Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж



ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

- Оглавление -


ОГЛАВЛЕHИЕ


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я


НАТОРП (Natorp) Пауль (1854-1924) – немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом: 1) историко-философской, 2) логико-психологической и 3) социально-педагогической тематике. Особенно велик круг его работ, посвященных историко-философским проблемам, среди которых основополагающее значение принадлежит исследованию античной философии: "Исследования по истории проблемы познания в древности. Протагор, Демокрит, Эпикур и скепсис" (1884), "Этика Демокрита" (1893), "Государство Платона" (1898). Главная работа в этом цикле – "Учение Платона об идеях" (1903). В центре философских интересов Н. находятся главным образом вопросы теории познания у античных мыслителей, которых он рассматривает как во многом непосредственных предшественников кантовского критицизма. Среди идей, предваряющих неокантианство, Н. располагает и гносеологические взгляды Декарта, которому он посвятил значимую работу своего историко-философского цикла – "Теория познания Декарта. Этюд из предыстории критицизма" (1882). В своем анализе античных философов Н. избыточно осовременивал их взгляды, приближая их в своем истолковании к философским системам Нового времени и, в особенности, к системе идей Канта. Очень характерной в этом плане оказывается и трактовка Н. античного скептицизма, рассматриваемого как учение, непосредственно примыкающее к критическим идеям Канта. Аналогичной оказывается и интерпретация Н. философии Платона, с изучения которой ученый и начал, по сути, свой творческий путь в философии. К такой аберрации Н. привела осуществленная им подчеркнуто оригинальная интерпретация платоновской "идеи", которую Н. лишил онтологического статуса как существующую независимо от мышления и трансформировал в исключительно логический закон, выражающий единство в многообразии и постоянство в изменчивости. Этот закон, по мысли Н., представляет собой "метод", при помощи которого мышление и формирует свой предмет. В своей философии Н. ориентировался на математику, которая, так же как философия, на взгляд Н., исследует логическое начало. По Н., математика ищет лишь частные проявления этого закона, философию же интересует окончательное единство всякого мышления, проявляющееся в логической функции. При этом саму философию Н. отождествлял с логикой – не формальной, а с учением, исследующим в духе Канта и Когена априорные условия единства точных наук. Как и Коген, Н. стремился использовать математику для обоснования своей беспредпосылочной гносеологии, рассматривая функциональные отношения в математике как такие, источник которых находится не в реальности и не зависит от субъекта; они, по Н., положены самой мыслью и восходят к априорным условиям мыслимости любых объектов и любых их связей. В последние годы жизни Н. приходит к идее т.наз. общей логики, отступая при этом от некоторых идей Канта и приближаясь к логицизму скорее гегелевского толка. Кроме гегельянских в его творчестве начинают звучать отголоски и более ранних мыслителей – Гераклита, Платона, Николая Кузанского. Это проявилось в поисках т.наз. изначального единства "трех высших понятий" – мышления, бытия и познания. С позиций этого единства, всякое мышление оказывается мышлением бытия, а всякое бытие – бытием мысли. Эту точку зрения первичного единства, будто бы возвышающегося над мышлением и бытием, Н. называет "простым полаганием", или "тезисом". Вместе с ним впервые возникает мышление, логос. Это первоначальное полагание, в котором и обнаруживается изначальное единство мышления, бытия и познания, гласит: es ist, или "нечто есть". В своей общей логике, которая, хотя и занята всеми этими проблемами, Н. использует многие достижения классического идеализма. Так, у Гегеля Н. заимствует тройственную структуру процесса полагания: полагание, противополагание и полагание единства различенных противоположностей. Сформулированный Н. закон совпадения гласит: простое полагание и его отрицание совпадают в синтезе, составляя тем самым триаду логического развития: (1) мышление как безразличное тождество отрицает себя, выступая в качестве собственной противоположности – бытия (2), и воссоединяется с самим собой через познание (3). Этой тройственности у Н. соответствуют – "безразличие", "дифференцирование" и "совпадение". Закон совпадения предполагает принятие противоречия в истинный логос. То, что противоречит, существует не в обычном смысле понятия существования, это – "небытие", и оно в конечном смысле есть несуществование логического бытия. Но бытийный смысл небытия оказывается более содержателен, по Н., чем смысл простого бытия. И если в "бытии" небытия утверждение одерживает победу, то одерживает оно ее только потому, что оно полностью признает право отрицания. Все эти идеи явно выводят позднего Н. из рамок неокантианской философии. Ряд работ Н. – "Философская пропедевтика" (1911), "Социальная педагогика" (1911), "Культура народа и культура личности" (1912) посвящены т.наз. социальной педагогике, главная идея которой – идеал неограниченного господства духа и направленное на пробуждение в каждом человеке сознание внутренней свободы. Н. стремился создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке. Осмысление Н. в качестве предмета философии финального единства мышления, выводимого им из методологически артикулированной платоновской "идеи" (переосмысление Платона в духе "панметодизма", по самооценке Н.), позволило ему наметить контуры новой философской интерпретации единства как мышления, бытия и сознания, равно фундированных логическим "первоначалом", так и философии, логики и математики, ориентированных на постижение различных сторон логического начала как первоначала. Н. сыграл значительную роль в становлении гносеологической концепции марбургской школы неокантианства.

Т.Г.Румянцева


К НАЧАЛУ


Просмотров: 582
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ | АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ Боговдохновенный Аристотель, приступая
  • Альбин. УЧЕБНИК ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ | Альбин Алкиной УЧЕБНИК ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ Перед вами учебное
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЭПОХИ Теперь мы приступаем
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие Эта книга представляет сжатую историю западногомировоззрения
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ I ГРЕЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Чтобы подойти к рассмотрению
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФИЛОСОФСКИЙ ПОИСК И ВСЕЛЕНСКИЙ РАЗУМ При всем
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ II ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ Как раз в
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ III ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Наша следующая задача 150
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НАСЛЕДИЕ АВГУСТИНА Материя и
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ V МИРОВОЗЗРЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ Мировоззрение Нового времени
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФИЛОСОФСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ На протяжении всех этих веков
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ VI ТРАНСФОРМАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Теперь, приближаясь к
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ РОМАНТИЗМ И ЕГО СУДЬБА Две культуры Сложнейшая
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Каждую из великих эпохальных перемен
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ VII ЭПИЛОГ Возможно, мы стоим у истоков
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Хронологическая таблица Для античности даты приведены приблизительно2000
  • Р. Тарнас. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ | Примечания Введение Поскольку сегодня особую важность приобрел вопрос
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Глава 8 БЫТИЕ В МИРЕ В изучении бытия
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Глава 7 ТРЕВОГА И ВИНА КАК ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Часть Третья ВКЛАД В ТЕРАПИЮ Глава 6 БЫТЬ
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Глава 5 КЬЕРКЕГОР, НИЦШЕ И ФРЕЙД Теперь мы
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Глава 9 ТРИ МОДУСА МИРА Как мы уже
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Глава 10 О ВРЕМЕНИ И ИСТОРИИ Другой важный
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Глава 4 ПОЯВЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА И ПСИХОАНАЛИЗА В ОДНОЙ
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Часть Вторая КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ Глава 3 ИСТОЧНИКИ И
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Глава 2 СЛУЧАЙ ГОСПОЖИ ХАТЧЕНС Как практикующий терапевт
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Часть Первая ПРИНЦИПЫ Глава 1 ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ В
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Предисловие В наше время мы сталкиваемся со странным
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Глава 11 ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ НАЛИЧНОЙ СИТУАЦИИ Последней отличительной чертой
  • Р. Мэй. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ | Глава 12 К ВОПРОСУ О ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ Многие



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь