ПРЕФОРМИЗМ (от лат. prae пред, перед и forma
форма, вид: praeformo заранее формирую, предобразую) концепция развития организма как разворачивания заложенных в
зародышевых структурах свойств. В качестве альтернативной П. концепции в истории европейской культуры выступает
концепция эпигенеза, согласно которой развитие организма может быть рассмотрено как процесс становления новых качеств
(классическая концепция эпигенеза Аристотеля, виталистическая У.Гарвея, механистическая Декарта и др.). В своей
эволюции П. восходит к античности (Гиппократ, Анаксагор и др.). Согласно учению о гомеомериях Анаксагора, semen человека
включает в себя в автохтонной, но миниатюрной форме сосуды, сухожилия, кости, ногти, волосы и т.п., которые в ходе
взросления лишь актуализируются, становясь видимыми. В эпоху Возрождения П. был рефлексивно осмыслен как альтернатива
креационистским представлениям о жизни. Аналогично трактовался П. и в Новое время: так, с точки зрения Р.Левенгука,
эмбрион еще до оплодотворения представляет собой в яйце или семени полностью сформированный организм, который может
быть наблюдаем с помощью увеличительных приборов; согласно Мальбраншу, взросление понималось не как развитие, но как
количественный рост. В 18 в. П. получил новый импульс развития, поскольку естествознанием была доказана
несостоятельность идеи "самозарождения жизни" (А.Галлер, Ш.Бонне, Л.Спалланцани и др.); мутационные отклонения
в этом контексте механистически объясняли на основании ньютоновского принципа всемирного тяготения (Ж.Бюффон, Дидро). В
монадологии Лейбница идея П. обретает статус универсального методологического принципа, будучи экстраполированной на
мировой процесс в целом (см. Монада). Формирование в биологии клеточного учения и позднее выявление роли гена в
процессах репродукции послужили поводом оформления "цитологического П.", во многом предвосхитившего
современную идею о хромосомах как материальном носителе информации о взрослом организме. Синтетическая теория эволюции,
опирающаяся на достижения современной генетики, преодолевает дихотомию П. и эпигенеза, полагая онтогенез двусторонним
процессом, детерминантами которого выступают как наследственные признаки (актуализация которых, однако, рассматривается
как процесс качественных изменений организма), так и факторы внешней среды, приводящие к его изменениям
(приспособительного, мутагенного и т.п. характера). Первым прецедентом подобного интегрального взгляда на развитие
организма является позиция Канта по этому вопросу, основанная на отказе и от крайностей П., и от виталистического
эпигенеза и опирающаяся на идею "родовой преформации", разработка которой Кантом являет собой классический
пример прогностической проработки философией понятийного аппарата естествознания.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.