|
И. Г. Фихте. ОСНОВА ОБЩЕГО НАУКОУЧЕНИЯ§8. Пятое положение Чувство само необходимо должно быть положено и определено. Прежде всего несколько общих замечаний для того, чтобы подготовиться к предстоящему чрезвычайно важному исследованию.
Исследуем, как возможно это выхождение за пределы, стало
быть, полагание этой неудовлетворенности, или же чувства,
что значит то же самое.
Если только Я рефлектирует над собою, оно является ограниченным, то есть не заполняет бесконечности, которую заполнить оно все же стремится. Оно является ограниченным, сказали мы; то есть для некоторого возможного наблюдателя, но еще не для самого себя. Этим наблюдателем хотим быть мы сами, или же, что то же самое, вместо Я мы хотим полагать нечто такое, что только наблюдается, нечто безжизненное, но чему, впрочем, должно быть присуще то, что в нашем предположении присуще Я. Стало быть, если вы предполагаете упругий шар =A и допускаете, что на него производится надавливание другим телом, то:
II Так обстоит дело со стремящимся без рефлексии предметом (который мы называли упругим). То, что подлежит здесь исследованию, есть Я; посмотрим, что получится отсюда. Побуждение есть внутренняя, себя самое к причинности определяющая сила. Безжизненное тело лишено какой бы то ни было причинности, кроме внешней себе. Эта последняя должна быть остановлена сопротивлением; при таком условии поэтому, через посредство его самоопределения не возникает ничего. Совершенно так же обстоит дело с Я, поскольку оно направляется на причинность вне себя самого; и дело обстоит с ним вообще не иначе, если оно требует причинности исключительно только вовне. Но Я именно потому, что оно есть некоторое Я, обладает также и некоторой причинностью по отношению к себе самому, причинным действием самополагания, или же способностью рефлексии. Побуждение должно определять силу самого стремящегося; но поскольку эта сила должна обнаруживаться в самом стремящемся, как то надлежит для рефлексии, постольку из определения через побуждение должно с необходимостью вытекать некоторое обнаружение; иначе не было бы налицо никакого побуждения, что противоречило бы сделанному нами допущению. Следовательно, из побуждения с необходимостью следует действие рефлексии Я над самим собою. (Вот важное положение, проливающее яркий свет
на наше исследование. 1. Содержащаяся первоначально в
Я и вышеустановленная двойственность
стремление и рефлексия тем самым внутренне
объединяется. Всякая рефлексия основывается на стремлении,
и никакой рефлексии не может быть, если нет стремления. С
другой стороны, для Я нет никакого стремления, а
следовательно, нет и никакого стремления Я и вообще
никакого Я, если нет рефлексии. Одно следует из
другого, и оба стоят друг с другом во взаимодействии. 2.
Что Я должно быть непременно конечным и
ограниченным, это явствует теперь еще определеннее. Без
ограничения нет побуждения (в трансцендентном смысле): без
побуждения нет рефлексии (переход к трансцендентальному):
без рефлексии нет побуждения, нет ограничения и
ограничивающего и т.д. (в трансцендентальном смысле): так
идет круговое движение функций Я и внутренне связное
взаимодействие с самим собою. 3. Равным образом здесь
становится совершенно ясно, что называется идеальной
деятельностью, что именуется реальной деятельностью,
как они должны быть различаемы и где проходит граница между
ними. Первоначальное стремление Я, будучи
рассматриваемо как побуждение, как побуждение,
имеющее свое основание исключительно только в Я,
одновременно и идеально и реально.
Направление тут взято на само Я: оно
стремится благодаря своей собственной силе; и в то же время
на нечто вне Я: но тут нет ничего подлежащего
различению. Через ограничение, посредством которого
снимается лишь направление на внешнее, а не
направление вовнутрь, такая первоначальная сила как бы
подразделяется; и остающаяся сила, возвращающаяся в само
Я, есть сила идеальная. Реальная сила будет
тоже в свое время положена. И вот здесь снова сказывается
со всей своей очевидностью положение: без идеальности нет
реальности, и наоборот. 4. Идеальная деятельность,
как то скоро окажется, есть деятельность
представляющая. Поэтому отношение к ней побуждения
нужно назвать побуждением к представлению. Это
побуждение является, стало быть, первым и высшим
проявлением побуждения, и через него только Я
становится интеллигенцией. И так именно должно было
непременно обстоять дело, раз только какое-нибудь другое
побуждение должно было достигнуть сознания и иметь
место в Я как Я. 5. Точно так же отсюда
явственнейшим образом следует подчинение теории
практическому; отсюда следует, что все теоретические
законы основываются на практических, а так как
практический закон может быть только один, то на одном и
том же законе; отсюда законченнейшая система во всем
существе; отсюда следует, что если бы побуждение могло само
себя возвышать, то благодаря этому происходило бы и
возвышение постижения, и наоборот; следует абсолютная
свобода рефлексии и отвлечения также и в теоретическом
отношении и возможность, сообразно долгу, направлять
свое внимание на что-либо и отвлекать его от чего-нибудь
другого, без чего не была бы возможна никакая мораль. Таким
образом, разрушается до основания тот фатализм, который
основывается на убеждении, будто наше действование и
воление зависит от системы наших представлений; ибо здесь
устанавливается, что, напротив того, система наших
представлений зависит от нашего побуждения и нашей воли; и
это ведь единственный способ основательно опровергнуть
фатализм. Словом, благодаря этой системе во всего человека
вносится единство и связь, которых недостает
стольким системам.)
Но в этой рефлексии над самим собою Я как таковое не может дойти до сознания себя, так как оно никогда не сознает непосредственно своего действования. Тем не менее оно налично теперь как Я; само собою разумеется, для некоторого возможного наблюдателя; и тут проходит та граница, где Я как нечто живое отличает себя от безжизненного тела, в котором, разумеется, тоже может быть налично некоторое побуждение. Есть нечто такое, для чего нечто может существовать, хотя само для себя оно еще и не существует. Но для него наличной необходимостью является некоторая внутренняя побудительная сила, которая, однако, так как тут невозможно никакое сознание Я, следовательно, и никакое отношение к нему, только чувствуется, состояние, которого, конечно, нельзя описать, но которое зато можно почувствовать и в отношении которого каждый должен быть отсылаем неизбежно к своему собственному самочувствию. (Философ не должен отсылать каждого к собственному самочувствию в отношении факта (dab) (ибо этот последний должен быть при предположении Я непременно строго доказан), а только в отношении содержания, что (was) этого факта. Постулировать наличность некоторого определенного чувства значит поступать неосновательно. В дальнейшем, конечно, можно будет сделать и это чувство доступным познанию, но не через него самого, а через его последствия.) Здесь, как мы сказали выше, живое отделяется от
безжизненного. Чувство силы есть принцип всякой жизни, есть
переход от смерти к жизни. При этом если в наличности
имеется только оно одно, то жизнь остается, разумеется, еще
в высшей степени неполной; но все же она уже отграничена от
мертвой материи.
V Побуждение должно было быть почувствовано как побуждение, то есть как нечто такое, что не имеет причинности. Но, поскольку оно побуждает по меньшей мере к порождению своего объекта посредством идеальной деятельности, оно, конечно, обладает причинностью и постольку не чувствуется как некоторое побуждение. Поскольку побуждение направляется на реальную деятельность, оно не представляет собою ничего заметного и доступного чувству, так как оно лишено причинности. Значит, оно постольку и не чувствуется как побуждение. Соединим оба момента вместе; никакое побуждение не может быть почувствовано, если на его объект не направляется идеальная деятельность; и идеальная деятельность не может на него направляться, если реальная деятельность не будет ограничена. В своем объединении то и другое вместе дают рефлексию Я над самим собою как ограниченным. Но так как Я в этой рефлексии не сознает самого себя, то она представляет собою простое чувство. И таким образом чувство оказывается полностью дедуцированным. К нему относятся: некоторое до сих пор еще не обнаруживающееся чувство силы, некоторый объект его, который тоже не обнаруживается, некоторое чувство принуждения, немощи; и это именно то обнаружение чувства, которое надлежало дедуцировать. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|