (обозначим это явление буквой X). Прежде всего составим перечень всех тех явлений, которые способны, как мы предполагаем, оказаться такой причиной. Наше подозрение может, в частности, упасть на вредителей растений (обозначим этот фактор буквой A), на высокую температуру (В), недостаточную влажность (C), неблагоприятный химический состав почвы (D), плохую ее вспашку (Е). Теперь исследуем несколько полей, на которых посеяны эти растения, и составим сводную таблицу: 1. В условиях А, В, С, D, но не Е имеет
место X.
Таблица показывает, что всем случаям наличия X
сопутствует только фактор С. Иными словами, все
ситуации, в которых посеянные растения развиваются плохо,
сходны в одном-единственном свойстве: недостаточной
влажности. Из этого мы заключаем, что причиной плохого
роста растений является, вероятно, именно недостаточная
влажность.
Самым надежным и важным из всех принципов индукции является, пожалуй, принцип единственного различия. Он говорит: если какое-то обстоятельство имеет место, когда наступает исследуемое явление, и отсутствует, когда этого явления нет, а все другое остается неизменным, то данное обстоятельство и представляет собой вероятную причину явления. Общая схема этого принципа: 1. В условиях А, В, С, D имеет место X.
Например, в нормальном воздухе свеча горит, а в воздухе, лишенном кислорода, гаснет. Из этого можно заключить, что кислород необходимая предпосылка горения. На поле, которое было хорошо удобрено, хлеба буйно пошли в рост. На соседнем, в общем точно таком же поле удобрения не применялись и посевы развивались плохо. Единственное различие этих полей удобрения и является, скорее всего, причиной хорошего роста растений. Сад, где выращивались груши сорта "вильямсия", буйно
цвел, но не плодоносил, хотя климатические условия были
благоприятными. Возник вопрос, отчего это. Было замечено,
что плодоносили только те деревья "вильямсии", возле
которых росли случайно сохранившиеся экземпляры груш сорта
"фаворитка". Из этого был сделан вывод, что соседство с
"фавориткой" находится в причинной связи с плодоношением
"вильямсии". Этот вывод оказался правильным. Последующее
изучение выявило тот факт, что груши сорта "вильямсия"
плодоносят только после опыления их цветов пыльцой другого
сорта.
Принципы единственного сходства и единственного
различия, примененные вместе, дают объединенный принцип
сходства и различия: если два или большее число случаев,
когда наступает данное явление, сходны только в одном
обстоятельстве, в то время как два или больше случаев,
когда этого явления нет, различаются только тем, что данное
обстоятельство отсутствует, то это обстоятельство и есть,
вероятно, причина рассматриваемого явления.
Если с изменением одного явления изменяется и другое, а остальные обстоятельства остаются неизменными, то между данными явлениями существует, по всей вероятности, причинная связь. Это принцип сопутствующих изменений. Схематично: 1. В условиях А, В, С имеет место X.
Например, если по мере увеличения температуры газа увеличивается его объем, то можно сделать вывод, что между температурой и объемом имеется причинная связь. Этот принцип широко применим в тех случаях, когда
какую-то характеристику нельзя, подобно температуре,
полностью исключить, но можно в определенных пределах
варьировать.
Если сложная причина производит сложный результат и известно, что часть причины вызывает определенную часть этого результата, то остающаяся часть причины производит, по всей вероятности, остальную часть результата. Это принцип остатков. Схематично: 1. Сложное явление АВ есть причина сложного
следствия XY.
К примеру, взвешивалась доза вещества определенного
химического состава. Оказалось, что общий вес этой дозы
несколько больше, чем вес составных частей вещества,
предполагаемых формулой. Избыток веса говорил о наличии
примеси. Так был открыт химический элемент литий.
Ахиллесова пята всех индуктивных умозаключений их ненадежность. Они расширяют круг известного и дают новое знание. Но знание не достоверное, а только вероятное, проблематичное. Это относится и к рассмотренным принципам, или канонам, индукции. Если даже их посылки истинны, выводимое заключение является только предположением, гипотезой и нуждается в дальнейшем обосновании. Именно поэтому в схемах принципов употребляются обороты типа "А есть, вероятно, причина X", а не категоричное "А является причиной X". Принципы индукции предполагают, что при установлении причинных связей изучаемое явление и те обстоятельства, в которых оно возникает, можно рассматривать как отдельные, изолированные события. Допустимо говорить о связи отдельной причины и отдельного обстоятельства, отвлекаться от взаимного влияния обстоятельств друг на друга, от обратного воздействия следствия на причину. Между тем, как это часто бывает, явление может быть порождено не одной какой-либо причиной, а рядом причин, находящихся между собой в сложных отношениях. Каждому явлению предшествует бесконечное число других явлений. Выделяя среди них те, которые могли бы оказаться причиной интересующего нас явления, мы можем упустить что-то существенное. В этом случае дальнейшие рассуждения о причине этого явления заведут нас в тупик. Более или менее успешный результат получается только в тех случаях, если мы имеем дело с изолированными системами, элементы которых ясно различимы и не влияют друг на друга. Тогда можно четко выделить предшествующие обстоятельства А, В, С, ... и определить, какое из них причина. Но и здесь мы отвлекаемся от возможности совместного действия этих обстоятельств, соединяющихся в какие-то комплексы АВ, ВС, АС, ... Принципы индукции существенно упрощают природу. Они представляют ее подобной ролью, в котором каждая струна соответствует одному, и только одному, клавишу, действующему совершенно независимо от других клавишей. С этим упрощением и связано то, что данные принципы, как и любые методы индуктивного исследования, дают только вероятное знание. Однако вероятность вероятности рознь, и чем выше вероятность полученного знания, тем лучше. Как можно повысить вероятность утверждений о причинных связях? В общем-то с помощью тех же приемов, которые используются для повышения вероятности всякого индуктивного умозаключения. Прежде всего, определенную пользу может принести увеличение количества исходных данных. Если мы наблюдали большое число положительных случаев и ни одного отрицательного, то говорим, что индуктивное подтверждение является сильным. Есть однако процессы, в которых увеличение числа подтверждающих случаев или вообще не увеличивает вероятность индуктивного вывода или даже уменьшает ее. К примеру, иногда предполагается, что чем больше девочек
родилось в какой-то семье, тем больше вероятность того, что
следующим ребенком в этой семье окажется мальчик. Но
индуктивное рассуждение "Поскольку все предыдущие дети в
семье были девочками, велика вероятность того, что
следующий ребенок будет мальчиком" не убедительно. Между
полом одного ребенка и полом следующего нет никакой связи.
Сколько бы девочек ни было уже в семье, вероятность того,
что следующий ребенок будет мальчиком, такова же, какой она
была бы, если бы этот ребенок был первенцем. Допустим,
кто-то решил показать, что лошадь вполне может обходиться
без пищи, и перестал кормить свою лошадь. Наивно было бы
думать, что каждый следующий день, когда лошадь не ест,
увеличивает вероятность заключения, что пища ей вообще не
нужна. Чем больше таких дней, тем меньше вероятность того,
что лошадь останется живой. Для повышения вероятности индуктивного вывода имеет также значение разнообразие исходных данных и случайность их выбора. Рассматриваемые случаи должны отличаться друг от друга настолько, насколько это возможно. При выборе не следует руководствоваться какой-то предвзятой идеей, а надо стремиться, чтобы данные представляли исследуемую область более или менее равномерно. Скажем, если проверяется закон теплового расширения, то не следует ограничиваться испытанием одних твердых тел. Если проверяется положение, что металлы хорошие проводники электричества, надо не ограничиваться испытанием образцов из железа, а проверить столько металлов, сколько возможно, при различных условиях горячими, холодными и т.п. Ф. Бэкон, положивший начало систематическому исследованию индукции, весьма скептично относился к популярной индукции, опирающейся на простое перечисление подтверждающих примеров. Он называл такую индукцию "детской вещью", дающей шаткие заключения и подверженной опасности со стороны противоречащих частностей. Этой "детской вещи" Бэкон противопоставлял свои индуктивные принципы установления причинных связей. В последних, заявлял он, и заключена, без сомнения, наибольшая надежда. Бэкон даже полагал, что предлагаемый им индуктивный путь открытия знаний, являющийся очень простой, едва ли не механической процедурой, "почти уравнивает дарования и мало что оставляет их превосходству...". Продолжая его мысль, можно сказать, что он мечтал о создании особой "индуктивной машины". Вводя в такую вычислительную машину все предложения, относящиеся к наблюдениям, мы получали бы на выходе точную систему законов, объясняющих эти наблюдения. Программа Бэкона была, разумеется, чистой утопией. Никакая "индуктивная машина", перерабатывающая факты в новые законы и теории, невозможна. Индукция, ведущая от частных утверждений к общим, дает только проблематичное, а не достоверное знание. Это относится и к принципам Бэкона Милля. Как показал уже сам Милль, эти принципы в конечном счете опираются как раз на третировавшуюся Бэконом индукцию через простое перечисление. Производимое ими впечатление известной надежности и строгости связано с тем, что в них обычная индукция нередко комбинируется с элементами дедуктивного рассуждения. Все это еще раз подтверждает простую в своей основе мысль: познание реального мира это всегда творчество. Стандартные правила, принципы и приемы, какими бы совершенными они ни были, не дают гарантии достоверности нового знания. Самое строгое следование им не предохраняет от ошибок и заблуждений. Всякое открытие требует таланта и творчества. И даже
само применение разнообразных приемов, в какой-то мере
облегчающих путь к открытию, является творческим процессом.
Еще одним видом индуктивного рассуждения, находящим широкое применение в самых разных областях, является умозаключение по аналогам. Ребенок видит в зоопарке маленькую обезьянку и просит родителей купить ему этого "человечка в шубе", чтобы дома можно было играть и разговаривать с ним. Ребенок убежден, что обезьяна это человек, но только в шубе, что она умеет, подобно человеку, играть и разговаривать. Откуда это убеждение? По внешнему виду, мимике, жестам обезьяна напоминает человека. Ребенку кажется, что с нею, как и с человеком, можно играть и говорить. Рассуждение ребенка идет по такой схеме: сопоставляются два объекта, и оказывается, что они сходны в каких-то своих признаках; из этого делается вывод, что их сходство распространяется и на другие, еще не рассматривавшиеся признаки. При таком рассуждении знание, полученное из рассмотрения одного предмета, переносится на другой, менее изученный предмет. Это и есть умозаключение по аналогии. Аналогия (от греч. analogia соответствие) сходство между предметами, явлениями и т.д. Умозаключение по аналогии (или просто аналогия) индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве также по другом параметрам. Например, планеты Марс и Земля во многом сходны: они
расположены рядом в Солнечной системе, на обеих есть вода и
атмосфера и т.д.; на Земле есть жизнь; поскольку Марс похож
на Землю с точки зрения условий, необходимых для
существования живого, можно сделать вывод, что на Марсе
также имеется жизнь. Это заключение является, конечно,
только правдоподобным. Общая схема умозаключения по аналогии: Объект А имеет признаки а, b, с.
Сопоставление двух объектов, как бы далеко оно не шло, способно дать только предположительное знание, гипотезу, нуждающуюся в дальнейшей проверке. Не всегда аналогия выступает в такой прозрачной форме, как в приведенных примерах. У книгопечатника Д.Дантона был счастливый, но очень,
короткий брак: молодая жена его рано скончалась. Спустя
всего полгода он, однако, вновь женился. В истории своей
жизни Дантон оправдывал столь скорое утешение тем, что
вторая жена была всего лишь повторением первой: "Я поменял
только лицо, женские же добродетели в моем домашнем круге
остались те же. Моя вторая жена не что иное, как
первая, но лишь в новом издании, исправленном и
расширенном, и я бы сказал: заново переплетенном".
Аналогия может выступать в форме, напоминающей популярную индукцию. К примеру, человек прочел "Записки Пиквикского клуба"
Ч.Диккенса понравилось, прочел "Оливера Твиста"
тоже понравилось. На этом основании он заключает,
что и роман Диккенса "Домби и сын", к чтению которого он
только приступил, окажется интересным. В начале этого и подобных ему рассуждений констатируется, что каждый из встречавшихся ранее предметов некоторого рода имел определенное свойство. В заключении выражается предположение, что и следующий встреченный предмет этого рода также будет обладать данным свойством. Если бы, прочитав два-три произведения Диккенса и найдя их интересными, кто-то пришел к мысли, что все произведения этого классика интересны, это была бы популярная индукция. В примере же с романом "Домби и сын" от знания об отдельных объектах совершается переход к знанию еще об одном, опять-таки индивидуальном объекте. Другой пример уже из астрономии позволит
яснее понять различие между аналогией и популярной
индукцией. И.Кеплер нашел, что Марс описывает вокруг
Солнца траекторию в форме эллипса. Зная также, что имеется
много общего между Марсом и Меркурием, Венерой, Землей,
Юпитером и Сатурном, Кеплер заключил, что все планеты
Солнечной системы движутся по эллиптическим орбитам. В этом
рассуждении комбинируются аналогия и популярная индукция.
Форма траектории Марса известна, значит, и похожий на него
Меркурий описывает такую же траекторию. Это верно также для
Венеры, Земли, Юпитера и Сатурна. Получив посредством
аналогии знание об орбитах отдельных планет, можно
выдвинуть индуктивное обобщение: не только рассмотренные,
но и вообще все планеты Солнечной системы движутся по
эллипсам. Итак, в обычном мышлении умозаключение по аналогии редко встречается в ясной, не требующей размышления и реконструкции форме. Чаще всего аналогия оказывается свернутой, какие-то части умозаключения опускаются. Иногда она протекает так, что ее можно спутать с популярной индукцией. Нередко аналогией называют рассуждения, заведомо не являющиеся умозаключениями по аналогии. АНАЛОГИЯ СВОЙСТВ И АНАЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ Аналогия понятие, известное со времен античности. Уже тогда было замечено, что уподобляться друг другу, соответствовать и быть сходными по своим свойствам могут не только предметы, но и отношения между ними. Помимо аналогии свойств существует также аналогия отношений. Хорошим примером последней является аналогия между предметами и отбрасываемыми ими тенями. Вообразим себе караван, идущий в пустыне на заходе солнца. Тени, падающие на песок, удлинены и деформированы. Но каждому положению, каждому движению наездников и животных соответствует определенное положение и движение тени на песке. Между людьми и верблюдами и их искаженными тенями мало сходства. Животные и люди являются трехмерными, цветными; тени же плоские, черные, карикатурно удлиненные. И вместе с тем между миром вещей и миром их теней есть элемент подобия и даже тождества. В обоих мирах существуют одни и те же отношения. Взаимные положения теней являются такими же, как взаимные положения членов каравана. Каждому наклону головы, каждому движению ноги наездника или верблюда отвечают точно такое же движение соответствующей тени на песке. Можно сказать, что поведение теней строго аналогично поведению тех объектов, которые отбрасывают эти тени. При аналогии отношений уподобляются отношения. Сами же предметы, между которыми эти отношения имеют место, могут быть совершенно разными. В стихотворении М.Ломоносова повар использует
рассуждение по аналогии для подтверждения правоты Коперника
в его споре с Птолемеем: Случились вместе два Астронома в пиру
Ломоносов был убежден в правильности гелиоцентрической
системы Коперника. Ирония, звучащая в стихотворении,
связана, конечно, с несерьезностью довода повара.
Уподобление отношения между Солнцем и планетами отношению
между очагом и жарким до крайности поверхностно. К тому же
умозаключение по аналогии, даже самое глубокое и строгое,
не способно дать "несомненного подтверждения", "доказать
правду". Ломоносов хорошо знал это. Но он знал также, что в
вопросах веры и неверия сила разумных аргументов не всегда
имеет решающее значение. Незатейливая аналогия повара,
выраженная в художественных образах, сыграла свою роль в
популяризации учения Коперника.
Быть может, эти электроны
В романе "Восстание ангелов" А.Франс сравнивает пламя
зажженной спички со Вселенной. В этом пламени есть частицы,
подобные звездам и планетам; на некоторых частицах живут,
подобно людям, мельчайшие существа, которых нам никогда не
увидеть; эти существа влюбляются, строят, спорят, и все это
до тех пор, пока человек, зажегший спичку, не дунет на ее
пламя и не погасит его.
Аналогия отношений, способная сопоставить и сблизить все что угодно, является мощным оружием человеческого мышления, требующим, однако, особой осторожности и рассудительности при его применении. В умелых руках такая аналогия может стать средством глубоких, опережающих свое время прозрений или ярких, поэтических образов, заставляющих увидеть мир в новом свете и в необычном ракурсе. Но при поверхностной трактовке аналогия отношений способна превратиться в орудие безудержной, совершенно непродуктивной фантазии. Ученые XVII в. любили сопоставлять человеческое тело с
земным шаром: кожа человека это поверхность земли,
его кости скалы, вены большие потоки, а семь
главных частей тела соответствуют семи металлам, сокрытым в
рудных жилах. Многое ли можно почерпнуть из этого сопоставления? Ровным счетом ничего. Можно придумать тысячу разных аспектов, в которых отношения между частями тела человека будут похожи, на отношения между частями земли. Но установление всех таких поверхностных аналогий не даст никакого знания ни о человеческом теле, ни о земном шаре. Подобные аналогии не просто бесполезны, но, хуже того,
вредны. Они опутывают объекты, нуждающиеся в исследовании,
густой паутиной надуманных, вычурных и совершенно пустых
конструкций, внушают иллюзию понятности того, что еще
только предстоит изучить.
Аналогия во всех случаях означает определенное подобие, сходство: вещей, свойств, отношений. Но не всякое сходство есть аналогия. Например, два близнеца очень похожи друг на друга, но вряд ли можно сказать, что они являются "аналогами" друг друга. Аналогия только частный случай сходства. Начало рассуждения по аналогии всегда требует установления определенного сходства. Сама аналогия это всего лишь продолжение первоначального сходства, перенос его с известных свойств на неизвестные. Как бы широко ни простиралось и как бы вольно ни истолковывалось сходство, оно никогда не будет полным и абсолютным. Два близнеца очень похожи, но все-таки во многом они различаются. Настолько различаются, что родители, как правило, не путают их. Две буквы "е" в слове "веер" чрезвычайно похожи, и тем не менее они разные. Одна из них может оказаться пропечатанной слабее, чем другая; если даже типографски они окажутся совершенно идентичными, они все-таки различаются соседствующими с ними буквами или знаками (как в нашем случае). Если бы и в этом буквы "е" совпадали, они все равно остались бы различными: одна из них встречается в предложении раньше другой. Если бы и этого не было, не было бы вообще двух букв, то есть двух разных букв. Сходство всегда сопряжено с различием и без различия не существует. В этом плане аналогия это всегда попытка продолжить сходство несходного. Как только это осознается, встает самый важный вопрос, касающийся аналогии. Рассуждение по аналогии продолжает сходство, причем продолжает его в новом, неизвестном направлении. Не наткнется ли эта попытка расширить сходство на неожиданное различие? Как разумно продолжить и развить установленное начальное сходство? Каковы критерии или гарантии того, что подобные в чем-то объекты окажутся сходными и в других своих свойствах? Умозаключение по аналогии не дает достоверного знания. Если посылки такого умозаключения являются истинными, то это еще не означает, что и его заключение будет истинным: оно может быть истинным, но может оказаться и ложным. Простой пример. Квадрат и прямоугольник сходны: это
плоские геометрические фигуры, их противоположные стороны
равны и параллельны. У прямоугольника, как подсказывает
само его название, все углы прямые. Можно заключить по
аналогии, что и у квадрата все углы также являются прямыми.
Этот вывод истинный. Из сходства квадрата и прямоугольника
и того, что у квадрата все стороны равны, можно сделать по
аналогии вывод, что и у прямоугольника они равны. Но это
уже будет неверно. Проблематичность, или вероятность, может быть большей или меньшей. Аналогию, дающую высоковероятное знание, принято называть строгой или точной. Научные аналогии обычно являются строгими. Рассуждения по аналогии, нередкие в повседневной жизни, как правило, поверхностны и не особенно строги. От аналогий, встречающихся в художественной литературе, точность вообще не требуется. Как повысить вероятность выводов по аналогии? В начале рассуждения по аналогии фиксируется сходство сопоставляемых объектов. Здесь надо стремиться к тому, чтобы было схвачено и выражено действительное, а не поверхностное или мнимое сходство. Желательно, чтобы сравниваемые объекты были подобны в важных, существенных признаках, а не в случайных и второстепенных деталях. Полезно также, чтобы круг совпадающих признаков объектов был как можно шире. Для строгости аналогии важен, далее, характер связи сходных признаков предметов с переносимым признаком. Информация о сходстве должна быть того же типа, что и информация, распространяемая на другой предмет. Если исходное знание внутренне связано с переносимым признаком, вероятность вывода заметно возрастает. Кроме того, при проведении аналогии необходимо тщательно учитывать не только сходные черты сопоставляемых предметов, но и их различия. Как бы ни были подобны два предмета, они всегда в чем-то отличаются друг от друга. И если их различия внутренне связаны с признаком, который предполагается перенести с одного предмета на другой, аналогия неминуемо окажется маловероятной, а возможно, вообще разрушится. ПОНИМАНИЕ ПО АНАЛОГИИ Итак, рассуждение по аналогии, порождающее новые идеи и решения, является переносом, продолжением сходства. Понятия, допущения, формально-математические структуры и т.п. из той области, где уже была продемонстрирована успешность их применения, переносятся в другую область, являющуюся для исследователя центром его проблемной ситуации. В основе переноса лежит предположение о сходстве, разумеется, неполном, между двумя областями. Первоначальная ситуация выступает в качестве того образца, под который подгоняется новая ситуация. Аналогия мощный генератор новых идей, гипотез, предположений. Причем важно, что аналогии создают для науки не просто запас идей, но арсенал решений, точнее, их полуфабрикатов. Ученые вовсе не склонны, как нередко считается, идти на риск ради самого риска. Перенос идеи, уже апробированной в другой области, увеличивает их убежденность в эффективности используемых методов и, значит, в возможности конечного успеха. Аналоговые переносы твердая почва для контролируемого риска. С их помощью мобилизуются решения, уже доказавшие свою работоспособность, хотя и в другом контексте, и устанавливаются взаимосвязи между новыми идеями и тем, что уже считается достоверным знанием. Новые идеи не возникают на пустом месте. Они результат преобразования уже известного, и старый опыт служит для них определенным подкреплением. Иногда говорят, что применение аналогии ограничено, что новое знание это как раз то знание, которое не имеет аналогии. История науки убеждает в обратном: самое радикальное новшество обнаруживает некоторые неожиданные аналогии с уже имеющимися знаниями. Аналогия является также мощным средством установления связи между отдаленными областями и тем самым сближения их. Одно из наиболее важных понятий в биологии
гомология, т.е. сходство органов животных и растений по
основному плану строения. Это сходство объясняется
общностью происхождения, параллельной генетической
дерминацией или тем, что данные органы являются завершением
одного какого-то эволюционного ряда. Гомология
биологическая разновидность аналогии.
Аналогия часто используется для облегчения понимания. Особенно хороши для этой цели рассуждения по аналогии, уподобляющие абстрактные, недоступные наблюдению объекты каким-то конкретным вещам, тому, что можно увидеть, услышать, потрогать. Конкретизация отвлеченной идеи, представление ее в образной, наглядной форме нередко дает больше для схватывания этой идеи, чем длинное, основательное, но столь же абстрактное ее разъяснение. Разумеется, далеко не всякую абстракцию можно уподобить чему-то конкретному. Кроме того, такое уподобление значительно упрощает и даже искажает существо дела. И тем не менее удачно подобранный образ очень многое значит для облегчения понимания. Важно только, чтобы он ограничивался своей вспомогательной, служебной ролью и не уводил в сторону от разъясняемого им объекта. Когда в 20-е годы этого века была выдвинута гипотеза,
что атомное ядро состоит лишь из протонов и нейтронов,
многие пришли в недоумение: как можно утверждать, что в
ядрах нет электронов, если все видят, что они вылетают из
ядер? В. Гейзенберг, одним из первых выдвинувший эту
гипотезу, вспоминал, как однажды он пытался объяснить свою
теорию группе коллег. Ожесточенный спор завязался прямо в
университетском кафе, которое было расположено рядом с
бассейном. Исчерпав все абстрактные физические доводы,
Гейзенберг призвал на помощь более наглядные представления.
"Посмотрите в окно! позвал он коллег. Вы
видите, как в помещение бассейна входят люди. Они одеты. Но
неужели вы думаете, что и в бассейне они плавают в пальто?
Откуда же берется такая уверенность, что из ядра выходят
точно такие же частицы, что были внутри?"
Рассуждения по аналогии особенно важны, когда речь идет об объектах, недоступных прямому изучению. Долгое время, пока Луна и планеты Солнечной системы не
стали исследоваться с помощью космических аппаратов, о
возможности жизни на этих небесных телах рассуждали только
по аналогии. Например, сторонники гипотезы о существовании
на Марсе растительности искали на Земле места, хотя бы
отдаленно напоминающие по климатическим условиям
поверхность Марса. Найдя высоко в горах примитивные
растения, они оценивали это как аргумент в пользу своей
гипотезы. Современные рассуждения о возможности существования разумных цивилизаций на каких-то планетах за пределами Солнечной системы также строятся по аналогии. Представление о роли умозаключений по аналогии в науке было бы, конечно, неполным без упоминания о моделях и моделировании. Аналогия является неотъемлемым структурным компонентом любой формы научного моделирования. Модель это "представитель" или "заместитель" оригинала в познании или практике. Когда невозможно изучать оригинал, строят его модель, исследуют ее и затем полученные результаты переносят на оригинал. Возможность такого переноса основана на том, что модель в определенном смысле "повторяет" оригинал, отображает какие-то его свойства. Например, для того чтобы изучить аэродинамику нового самолета, делают небольшую его модель и продувают ее в аэродинамической трубе. Результаты продувок переносят затем на самолет. Моделироваться могут самые разнообразные объекты, живые и неживые системы, инженерные устройства, физические, химические, биологические и социальные процессы. Сами модели также могут быть очень разными. Предметные модели воспроизводят определенные геометрические, физические или функциональные характеристики оригинала. Знаковые модели это схемы, чертежи, формулы. Важным видом таких моделей являются математические модели, представляющие собой системы формул. Модель и оригинал сходны в каких-то одних отношениях и
различны в других. Модель упрощает в каких-то аспектах
оригинал, не воспроизводит всех тех свойств, которые
присущи ему. Она имеет к тому же свои собственные свойства,
отсутствующие у оригинала. Поэтому распространение на
оригинал знания, полученного при исследовании модели,
требует осторожности, как, впрочем, и в случае всякого
рассуждения по аналогии.
До сих пор речь шла по преимуществу о том, к каким интересным и плодотворным заключениям можно прийти, используя умозаключение по аналогии. Но аналогия может иногда быть заведомо поверхностной, вести к ошибочному выводу, а то и вообще заводить в тупик. Многие бытующие до сих пор предрассудки, вроде веры в приметы или гадания, опираются на ошибочные аналогии. Нужно помнить поэтому не только о полезных применениях аналогии, но и о тех случаях, когда она ведет к недоразумениям и прямым ошибкам. Наиболее часто встречающиеся неверные аналогии, пожалуй, те, в которых что-то сравнивается с человеком. Популярность подобных аналогий объясняется, наверное, тем, что человек очень многогранен и уподоблять ему можно многое. Вместе с тем человек кажется настолько простым, что все о нем известно будто бы каждому. Древние философы, последователи Пифагора, занимавшиеся
астрономией, отказывались допустить беспорядок в мире
планет и признать, что они движутся иногда быстрее, иногда
медленнее, а иногда и вовсе остаются неподвижными. Ведь
никто не потерпел бы такой "суетливости" в движениях
солидного человека. Поэтому она нетерпима и в движениях
планет. Правда, житейские обстоятельства часто заставляют
людей двигаться то быстрее, то медленнее, но в сфере
небесных тел "обстоятельствам" нет места.
Наивно и опрометчиво уподоблять без разбора все, что подворачивается под руку, человеку, его биологическим или социальным особенностям. Человек очень своеобразный и очень сложный объект. Сопоставлять что-то с ним без глубокого размышления и анализа значит провести ошибочную параллель. Уподобление человеку, наделение присущими ему психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ и т.д. получило название антропоморфизма. Истолкование окружающего мира по аналогии с человеком было широко распространено на ранних ступенях развития общества. Антропоморфизм характерен для всякого религиозного мировоззрения, переносящего облик и свойства человека на вымышленные предметы, вроде чертей, домовых и т.п. Антропофорны в известной мере многие образы в искусстве, особенно в поэзии. Иногда и в науке употребляются антропоморфные понятия: в кибернетике говорят, например, что машина "запоминает", "решает задачу" и т.п. Но как в искусстве, так и в науке уподобление человеку не понимается буквально. В искусстве оно связано с требованием высокой эмоциональной выразительности, в науке с нежеланием отходить от обычного употребления слов и усложнять без необходимости свой язык. Характерный для современности интерес к человеку сместил акценты. Человек предстал как уникальное по своей сложности существо двойственной природы, социальное и биологическое одновременно. Попытки истолковать и понять что-то по аналогии с ним стали встречаться гораздо реже. Но зато возникла тенденция истолковывать самого человека по аналогии с какими-то другими объектами и прежде всего с другими живыми существами. Такие аналогии допустимы и иногда полезны. Но они требуют особого внимания, поскольку при сравнении человека с чем-то иным всегда есть риск чрезмерного, неоправданного упрощения и умаления его своеобразия и неповторимости. Многие поверхностные аналогии порождаются уподоблением всего, что придется, числам и отношениям между ними. Распространенность такого рода аналогий связана скорее всего с ощущением особой сложности и особого положения идеального мира чисел. В нем, как кажется, царит некая таинственная специфическая гармония, слабым отблеском которой являются отношения вещей в обычном мире. Одно время даже говорили о "мистике чисел" и ее влиянии на ход реальных событий. Так, поэт В.Хлебников, сопоставляя даты знаменательных событий, происшедших в прошлом, пытался вывести закон, позволяющий предсказывать точное время наступления будущих великих событий. Никакой особой таинственности и тем более мистики в мире чисел, конечно, нет. Он всего лишь своеобразное отражение реального мира, и не более. Обращаться к числу как к какому-то специфическому, избранному объекту разного рода уподоблений нет особых оснований. Сейчас это достаточно ясно, но в прошлом "мистика чисел" завораживала даже крупные умы. Среди самых поверхностных аналогий нужно специально выделить те, которые лежат в основе всякого рода гаданий, предсказаний, прорицаний и т.п. Эти аналогии не только не дают никакого нового знания, но, напротив, уводят с путей, ведущих к нему, предлагают взамен него слепую, лишенную реальных оснований веру. Гадание и прорицание это всегда рассуждение по аналогии. Но рассуждение своеобразное, уподобляющее предметы по их внешним, несуществующим признакам. Нередко два объекта истолковываются гадальщиком или прорицателем как сходные не потому, что они на самом деле имеют какие-то общие свойства, а на основе их таинственного внутреннего "родства", их "симпатии" и т.п. Распространенная группа гаданий опирается на аналогию между телом человека и его судьбой. Сюда относятся гадания по ладони руки, по черепу и т.п. Какое реальное сходство может быть, скажем, между такими разнопорядковыми вещами, как линии на ладони и жизнь человека, тем более будущая его жизнь? Очевидно, никакого. Если кто-то и способен внушить иллюзию, будто он видит их сходство, то это внушение достигается лишь благодаря долгой традиции истолкования этих линий и заучивания каждым новым гадальщиком традиционных приемов истолкования. По существу, предметы, которые используются в процессе гадания, выступают как представители чего-то иного, отличного от них самих. Их свойства оказываются только символами, пустыми оболочками для какого-то другого, скрытого от непосвященных содержания. Если внимательно присмотреться, станет понятно, что и во всех других гаданиях их предметы гадальные карты, кофейная гуща и т.п. тоже только символы. Если принять во внимание вопросы, задаваемые при гадании, станет понятно, что оно относится к рассуждениям по аналогии. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|