|
Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКАВторой курс. Средний класс ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И ЛОГИКА Первый отдел ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА, ИЛИ НАУКА О СОЗНАНИИ Введение §1 Наше обычное знание представляет себе лишь
предмет, который оно знает, но в то же время не
представляет себе себя, т.е. самого знания. Целое же,
которое налицо в знании, это не только предмет, но и Я,
которое знает, а также взаимоотношение между мной и
предметом сознание.
В философии определения знания рассматриваются не
односторонне, только как определения вещей, а вместе с
знанием, которому они принадлежат по меньшей мере настолько
же, насколько и вещам; иначе говоря, они берутся не только
как объективные, но и как субъективные
определения, или скорее как определенные виды отношения
объекта и субъекта друг к другу.
Поскольку в знании находятся вещи и их определения, то,
с одной стороны, возможно представление, что они существуют
вне сознания сами по себе и даются сознанию просто как
нечто чуждое и готовое. С другой же стороны, поскольку для
знания настолько же существенно и сознание, становится
возможным также и представление, что сознание само создает
себе этот свой мир и само своими действиями и своей
деятельностью целиком либо отчасти производит или
модифицирует определения этого мира. Первый способ
представления называется реализмом, второй
идеализмом. Здесь следует рассматривать всеобщие
определения вещей только вообще как определенное отношение
объекта к субъекту. Субъект, мыслимый более определенно,
есть дух. Дух проявляет себя, существенно соотносясь
с каким-либо существующим предметом, в этом смысле он есть
сознание. Учение о сознании есть поэтому феноменология
духа. Дух же в плане его самодеятельности внутри
себя самого и по отношению к себе независимо от
отношения к чему-либо другому рассматривается в специальной
науке о духе, в психологии.
Субъект, мыслимый более определенно, есть дух. Дух
проявляет себя, существенно соотносясь с каким-либо
существующим прежметом, в этом смысле он есть сознание.
Учение о сознании есть поэтому феноменология духа.
Дух же в плане его самодеятельности внутри себя
самого и по отношению к себе независимо от отношения к
чему-либо другому рассматривается в специальной науке о
духе, в психологии.
Сознание есть, собственно говоря, знание о каком-либо
предмете, безразлично, внешний он или внутренний, предстает
ли он перед духом без участия духа или же произведен этим
духом. Дух рассматривается в плане его деятельности, если
определения его сознания приписываются ему самому.
Сознание есть определенное отношение Я к предмету. Если
исходить из предмета, то можно сказать, что сознание
различается в соответствии с различием предметов,
которыми оно обладает.
В то же время, однако, и предмет по сути дела определен
соответственно сознанию. Различие предмета можно поэтому,
наоборот, рассматривать как зависящее от развития
сознания. Эта обоюдность выступает в сфере явлений
самого сознания и не решает упомянутого выше (§3) вопроса о
том, как само по себе обстоит дело с этими определениями.
Соответственно различию своего предмета сознание вообще имеет три ступени. А именно предмет есть либо противостоящий Я объект, либо само Я, либо нечто предметное, которое столь же принадлежит и Я, мысль. Эти определения не взяты эмпирически извне, но они суть моменты самого сознания. Таким образом, существуют: 1) сознание вообще,
Сознание вообще бывает 1) чувственным, 2) воспринимающим
и 3) рассудочным.
Простое чувственное сознание это непосредственная
достоверность некоторого внешнего предмета. Выражением
непосредственности такого предмета, является то, что он
есть, и притом есть предмет этот,
существующий теперь, во времени, и здесь, в
пространстве, совершенно отличный от всех остальных
предметов и вполне определенный в себе самом.
Как это теперь, так и это здесь суть нечто
исчезающее. <Теперь>, существуя, уже не существует больше,
потому что его уже сменило другое <теперь>, которое,
однако, исчезло столь же непосредственно. Тем не менее
<теперь> остается. Это остающееся <теперь> есть
всеобщее <теперь>, есть и то, и это <теперь>, и
ни одно из них. Это <здесь>, которое я имею в виду и
на которое показываю, имеет правую и левую стороны, верх и
низ, заднюю и переднюю часть и т.д. до бесконечности; иными
словами, показанное <здесь> не есть простое и,
следовательно, определенное <здесь>, а представляет собой
совокупность многого. Таким образом, поистине существующим
является не абстрактная чувственная определенность, а всеобщее.
Восприятие имеет предметом уже не чувственное, поскольку
оно непосредственно, а чувственное, поскольку оно
существует одновременно и как нечто всеобщее. Восприятие
это смесь чувственных определений и определений рефлексии.
Предмет этого сознания поэтому вещь с ее
свойствами. Чувственные свойства a) даны сами по
себе и непосредственны в чувстве, и в то же время
определены благодаря соотношению с другими и
опосредствованы; b) они принадлежат одной вещи и в
этом смысле, с одной стороны, заключены в ее
единичности, с другой же стороны, обладают
всеобщностью, вследствие которой выходят за пределы
этой единичной вещи и одновременно являются независимыми
друг от друга.
Поскольку свойства сущностно опосредованны, они зависят
в своем существовании от чего-то другого и
изменяются. Они суть только акциденции. Вещи же в
силу того, что их свойства составляют их суть, так как
именно свойствами они как раз и отличаются друг от друга,
прекращают свое существование вместе с изменением их
свойств и представляют собой чередование возникновения и
исчезновения.
В этом изменении не только вот это нечто снимает себя и
становится чем-то иным, но исчезает и это иное. Но иное
иного, или изменение изменчивого, есть становление
постоянного, существующего по себе и внутреннего.
Итак, предмет получил то определение, что он обладает a)
некоторой совершенно акцидентальной стороной, но b)
обладает также и существенной стороной, постоянными
свойствами. Сознание, поскольку для него предмет обладает
этим определением, представляет собой рассудок, считающий
вещи в восприятии лишь явлениями и рассматривающий
внутреннее в вещах.
Внутреннее в вещах то в них, что отчасти не зависит от
явления, именно от его многообразия, представляющего
собой нечто по отношению к самому себе внешнее, отчасти же
то, что своим понятием связано с явлением. Поэтому
внутреннее есть 1) простая сила, которая переходит к
наличному бытию, к проявлению.
2) При этом различении сила остается тождественной во
всей чувственной разности явлений. Закон явления
есть его спокойное, всеобщее отражение. Он представляет
собой некоторое отношение всеобщих постоянных определений,
различие которых сперва выступает в законе как внешнее
различие закона. Хотя из всеобщности и устойчивости этого
отношения вытекает его необходимость, но это различение не
оказывается таким определенным в себе и внутренним
различением, при котором одно из определений
непосредственно содержится в понятии другого.
Это понятие, примененное к самому сознанию, дает
следующую ступень сознания. До сих пор в отношении к своему
предмету сознание было чем-то чуждым и безразличным. Теперь
же, когда различие вообще сделалось различием, которое в
равной мере не является таковым, существовавший до сих пор
способ отличения сознания от его предмета теряет силу.
Теперь сознание имеет предмет и относится к иному, которое,
однако, не является непосредственно иным. Оно, таким
образом, имеет в качестве предмета себя самого.
Иными словами, непосредственно: внутреннее в
вещах есть мысль, или же понятие о вещах.
Когда сознание имеет своим предметом внутреннее, оно имеет
этим предметом мысль, или, что то же, свою собственную
форму или рефлексию, т.е. вообще самого себя.
Как самосознание Я созерцает само себя, к выражением его
в его чистоте является Я = Я, или: Я есть Я.
Этот принцип самосознания лишен всякого содержания.
Стремление самосознания в том и состоит, чтобы реализовать
свое понятие и полностью осознать себя. Самосознание
является поэтому 1) деятельным: снимает инобытие предметов
и отождествляет их с собой, 2) отчуждает само себя и тем
сообщает себе предметность и наличное бытие. И то и другое
представляет собой одну и ту же деятельность. Быть
определенным для самосознания то же самое, что самому
определить себя, и наоборот. Оно само себя порождает как
предмет.
В своем образовании, или движении, самосознание проходит
три ступени: 1) вожделение (Begierde), связанное с
направленностью самосознания на другие вещи; 2) отношение
господства и рабства, связанное с направленностью
самосознания на другое, не равное ему самосознание; 3)
всеобщее самосознание, узнающее себя в других
самосознаниях, и притом признающее себя равным им, как и
они признают себя равными ему самому.
Итак, обе стороны самосознания, полагающая и снимающая,
непосредственно соединены друг с другом. Самосознание,
полагая себя через отрицание инобытия, является
практическим сознанием. Таким образом, если внутри
подлинного сознания, которое называется также
теоретическим, его собственные определения и
определения предмета изменялись сами по себе, то
теперь это происходит благодаря деятельности самого
сознания, и притом для него. Оно сознает, что эта снимающая
деятельность принадлежит ему. В понятии самосознания
заключается определение еще не реализованного различия.
Поскольку в общем-то это различие делается в самосознании
заметным, самосознание ощущает внутри самого себя некоторое
инобытие, какое-то отрицание самого себя, иначе говоря,
чувствует какой-то недостаток, испытывает некоторую
потребность.
Это ощущение своего инобытия противоречит равенству
самосознания с самим собой. Ощущаемая необходимость
снять это противоречие есть побуждение. Перед
самосознанием как сознанием отрицание, или инобытие,
предстает в виде внешней, отличной от него вещи, которая,
однако, уже определена самосознанием 1) как нечто
соответствующее побуждению и 2) как нечто
негативное в себе, чье существование (Bestehen)
должно быть снято этой самостью и приведено в равенство с
нею.
Таким образом, деятельность вожделения снимает инобытие
предмета, его существование вообще, и соединяет предмет с
субъектом, вследствие чего вожделение
удовлетворяется. Последнее, стало быть, обусловлено: 1)
внешним, безразлично по отношению к нему существующим
предметом, иначе говоря, сознанием; 2) деятельность
вожделения приводит к удовлетворению только посредством
снятия предмета. Самосознание приходит, следовательно,
только к своему самоощущению.
На ступени вожделения самосознание относится к себе как
единичное самосознание. На этой ступени оно связано
с лишенным самости предметом, который в себе и для себя
является иным предметом, нежели самосознание. Последнее
поэтому достигает своего равенства с самим собой в
отношении предмета только путем снятия предмета.
Вожделение, собственно говоря, 1) разрушительно; 2)
удовлетворяя его, самосознание приходит поэтому только к
самоощущению того, что субъект как единичный существует для
себя, т.е. к неопределенному понятию о субъекте, связанном
с объективностью.
Понятие о самосознании как некотором субъекте, который в
то же время существует объективно, указывает на то
обстоятельство, что для этого самосознания существует
некоторое другое самосознание.
Самосознание, существующее для некоторого другого
самосознания, существует не как простой объект последнего,
а как его другая самость. Я отнюдь не является
абстрактной всеобщностью, в которой, как таковой, нет
никакого различия, никакого определения. Поскольку Я
выступает как предмет Я, оно существует для него с этой
стороны как то же самое. В другом оно созерцает самого себя.
Это самосознание одного [Я] в другом есть 1) абстрактный
момент их тождественности; 2) но каждое Я имеет
также и то определение, что для другого Я оно выступает как
внешний объект и в этом смысле как непосредственное,
чувственное и конкретное наличное бытие; 3) каждое
[Я] существует абсолютно для себя и особняком по отношению
к другому [Я] и требует того, чтобы и для другого быть
таким же и считаться тем же, созерцать в другом свою
свободу как свободу чего-то существующего для себя, иначе
говоря, быть им признанным.
Чтобы сделать себя значимым в качестве свободного
и быть признанным, самосознание должно представить себя
другому как свободное от природного наличного бытия.
Этот момент необходим как и момент свободы самосознания
внутри себя. Абсолютное равенство Я с самим собой по
существу не непосредственно, но оно создается снятием
чувственной непосредственности, вместе с чем самосознание
превращается для другого в свободное и независимое от
чувственного. Так оно выказывает себя соответствующим
своему понятию, и, благодаря тому что оно придает Я
реальность, оно должно быть признано.
Но самостоятельность является свободой не столько
вне и от непосредственного чувственного,
непосредственно наличного бытия и свободой от него, сколько
скорее внутри последнего. Оба этих момента одинаково
необходимы, однако ценность их не одинакова. Когда
появляется неравенство, заключающееся в том, что для
одного из двух самосознаний имеет существенное значение
свобода, а не чувственное наличное бытие, для другого же
это последнее, а не свобода, то при обязательном взаимном
признании в определенной деятельности между ними возникает
отношение господства и рабства или вообще
служения и покорности. Это различие
самостоятельности дано как непосредственное отношение
природы.
Поскольку каждое из двух противостоящих друг другу
самосознаний, несомненно, стремится к тому, чтобы по
отношению к другому самосознанию и для другого самосознания
доказать и утвердить себя в качестве некоторого абсолютного
для-себя-бытия, то самосознание, которое свободе
предпочитает жизнь, вступает в отношении рабства
и тем самым показывает, что оно не способно в себе самом
абстрагироваться для своей независимости от своего наличного бытия.
Эта чисто негативная свобода, состоящая в
абстрагировании от своего природного наличного бытия, не
соответствует, однако, понятию свободы, ибо последняя есть
равенство самому себе в инобытии и заключается отчасти в
созерцании своей самости в другой самости, а отчасти в
свободе не от наличного бытия вообще, но внутри наличного
бытия. Истинная свобода сама обладает наличным бытием.
Услужающий лишен самости. Б качестве своей самости
он имеет другую самость. Он отчужден от себя, снят в
господине как единичное Я и созерцает свою
существенную самость как нечто иное. Господин же, напротив,
в услужающем созерцает другое Я как снятое, а свою
собственную единичную волю как сохраненную. (История
Робинзона и Пятницы.)
Но собственная личная и отдельная воля услужающего, если
присмотреться как следует, совершенно исчезает в страхе
перед господином, во внутреннем чувстве собственной
негативности. Его труд услужения другому есть в себе
отчасти известное отчуждение своей воли, отчасти же
он представляет собой одновременное с отрицанием
собственных желаний и позитивное формирование внешних вещей
посредством труда, если посредством него самость превращает
свои определения в форму вещей и в своем произведении
созерцает себя как опредмеченную. Отчуждение
несущественного произвола является моментом
истинного повиновения. (Писистрат учил афинян повиноваться.
Тем самым он претворил в действительность законы Солона, а
после того как афиняне научились этому, господа для них уже
были не нужны.) [9].
Это отчуждение отдельности как самости есть момент,
посредством которого самосознание совершает переход к тому,
чтобы быть всеобщей волей, совершает переход к позитивной
свободе.
Всеобщее самосознание есть взгляд на себя не как на
какую-то особенную, отличную от других, а как на
существующую по себе, всеобщую самость. Такою
самостью оно признает само себя и другие самосознания в
себе, и таким оно признается ими.
В плане этой своей существенной всеобщности самосознание
для себя реально лишь тогда, когда оно сознает в другом
свое отражение (я знаю, что другие знают меня в качестве
самих себя) и, принадлежа как чистая духовная всеобщность
семье, отечеству и т.д., знает себя как существенную
самость. (Это самосознание основа всяких
добродетелей, любви, чести, дружбы, храбрости, всякой
самоотверженности, всякой славы и т.д.)
Разум это высшее соединение сознания и
самосознания, т.е. знания о предмете и знания о себе. Он
есть достоверность того, что его определения являются столь
же предметными определениями, определениями сущности вещей,
сколь и нашими собственными мыслями. Он столь же есть
достоверность его самого, субъективность, сколь и бытие,
или объективность, в одном и том же мышлении.
Или же то, что мы постигаем посредством разума,
представляет собой 1) содержание, которое не только состоит
из наших чистых представлений или мыслей, созданных нами
для себя, но и заключает существующую в себе и для себя
сущность предметов и обладает объективной реальностью, 2)
созерцание, которое не является чуждым для Я, данным ему,
но проникнуто последним, усвоено им, тем самым столь же и
произведено.
Знание разума есть поэтому не только субъективная достоверность, но и истина, так как истина заключается в соответствии или скорее в единстве достоверности и бытия или предметности. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|