Э. Фромм. МАРКСОВА КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

- Оглавление -


Примечания и ссылки

Перевод выполнен Э. М. Телятниковой по изданию: Fromm Erich. Das Menschenbild bei Marx. Lesamtausgabe. Bd. 5. Stuttgart, 1980-1982. Опубликован в сборнике Э.Фромм. Душа человека. М.: "Республика", 1992, с. 375-414.

Работа Э. Фромма с названием "Марксова концепция человека" ("Marx's Concept of Man") вышла в 1961 г. отдельным сборником, в который наряду со статьей Фромма вошли также ранние произведения Маркса. Эта публикация была вызвана тем, что Фромм тогда вступил в Социалистическую партию США и пытался создать для нее новую программу, ориентированную на "гуманистического" Маркса. И тут выяснилось, что в Америке периода "холодной войны" и антикоммунизма вообще не было английского перевода ранних работ Маркса (только в 1959 г. в Англии появился перевод, сделанный в Советском Союзе). Таким образом, Фромм в своем сборнике "Marx's Concept of Man" осуществил первую публикацию важнейших частей из "Экономическо-философских рукописей 1944 года" и "Немецкой идеологии" (1845-1846). Перевод был сделан Т. Б. Боттомором (р. 1920), английским социологом неомарксистской ориентации, с которым Фромм был в большой дружбе. Впечатление от этой публикации в США было огромным, а Фромм стал крупнейшей фигурой для американских неомарксистов.

  1. С грустью приходится констатировать факт, что это незнание и искажение Маркса в США встречается гораздо чаще, чем в какой-либо европейской стране. Следует отметить, что за последние 15 лет в Германии и Франции снова проходят весьма широкие дискуссии о Марксе, и особенно по поводу публикуемых здесь впервые "Экономическо-философских рукописей 1844 года". В Германии активное участие в этой дискуссии принимают протестантские теологи. Особо хочется отметить блистательную серию Иринга Фетчера ("Marxismusstudien") и великолепное Предисловие Ландгута к изданию Кренера (1971), затем – работы Лукача, Блоха, Попитца. В США в последнее время также наблюдается постепенное пробуждение интереса к Марксу. К несчастью, этот интерес нашел выражение в целой серии книг, искажающих марксизм. Примером тому являются работы Л. Шварцшильда "The Red Pression" (1948); Г. А. Оверстрита "What we must know About Communism" (1958). Зато прекрасное изложение марксизма дает нам И. Шумпетер в работе "Capitalism, Socialism and Democraty" (1962). Проблемы исторического натурализма обсуждаются у И. Беннета ("Christianity and Communism Today", 1960), а также в прекрасной антологии Л. Фойера, Т. Б. Боттомора и М. Рабела (1957, 1967). В связи с Марксовым понятием "человеческой природы" я бы хотел упомянуть работу В. Венабля "Human Nature: The Marxian View" (1945), которая, правда, страдает тем, что автор не мог познакомиться с текстами "Экономическо-философских рукописей 1844 года". По поводу философских основ учения Маркса рекомендую блистательные книги Герберта Маркузе "Reason and Revolution" (1941) и "Soviet Marxism" (1958). Сам я высказал свои идеи по этому поводу в "The sane Society" и в журнальных статьях. Во Франции заслуживают внимания книга Дж. Кальвеза "La pense de Karl Marx" (1950), а также работы А. Кожева, Ж.-П. Сартра и особенно А. Лефевра.

  2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 25.

  3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 19.

  4. Там же. С. 1.

  5. "В то время как классический капиталист клеймит индивидуальное потребление как грех против своей функции и как "воздержание" от накопления, модернизированный капиталист уже в состоянии рассматривать накопление как "отречение" от потребления" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 607).

  6. См. исследование Леонарда Кригера (1920), который пишет, что для Маркса подлинной субстанцией истории является человеческая деятельность на всех уровнях: в способе производства, в общественных отношениях и прочих сферах бытия.

    Хотя Маркс видит многообразие и сложность исторического процесса, он с поразительной тонкостью улавливает главную этическую и рациональную линию развития и прослеживает ее сквозь века.

  7. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 128-145.

  8. Там же. Т. 3. С. 19.

  9. Там же. Т. 23. С. 383.

  10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 89-90.

  11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-8.

  12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 24-25.

  13. См. также мою работу "Zsen-Buddismus and Psychoanalysis" (1960), а также рассуждение Маркса о роли языка: "Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не "относится" ни к чему и вообще не "относится"; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди. Сознание, конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание органической связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно – осознание природы, которая первоначально противостоит людям как совершенно чуждая, всемогущая и неприступная сила, к которой люди относятся совершенно по-животному и власти которой они подчиняются, как скот; следовательно, это – чисто животное осознание природы (обожествление природы)" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29).

  14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 2.

  15. См.: Маркс К.; Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 128-145.

  16. Там же. С. 128-129.

  17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 126-127.

  18. Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 150-151.

  19. Там же. С. 122.

  20. Там же.

  21. Я могу на практике относиться к вещи по-человечески только тогда, когда вещь по-человечески относится к человеку.

  22. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 120-121.

  23. Там же. С. 116.

  24. Там же. С. 125.

  25. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 120.

  26. Там же. С. 131-132.

  27. Там же. С. 125.

  28. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, С. 188-189.

  29. См. там же. Т. 42. С. 98.

  30. На связь отчуждения с поклонением кумирам указывал Пауль Тиллих в работе "Человек в христианстве и в марксизме" (Дюссельдорф, 1953. С. 14), где он подчеркивал, что смысл понятия "отчуждение" встречается еще у Августина. К. Левит в работе "От Гегеля до Ницше" (Франкфурт, 1969) аргументированно доказал, что Маркс выступает не против богов, а против идолов (кумиров).

  31. Это похоже на психологию фанатика. Он сам пуст и подавлен, но, чтобы преодолеть состояние депрессии, выбирает себе кумира, будь то государство, партия, идея, Бог или церковь. Он абсолютизирует этого идола и абсолютно ему подчиняется. В этом фанатик находит смысл жизни и душевный подъем, причем не творческий, а холодный, рассудочный.

  32. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 88.

  33. Там же. С. 91.

  34. Там же. С. 94.

  35. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 94.

  36. Там же. С. 98.

  37. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 88.

  38. Там же. С. 97.

  39. Там же. С. 94.

  40. Непременное условие (лат.).

  41. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 128-129.

  42. Ср.: "Продукт этого производства есть товар, обладающий сознанием и самостоятельной деятельностью... человек-товар..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 101).

  43. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 131.

  44. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 42. С. 134.

  45. Там же. С. 101.

  46. Tillich P. Protestantische Vision. Stuttgart, 1952. S. 6.

  47. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 386-387.

  48. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 150-151.

  49. См. блистательную работу И. Фетчера "Марксизм в зеркале французской философии" (1954).

  50. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 33.

  51. Там же. Т. 42. С. 96.


Библиотека
Просмотров: 1866
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • К. Маркс и Ф. Энгельс. ФЕЙЕРБАХ (первая глава "Немецкой идеологии") | ОГЛАВЛЕHИЕ III 1. Господствующий класс и господствующее сознание.
  • К. Маркс и Ф. Энгельс. ФЕЙЕРБАХ (первая глава "Немецкой идеологии") | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие Люди до сих пор всегда создавали
  • К. Маркс и Ф. Энгельс. ФЕЙЕРБАХ (первая глава "Немецкой идеологии") | ОГЛАВЛЕHИЕ ФЕЙЕРБАХ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ВОЗЗРЕНИЙ1 I
  • К. Маркс и Ф. Энгельс. ФЕЙЕРБАХ (первая глава "Немецкой идеологии") | ОГЛАВЛЕHИЕ II 1. Условия действительного освобождения людей 1
  • К. Маркс и Ф. Энгельс. ФЕЙЕРБАХ (первая глава "Немецкой идеологии") | Примечания Фейербах 150 1-я глава первого тома Немецкойидеологии,
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая ДИАЛЕКТИКА ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАНИЯ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тринадцатая ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ 1. МАРКСИСТСКОЕ ПОНЯТИЕ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестая КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ 1. ПОНЯТИЕ КАТЕГОРИИ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четвертая ПОЗНАНИЕ 1. СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ а
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ 1. СУЩНОСТЬ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая МАТЕРИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЕ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Примечание редактора htmlL-версии.Текст восстановлен с невычитанного скана
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ...В природе
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая ПРИНЦИПЫ КРИТИКИ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИИ ФИЛОСОФСКОГО
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Первая БРАК И СЕМЬЯ 1.
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцатая ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ 1.
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятнадцатая РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восемнадцатая СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Семнадцатая ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 1. МОРАЛЬ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестнадцатая ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ НАДСТРОЙКА 1.
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятнадцатая БАЗИС И НАДСТРОЙКА 1. ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четырнадцатая КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА 1.
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двенадцатая СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА 1. ПРОЦЕСС ТРУДА
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Одиннадцатая ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО 1. МЕСТО
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Десятая ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава Девятая ПРЕДМЕТ
  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Вторая ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС 1. СУТЬ
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ КРИТИКА ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ И ФИЛОСОФИИ ВООБЩЕ XI
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ ДЕНЬГИ XLI Если ощущения человека, его страсти
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | Примечания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь