№20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



14. "АСТРАЛЬНЫЕ МИРЫ" И "КАРТА СОЗНАНИЯ"

Рассматривая иерархию миров, мы ни словом не обмолвились об "астральных мирах", о которых так много говорилось вначале.

Как мы увидим далее, для этого были некоторые основания; и все же, какое место среди перечисленных "покровов" и связанных с ними "миров" занимают так называемые "астральные миры"? Попробуем сперва выяснить традиционное применение термина "астральный". Анализ оккультной литературы показывает, что представители разных школ вкладывали в это понятие разное содержание.

Так, Парацельс, а вслед за ним и другие представители школы "северного посвящения" называли начало, управляющее вегетативными функциями организма, "АСТРАЛЬНЫМ ТЕЛОМ", полагая, что оно состоит из межпланетного или астрального ("звездного") вещества (см. 75), благодаря чему подвержено влиянию звезд. Папюс говорит, что астральное тело – это животная душа, посредник между телом и духом. А.В.Трояновский в предисловии к книге Лидбитера "Астральный план" отмечает, что "оживление существ" составляет лишь одну из функций астрала, добавляя, что "при образовании существ материальное, тело формируется по астральному клише" (37, 3-4). Гендель, напротив, полагает, что "в течение внутриутробного периода развития плотное тело строится по матрице эфирного тела" (цит. по 45, 245). Систематизируя материал, связанный с данной темой, Рамачарака приходит к выводу, что эфирное и астральное тело – это одно и то же, однако предпочитает пользоваться последним термином: "Астральное тело есть оригинал, по которому строится физическое тело" (58, 7-8).

Представители теософической школы "южного посвящения" рассматривали в качестве "организующего фактора физического тела" (79, 8) именно эфирное, а не астральное тело. "Материя же, которая служит проводником для таких явлений нашей душевной природы, как страсти, эмоции, чувства и волнения, материя более тонкая, чем эфир, получила... название "астральная" – вследствие ее свойства светиться в темноте" (там же, 9).

Для северной школы более характерны представления именно о "выделении астрального тела" (из физического), а не о "выходе в астрал". Выделив астральное тело можно путешествовать по этому миру, оставаясь невидимым (см. 40). С точки зрения южной школы такой феномен следовало бы назвать выделением эфирного, а не астрального тела. Представители этой школы подчеркивают, что "переход" из физического тела в астральное означает прежде всего "иное положение души во времени и пространстве" (см. 58, 7), то есть выход в иной, "параллельный" физическому мир, названный "АСТРАЛЬНЫМ ПЛАНОМ".

Если термин "астральное тело" фактически дублирует такие понятия, как "эфирное тело" (северная школа) и "витальное тело" (южная школа), то термин "астральный план" действительно не сводится ни к одному из рассмотренных выше планов (эфирному, праническому, витальному). Дело в том, что все эти планы в норме сосуществуют с физическим: мы можем воспринимать любой из них наряду с внешним миром. Напротив, астральный план может лишь частично прорываться* на физический в условиях самовнушенной экзальтации или в условиях патологии – например, во время белой горячки.

* Ясное дело, сказанное относится лишь к спонтанным прорывам; тибетские буддисты, например, посредством специальной практики визуализации именно совмещают физический мир с миром видений, причем совмещают до такой степени, что утрачивают критерии различия между этими двумя мирами. Делается это, однако, вовсе не с целью "опытно убедиться" в реальности астрального плана, но как раз наоборот: "опытно убедится" в том, что физический мир мало чем отличается от визуализаций, порождаемых умом практикующего (см. 58).

"Экстериоризация астрального тела по сути дела есть первый шаг в ту таинственную область, которая называется смертью" (40). Лидбитер определяет астральный план как "низшее царство невидимого мира, куда человек попадает сейчас же после смерти – Гадес (Аид) или царство теней у греков, чистилище или переходное существование у христиан..." (37, 5). "Мир небесный" он называет соответственно "ментальным планом" (см. 38). Однако анализ его работ показывает, что и в первом и во втором случае речь идет не о чем ином, как о визуализации определенных переживаний. По Лидбитеру, "мир небесный" (ментал) отличается от "мира теней" (астрал) только тем, что переживания и образы здесь более приятны и возвышенны.

Использование термина "ментальный план" в таком приложении вносит в этот и без того запутанный предмет дополнительную и ничем не оправданную путаницу, – ведь даже полный выход на ментальный план (погружение в ментальный поток при утрате восприятия внешнего мира) не обязательно связан с визуализациями. Поэтому во избежание ненужных недоразумений представляется уместным по отношению к любого рода визуализируемым событиям применять только термин "астральный план", – тем более, что в расхожем словоупотреблении термин – "астрал" ассоциируется именно с визуализациями.

Итак, АСТРАЛЬНЫЙ ПЛАН – ЭТО ПЛАН ВИЗУАЛИЗАЦИЙ, на который каждый из нас непроизвольно попадает во время сновидений (см. 45, 130): будучи скрыт ясным светом бодрствующего сознания, этот "звездный" мир приоткрывается нам во сне, подобно тому как звезды обнаруживают свое существование лишь после захода солнца. При этом "раз и навсегда следует отметить, что новые "места" или новые сферы, куда переходит душа, означают не что иное, как изменение состояния самой души" (58, 168; сравн. 79, 21).

Строго говоря, речь идет не об астральном ПЛАНЕ (поскольку в качестве самостоятельного "космического плана", то есть частотного диапазона всеобщего поля, "астрал" не существует), а о копирующем пространственно-временной континуум голографическом астральном ЭКРАНЕ, на который проецируются события различных планов.

Как уже указывалось ранее, события, с которыми мы сталкиваемся в "астрале", представляют собой трехмерные визуальные "транскрипции" процессов, протекающих на тех или иных этажах организма и психики. Это "астральные голограммы" событий в различных "покровах" и связанных с ними "оболочках", совокупная активность которых создает целостный процесс нашего восприятия себя и мира. Таким образом, "астральный выход" представляет собой нечто вроде коллапса, в результате которого сознание как бы "проваливается в собственные подвалы" и попадает в "магический театр" скрытых механизмов своей "фронтальной активности" (см. 63).

При рассмотрении "актерской группы" этого театра, особое внимание следует уделить областям, пограничным с Маномайей; назовем их "зонами потребностей". Так, между Пранамайей и Маномайей лежит зона индивидуально-органических (пища, самосохранение) и видовых (сексуальных и родительских) потребностей, а между Маномайей и Виджнянамайей – социальных (коммуникативных и иерархических) и идеальных (потребностей в познании и творчестве, – в том числе потребность в эволюционном развитии). Именно в "зонах потребностей" обитает, говоря словами Шекспира, то "божество, что придает форму нашим намерениям, обтесывая их сообразно своим желаниям".

Обладая известной независимостью от сферы переживаемых психических явлений и сознательного целеполагания, – более того, определяя характер протекающих здесь процессов, "зоны потребностей" представляют собой основные источники "самостоятельных сущностей", проецирующихся на астральной сцене. Для тех, кто "имеет уши" не лишним будет в этой связи процитировать следующее высказывание Маркса: "Никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей..."

Рассмотрим теперь как визуализируемые области соотносятся с различными Чакрами.

Пауэлл пишет, что "помимо других своих функций Чакры служат точками соединения сил, переходящих из одной оболочки в другую" (см. 52). Иными словами, "растяжка" уровней восприятия и связанных с ними "космических планов" существует не только между центрами (чем выше Чакра, тем более "возвышенный" уровень), но и в рамках каждого центра. Каждый центр представляет собой точку подключения ко к всем планам, то есть может работать во всех диапазонах всеобщего поля. Поэтому из одного и того же плана может поступать информация различного характера, в зависимости от того, через какой центр он идет.

Однако Чакры "размазаны" по уровням восприятия неравномерно: можно говорить о слабых, хороших и прочных контактах тех или иных центров с теми или иными планами. Соответственно и в "астральных мирах", визуализируемых в разных Чакрах, преобладающими являются проекции разных планов.

Приводимая ниже графическая модель представляет собой своеобразную "карту внутренних пространств", координационную сетку для 72 возможных областей восприятия и визуализации, соотносящихся с различными Чакрами, которые представлены на физическом плане различными "сегментами" тела. Горизонтальные ряды соответствуют планам, а вертикальные столбцы – центрам. Восьмая Чакра в данной таблице соответствует центру, который переживается над головой (Сахасрадала Чакра, по Шри Ауробиндо).

Чистые квадраты обозначают зоны слабого контакта, а квадраты с пересекающимися диагоналями – зоны преобладающего контакта. Волнистая линия обозначает путь прохождения Кундалини сквозь "внутренние пространства", а темные ромбы – так называемые Грантхи или "узлы", которые "завязываются" на ее пути.

Чакры традиционно разбиваются на пары с родственными свойствами, соответствующими различным этапам продвижения Кундалини, "творящей миры" ("вверху") и психофизиологический организм человека ("внизу"). Грантхи отмечают качественные переходы между этими этапами, "узлы", в которых результаты того или иного этапа представлены в органичном и связном виде, целостно выражающем и отчасти превосходящем достигнутый уровень. Говорится, что в Грантхах "власть Майи особенно сильна" (см. 2). Достигнув Грантхи, Кундалини стремится свернуться кольцом и заснуть; происходит взрыв воображения, в результате которого йогин нередко теряет нить восприятия "того, что есть" (см. 35).

В масштабе восхождения Махакундалини, то есть всеобщей эволюции (усложнения организации) материальных систем (см. 4) и соответствующих форм отражательной способности ("сознания"), указанные в таблице Грантхи представляют собой "камни эволюционного преткновения" для минералов, растений, животных, людей и йогинов.
Заключение

"Семя, чтобы дать жизнь новому побегу и новому плоду, должно умереть", – изречение, хорошо известное оккультной традиции. Вот только никто не хочет умирать.

Толчком к написанию этой работы послужило знакомство с материалами книги Дж. Мишлава "Корни сознания", посвященными теме Чакр. Я был удивлен, обнаружив, что на Западе проблемы, связанные с данным предметом, осознаются и решаются в настоящее время на уровне конца XIX века. По-видимому, столь неутешительное положение дел обусловлено тем, что Запад скован живой оккультной традицией. Мы находимся в более выгодном положении. Традиция, питая нас соками зрелого плода былых достижений, больше не довлеет над нами, не сковывает скорлупой догмата. Мы открыты для роста – для нового сознания и для нового действия, которые дадут в будущем новый плод и новую традицию.

*  *  *

Некоторые читатели, возможно, были разочарованы тем, что говоря о Чакрах, я ничего не сказал о качественной специфике различных центров. С каким центром связаны те или иные эмоции, ситуации, потребности, города, мысли, планеты, культуры и т.д.? Все это читателям предстоит выяснить самостоятельно.

Внутренние ощущения одного человека объективно могут не совпадать с ощущениями другого человека, однако он вполне может внушить себе нечто подобное. Для построения "специальной теории Чакр" необходимо огромное количество разноплановых классификаций, которые бы представляли итоги личного опыта, по возможности минимально окрашенного навязанной извне догматикой. И лишь на основании такого обширного фактического материала можно будет попытаться в дальнейшем выявить объективную специфику ("спектр специфики") каждой из Чакр.

А вот и первое упражнение. Внимательные читатели должны были отметить, что в зависимости от перехода к рассмотрению различных сторон предмета изменялся и стиль изложения: изменение окраски содержания влекло за собой изменение окраски формы. Но стиль изложения также отражает активность центров. Попробуйте почувствовать, какие центры были задействованы у автора при освещении тех или иных сторон предмета.

зима 1982-83



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 909
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • "ПОКРОВЫ", "ТЕЛА" и "ПЛАНЫ": СВОДНАЯ ТАБЛИЦА | СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. АСТРАЛЬНЫЕ МИРЫ: МЫ В НИХ ИЛИ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение III КУНДАЛИНИ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВИРУЮЩАЯ СИСТЕМА
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение II ПРАНА КАК ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение I ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 12. ИЕРАРХИЯ МИРОВ КАК ЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР Наши
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 11. ТЕОРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ Нередко упускают из
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА Представляя собой особый
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ 150 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение IV НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КУНДАЛИНИ-ЙОГИ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ПРИРОДА АСТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В настоящее время
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОИЗВОЛЬНО ВЫЗЫВАЕМЫХ ВИЗУАЛИЗАЦИЙ Адепты
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ОРГАНИЗМ И ЛИЧНОСТЬ Противопоставление организма и
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВИРУЮЩАЯ СИСТЕМА НАС Вне зависимости
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ 150 СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ 150 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение V АНТИ-РИГИН Рецензия на рукопись книги
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение VI О РАБОТЕ С ЦЕНТРАМИ Из
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ЛИТЕРАТУРА Абаев Н.В. О некоторыхфилософско-психологических основах чаньских дзенскихвоенно-прикладных
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА ВКРАТЦЕ В ходе становления
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | ОГЛАВЛЕHИЕ 13. ПОКРОВЫ, ТЕЛА И ПЛАНЫ Уровень субъективного
  • №20. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР | 847020 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VI. ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ Вот что случилось:Войдя в класс,
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XII. ДВИГАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XI. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, СВОЙСТВА. СПОСОБНОСТИ И
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | X. ОБЩЕНИЕ . . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | IX. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VIII. ЧУВСТВО ПРАВДЫ И ВЕРА Урок с плакатом.
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VII. КУСКИ И ЗАДАЧИ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Приложения О целях Настольной книги драматического артиста38 Эта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь