Стремление Я, противоположное стремление
Не-Я и равновесие между ними должно непременно быть
положено.
Стремление Я полагается как таковое.
Оно вообще полагается как нечто, согласно общему
закону рефлексии; следовательно, не как
деятельность, не как нечто такое, что находится в
движении и есть сама подвижность, а как нечто закрепленное,
твердо установившееся.
Оно полагается как некоторое стремление. Стремление
направляется к причинности; и потому, согласно своему
характеру, оно должно быть положено непременно как
причинность. Однако же эта причинность не может быть
положена как направляющаяся на Не-Я; так как в таком
случае положена была бы реальная воздействующая
деятельность, а отнюдь не стремление. Поэтому она могла бы
только возвращаться к себе самой, только порождать самое
себя. Стремление же, которое само себя порождает, которое
закреплено, определено и есть нечто достоверное, называется
побуждением.
(В понятии побуждения заключается: 1) что оно
основывается во внутреннем существе того, кому оно
приписывается, будучи, стало быть, порождаемо причинным
воздействием этого существа на самого себя, его
самополаганием через самого себя; 2) что оно именно потому
являет собою нечто закрепленное, длящееся; 3) что оно
направляется на причинность вне себя, но не имеет ее,
поскольку оно должно быть только побуждением, единственно
лишь через само себя. Побуждение пребывает, стало быть,
только в субъекте и по своей природе не выходит за его
пределы.)
Таким образом, стремление необходимо должно быть
положено, если оно должно быть положено; и оно
необходимо должно быть положено, будь то
непосредственно с сознанием или без него, если оно
должно быть в Я и если должно быть возможно
некоторое такое сознание, которое, согласно
вышеизложенному, основывается на внешнем проявлении
стремления.
Стремление Я не может быть положено без того,
чтобы не было положено и некоторого противоположного
стремления Не-Я; ибо стремление первого направляется
на причинность, но лишено ее; основание же того, что оно ее
не имеет, заключается не в нем самом, так как в противном
случае его стремление не было бы вовсе стремлением, а
представляло бы собою ничто. Значит, если оно полагается,
оно должно быть непременно положено за пределами Я и
опять-таки лишь как стремление, так как в противном
случае стремление Я, или же, как мы его
теперь знаем, побуждение, было бы подавлено и не
могло бы быть положено.
Между обоими должно быть положено равновесие.
Здесь речь идет не о том, что между ними должно быть
равновесие; это мы уже показали в предыдущем параграфе;
здесь только спрашивается: что такое полагается в
Я и через его посредство, когда полагается
равновесие? Я стремится заполнить бесконечность; в
то же время оно несет в себе закон и тенденцию, побуждающие
его рефлектировать над самим собою. Оно не может
рефлектировать над собою, не получая таким образом
ограничения, а именно: не будучи ограничиваемо что
касается побуждения некоторым отношением к
побуждению. Положим, побуждение ограничивается в точке
С; тогда в С получает удовлетворение тенденция к
рефлексии, побуждение же к реальной деятельности
оказывается ограниченным. Я ограничивает в таком
случае самого себя и полагается во взаимодействии с самим
собою; побуждением оно выталкивается дальше, рефлексией же
задерживается и останавливает себя само.
В своем объединении оба момента дают по себе обнаружение
некоторого принуждения, некоторой не-мощи
(Nicht-Könnens). К не-мощи относится: a) некоторое
дальнейшее стремление; иначе того, чего я не могу, совсем
не было бы для меня; оно ни в каком смысле не было
бы в моей сфере; b) ограничение действительной
деятельности; а потому и сама действительная деятельность,
так как то, чего нет, не может быть ограничено; c) что
ограничивающее находится (полагается) не во мне, а вне
меня; иначе не было бы вообще никакого стремления.
Тогда не было бы никакой не-мощи, а было бы
некоторое не-желание (Nicht-Wollen). Таким образом,
упомянутое обнаружение не-мощи есть обнаружение равновесия.
Обнаружение не-мощи в Я называется
чувством. В нем тесно связывается друг с другом
деятельность я чувствую, есмь чувствующий, и
эта деятельность есть деятельность рефлексии,
ограничение я чувствую, есмь
страдающий и бездейственный; в наличности имеется некоторое
принуждение. Это ограничение с необходимостью предполагает
некоторое побуждение к тому, чтобы идти дальше. То, что не
хочет уже ничего более, что ни в чем не нуждается, не
стремится ничего объять, то свободно от ограничений,
разумеется, для себя самого.
Чувство только субъективно. Хоть мы и нуждаемся
для объяснения его, что является уже
теоретическим действием, в некотором
ограничивающем начале, зато нам нет надобности для
его дедукции, поскольку оно должно осуществляться в
Я, ни в каком представлении, полагании такого
начала в Я.
(Тут ясно как солнце обнаруживается то, чего не
могли понять столь многие философы, не освободившиеся еще,
несмотря на их кажущийся критицизм, от трансцендентного
догматизма, а именно то, что Я может развить все,
что только должно происходить в нем когда-либо,
исключительно из себя самого, ни самомалейшим образом не
выходя при этом за свои пределы и не разрывая свой круг, и
каким образом оно это может; и это необходимо должно
быть, если только Я должно быть Я. В нем
имеется налицо некоторое чувство; это некоторое
ограничение побуждения; и если оно должно быть в состоянии
положить себя как некоторое определенное, от других чувств
долженствующее быть отличаемым чувство, возможности
чего мы тут, конечно, еще не усматриваем, то это
ограничение некоторого определенного, от других
побуждений долженствующего быть отличаемым побуждения.
Я должно непременно полагать некоторое основание
этого ограничения и должно с необходимостью полагать его
вне себя. Оно может полагать побуждение ограниченным только
чем-либо совершенно противоположным; и, таким образом, в
побуждении с очевидностью сказывается, что должно
быть положено как объект. Если побуждение определяется,
например, как =Y, то в качестве объекта непременно
должно быть положено Не-Y. А так как все эти функции
духа осуществляются с необходимостью, то мы и не сознаем
нашего собственного действования и неизбежно должны
предполагать, что получаем извне то, что производим сами,
нашими собственными силами и согласно нашим собственным
законам. Такой метод обладает все же объективной
значимостью, так как он является единообразным методом
всякого конечного разума и так как, кроме указанной
объективной значимости, нет и не может быть никакой другой.
Притязание на объективную значимость иного рода
основывается на грубом, наглядно показуемом самообмане.
Правда, мы в нашем исследовании как будто прорвали этот
круг; ибо мы приняли для объяснения стремления вообще
некоторое от Я совершенно не зависимое и ему
противостремящееся Не-Я. Но основание возможности и
правомерности такого приема заключается в следующем:
каждый, кто производит вместе с нами настоящее
исследование, сам является некоторым Я, которое ведь
давным-давно совершило те действия, которые здесь
дедуцируются и, стало быть, давным-давно уже положило
некоторое Не-Я (относительно которого он должен как
раз из нынешнего исследования убедиться, что оно является
его собственным продуктом). Каждый неизбежно уже полностью
проделал все дело разума и теперь по свободному почину
задается целью, как бы еще раз просмотреть счет, вглядеться
в тот путь, который он сам уже раз проделал, на примере
другого Я, которое он произвольно полагает, ставит в
той точке, от которой сам когда-то отправлялся и на которой
он производит эксперимент. Подлежащее исследованию Я
с течением времени само достигнет той точки, в которой
находится теперь наш наблюдатель; тогда они объединятся, и
благодаря такому объединению заданное круговое движение
окажется законченным.)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.