№20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА ВКРАТЦЕ

В ходе становления себя как сознательного существа человек изучал и учился использовать окружающие его силы. Причем параллельно с изучением внешнего мира, внешней среды, изначально велось также изучение внутреннего мира, внутренней среды, – в частности, изучение так называемой "схемы тела", то есть собственного тела человека, данного ему во внутреннем восприятии и традиционно именуемого "тонким телом" (в отличие от "грубого", физического тела, доступного пяти обращенным вовне органам чувств).

Результаты глубоких интроспективных исследований "схемы тела", изустно передававшиеся от учителя к ученику, были наиболее полно систематизированы в текстах средневекового индуистского тантризма.* Результаты эти сводились вкратце к следующему.

* ТАНТРЫ – общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Различают индуистские и буддистские Тантры. Слово "тантра" буквально означает "обеспечение расширения, размножения, продолжения рода". Некоторые исследователи считают, что первоначально это слово было названием ритуальной практики земледельческой магии и выражало ее цель (увеличение урожая). Термин "тантра" можно проинтерпретировать и как "тайный (оберегаемый) текст" (тан+тра).

В схеме тела, в месте, соответствующем спинному мозгу, присутствует ряд "центров" или Чакр* – средоточий сил, правящих как телом, так и миром. В нижнем из центров спит сотворившая мир Свернувшаяся-Кольцом-Сила, Кундалини-Шакти, которая в процессе проявления вселенной последовательно выделила из себя, явила эти средоточия сил. Говорится, что Кундалини творит и поддерживает как мир, так и тело, и что она освобождает йогинов и связывает невежд. Пробужденная посредством специальных йогических приемов, Кундалини восходит вверх от центра к центру, растворяя их в себе. Тем самым человек освобождается от цепей явленного мира и обретает свою подлинную природу.

* "Чакра" дословно переводится как "колесо"; иногда центры называют также "Падмами" или "лотосами".

Однако возвестившие нам о системе "центров" тантрические тексты отражают лишь конечный ИТОГ многовековых интроспективных исследований "схемы тела", а именно, – конкретную методику "освобождения от мира феноменов". Поэтому проблема Чакр не рассматривается здесь самостоятельно и упоминается исключительно в контексте подъема Кундалини; многовековый же ПРОЦЕСС исследования Чакр, позволивший разработать данную методику, выносится за скобки как не имеющий более практического значения для дела Освобождения. Йогам более нет нужды исследовать Чакры: они пользуются ими, подобно тому как мы пользуемся различными бытовыми приборами, зачастую не имея ни малейшего представления об их устройстве – нам достаточно знать, для чего они предназначены и как действуют.

Теория Чакр получила свое второе рождение в рамках теософской традиции, которая ввела в ее сферу весь багаж представлений о человеке, накопленных к концу XIX века европейской наукой и оккультизмом. Не имея возможности полноценно воспользоваться методиками подъема Кундалини, тезисно изложенными в тантрических текстах, теософы, как истинные европейцы, задались вопросом: что такое Чакры? Они занялись именно исследованием Чакр.

Теософы сделали в этом направлении три важные открытия. Во-первых они обнаружили, что Чакры активны не только в процессе подъема Кундалини, но и в нашем повседневном опыте. Во-вторых, они обнаружили, что в повседневном опыте Чакры переживаются в передней части брюшной и грудной полости, а не в области спинного мозга, как о том единогласно свидетельствуют тантрические тексты. В-третьих, они обнаружили связь между функцией Чакр и психофизиологическим тонусом организма (так называемой "энергетикой"), определив их как "центры поглощения космической эфирной энергии".

Тем самым теософы значительно расширили наши представления о Чакрах. С другой стороны, общий уровень теософского теоретического мышления несет на себе печать своего времени и с точки зрения современного развития научных знаний о человеке совершенно недостаточен. Придавая же своим интерпретациям внутреннего опыта статус "экстрасенсорных откровений", экспериментальное подтверждение которых принципиально возможно лишь в случае предварительного принятия их на веру, теософская традиция самоустранилась от дальнейшего продвижения в данном направлении.

Основным "родимым пятном", доставшимся исследователям в наследство от теософской традиции, служит повсеместно распространенное вульгарное представление о Чакрах как о неких пространственно локализованных образованиях ("центрах"), в той или иной форме объективно присутствующих в человеческом теле – "грубом" или "тонком".

Авторитетом теософской традиции обусловлена и своеобразная "методологическая летаргия", в результате которой большинство исследователей, стремящихся к выявлению специфических функций отдельных центров, то есть элементов системы Чакр, попросту постулируют существо этой системы как нечто само собой разумеющееся (например, "Чакры – это органы эфирного тела" или "Чакры – это энергетические центры"), – по всей видимости совершенно не отдавая себе отчета в том, что занимаются анализом ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ структур с НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ функцией, анализом "того, не знаю чего".



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 846
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА Представляя собой особый
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 13. ПОКРОВЫ, ТЕЛА И ПЛАНЫ Уровень субъективного
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ 150 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ 150 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ 150 СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВИРУЮЩАЯ СИСТЕМА НАС Вне зависимости
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ОРГАНИЗМ И ЛИЧНОСТЬ Противопоставление организма и
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | 847020 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОИЗВОЛЬНО ВЫЗЫВАЕМЫХ ВИЗУАЛИЗАЦИЙ Адепты
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ПРИРОДА АСТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В настоящее время
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. АСТРАЛЬНЫЕ МИРЫ: МЫ В НИХ ИЛИ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 11. ТЕОРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ Нередко упускают из
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 12. ИЕРАРХИЯ МИРОВ КАК ЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР Наши
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 14. АСТРАЛЬНЫЕ МИРЫ И КАРТА СОЗНАНИЯ Рассматривая
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение I ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение II ПРАНА КАК ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение III КУНДАЛИНИ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВИРУЮЩАЯ СИСТЕМА
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение IV НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КУНДАЛИНИ-ЙОГИ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение V АНТИ-РИГИН Рецензия на рукопись книги
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение VI О РАБОТЕ С ЦЕНТРАМИ Из
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ЛИТЕРАТУРА Абаев Н.В. О некоторыхфилософско-психологических основах чаньских дзенскихвоенно-прикладных
  • "ПОКРОВЫ", "ТЕЛА" и "ПЛАНЫ": СВОДНАЯ ТАБЛИЦА | СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ
  • Г. И. Гурджиев. ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА (отрывки) | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА Записи бесед и
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь