№20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



7. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ПРОИЗВОЛЬНО ВЫЗЫВАЕМЫХ ВИЗУАЛИЗАЦИЙ


Адепты далеко не единодушны во мнении относительно того, насколько божественные существа, вызываемые во время практики Садханы, являются порождением их собственного воображения и насколько они обладают самостоятельным существованием подобно людям и животным внешнего мира.

Высокоавторитетное объяснение, записанное в священных книгах,* гласит, что эти божества, обладающие, подобно живым существам, цветом, формой и подвижностью, во всех случаях являются продуктом ума практикующего, – даже в том случае, когда возникают незваными и ведут себя независимо. Их существование объясняется тем, что в сознании человека наличествуют определенные уровни, недостижимые для обычных логико-мыслительных процессов. Божества представляют собой как бы инструменты для связи между этими уровнями и "нормальным" (обыденным) состоянием сознания (12).

* Например, в "Тибетской книге мертвых".

Необходимым условием для возникновения произвольных и не самовнушенных визуализаций служит максимально возможное отвлечение всех пяти органов чувств от объектов внешнего мира (это соответствует пятой ступени восьмиступеньчатой Йоги, описанной Патанджали), а также приостановка всех интеллектуальных и эмоциональных процессов, порождаемых действием памяти и воображения. Почему названные условия способствуют возникновению визуализаций? Некоторые идеи, могущие помочь прояснению этого вопроса высказывает в книге "Мозг и сознание" Х.Дельгадо:

Зрелый мозг со всем богатством его прошлого опыта и приобретенных навыков не способен осуществлять процесс мышления, не способен даже бодрствовать и реагировать, если он лишен своего воздуха – СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ (25, 65).

Дельгадо рассматривает случаи, когда у больных, надолго прикованных к постели, появлялись психотические симптомы, в том числе бред и галлюцинации, которые не поддавались обычному медикаментозному лечению, но быстро исчезали после общения с людьми или после сенсорной стимуляции при помощи радио и телевидения. Эксперименты по сенсорной депривации также показали, что через несколько часов изоляции у испытываемых возникают зрительные и слуховые галлюцинации – подчас настолько реальные, что мешают заснуть. Из вышеприведенных фактов автор делает однозначный вывод: "Коре головного мозга для поддержания нормальной поведенческой и психической деятельности необходим сенсорный приток; при изоляции же от внешнего мира психические функции нарушаются" (см. там же, 65-70).

Однако если сознание, по определению Дельгадо "не автономно", но представляет собой "переработку в мозгу поступающей информации" (там же, 33), то результаты переработки какой информации отражают так называемые галлюцинации?

Логично предположить, что при изоляции от внешнего сенсорного потока кора переходит на внутреннее самообеспечение, раскрывая себя информации, идущей изнутри организма, и компенсируя таким образом недостаток информации из перекрытых внешних источников. Другими словами, лишая чувства их привычных внешних "пастбищ" мы понуждаем их искать новые, внутренние "пастбища".

Известно, что "возбуждение так называемых ассоциативных зон мозга может вызвать во входных каналах динамические возбуждения, аналогичные тем, которые вызываются сенсорными раздражителями". И если образы, которые предположительно возникают при таком возбуждении в обычных условиях (например, образы памяти и воображения), легко отличить от образов внешнего мира, то "в таких особых условиях, как временная сенсорная депривация, дифференциация внутреннего и внешнего механизмов формирования образов нарушается, вызывая появление различных иллюзий и галлюцинаций" (53, 184, 185).

Итак, модель нейрофизиологического механизма произвольно вызванной "чистой" визуализации ("астрального путешествия") может быть представлена следующим образом:

Сначала все импульсы, поступающие в кору от интерорецепторов, а также характеризующие обычный "ментальный фон", лишаются поддержки НАС (это достигается путем "отвлечения чувств" и "остановки внутреннего диалога"). Тем самым сознание лишается какой бы то ни было информации о внешнем мире и "физический план" как бы перестает существовать – корковая активность больше не отражает протекающих в нем процессов. Кроме того, в сознании устанавливается так называемая "ментальная тишина", не затрагиваемая никакими "информационными бурями".

Однако способом существования коры мозга как "физиологического субстрата психических функций" является непрерывная активность, непрерывная обработка поступающей информации. Поэтому в целях компенсации дефицита информации, возникающего вследствие такой "тотальной депривации", поддержку НАС начинают получать те импульсы, которые отражают процессы, протекающие в тех или иных интерорецепторных зонах (Чакрах). Теперь вся актуальная для "психонавта" реальность строится этими импульсами. Он попадает в иной мир.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 724
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Г. И. Гурджиев. ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА (отрывки) | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА Записи бесед и
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь