Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
С. Л. Братченко. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ2.3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ДАВЛЕНИЕ Межличностное давление в общении (МД) можно определить как попытки одного собеседника повлиять на мысли, чувства, слова или действия другого (р. 67). При таком широком понимании МД мы легко найдем его проявления почти в любом взаимодействии людей. Давление это, по мнению Бюджентала, универсальная характеристика человеческого общения; оно может проявляться множеством способов и служить самым разным целям. Очень важно различать манипулятивное и не-манипулятивное использование МД грань эта очень тонкая и не всегда очевидная. Главным критерием можно считать намерение "субъекта давления" заботится ли он о другом человеке и стремится помочь ему справиться со своими проблемами или пытается с помощью давления достичь каких-либо иных целей. Давление как таковое лишь средство, а его смысл и ценность определяется прежде всего целями "пользователя". В то же время, преднамеренное использование давления в межличностном общении в кабинете консультанта или за его пределами почти неизбежно несет с собой риск манипулирования и потому требует особого внимания и осторожности. Форм, способов и уровней интенсивности МД чрезвычайно много и классифицировать их можно по разным основаниям. Особо следует отметить, что давление существует не только в более явной вербальной форме, но также и в невербальной. Последняя, как правило, менее заметна (и даже не всегда осознается самим субъектом влияния), но часто еще более эффективна. Кроме того "невербальное сопровождение" способно весьма существенно менять степень давления, вкладываемую в слова, как в сторону его усиления, так и в сторону смягчения. С другой стороны, невербальные формы МД могут использоваться и отдельно от вербальных, при этом приобретая иногда парадоксальное значение. Так в определенном контексте например, в ответ на просьбу, призыв и т.п. "молчание, самая слабая "клавиша", может оказать очень сильное давление" (р. 70). Бюджентал разработал очень ясную и развернутую концепцию МД, а также предложил весьма подробную шкалу для описания, классификации и измерения основных видов давления. Представляя эту шкалу, он использует метафору некоего музыкального клавишного инструмента, клавиатура которого состоит из трех десятков "нот" (отдельных видов МД), объединенных в четыре "октавы". Вот эти основные "октавы" (р. 71):
Применительно к ситуации психологического интервью выделены следующие характеристики, с помощью которых можно описать психологическую суть различий между основными уровнями (октавами) давления:
Используя эти пять характеристик, можно представить
основные особенности каждой из четырех октав МД таким
образом (р. 71-87).
В эту "октаву" МД входят такие конкретные виды воздействия ("ноты"): молчание, "наведение мостов", перифраз, подведение итога, побуждение говорить, "отражение очевидного", предложение добавить к сказанному и открытые вопросы. Необходимость в использовании этой "октавы" может возникнуть на любой стадии консультационной работы, но очевидно, что наиболее адекватно ее применение при установлении контакта, а также в моменты "эмоционального катарсиса" клиента, его интенсивного самостоятельного поиска. В целом же именно слушание можно считать фундаментом общения, его наиболее надежной основой, на которой строится все взаимодействие собеседников. Поэтому именно "продуктивное слушание" Бюджентал (как и большинство представителей других психологических и психотерапевтических школ) считает "наиболее фундаментальным умением психотерапевта" "все остальное, что необходимо делать терапевту, опирается на его развитую способность слышать одновременно на многих уровнях" (р. 71). Причем, только при поверхностном взгляде на уровне
внешнего вербального взаимодействия может показаться, что
при использовании этой октавы основная нагрузка лежит на
говорящем (клиенте). Для того, чтобы слушание было
действительно продуктивным, оно непременно должно
быть активным'. "Такое слушание это гораздо
больше, чем пассивное фиксирование, это динамическая
готовность (подчеркнуто мною С.Б.),
которая включает в себя многие модальности восприятия плюс
интуицию, рефлексию и специально развитую эмпатию" (там же}.
Ко второй "октаве" относятся: открытые вопросы, выбор части высказывания, фактическое информирование, непосредственное структурирование, неакцентированные альтернативы, общее структурирование, выдвижение новых тем, неявно фокусированные вопросы. Работа во второй октаве давления представляет значительную трудность и требует от фасилитатора умения балансировать на тонкой грани осторожной активности между невмешательством слушателя и лидерством ведущего. Мой опыт проведения семинара-тренинга показал, что большинству его участников сложнее всего было удерживаться в рамках именно ведения, границы которого многим казались размытыми, "неуловимыми". Оказывалось гораздо проще перейти к более сильному и очевидному давлению или, наоборот, вернуться к слушанию (последнее, конечно, для многих весьма трудно полноценно реализовать, но, по крайней мере, легче понять и распознать). Однако, именно влияние на втором уровне МД мягкое, деликатное, "на полутонах", оставляющее основную активность и ответственность за клиентом обладает огромным потенциалом поддержки и усиления процессов его (клиента) самоисследования и часто играет в консультировании решающую роль. С другой стороны, и опасность манипулирования наиболее велика как раз при ведении. Таким образом, есть много причин для того, чтобы уделить
второй октаве межличностного давления особое внимание.
Третью "октаву" МД составляют: суженные вопросы, рациональные советы, успокаивание, обучение, определенные альтернативы, ограниченные указания и более узкие вопросы. Освоение третьей октавы представляет достаточно большую сложность, но еще труднее достичь понимания ее психологического смысла и психотерапевтической целесообразности. Бюджентал подчеркивает: "Инструктирование это предмет огромных расхождений и арена острых столкновений точек зрения в сообществе терапевтов. Оно обладает очень большим потенциалом влияния на клиентов. По моему мнению, если оно используется чутко и умело, оно может существенно повлиять на прогресс клиента, но если его использовать неуклюже или чрезмерно, то оно обязательно будет препятствовать глубине и длительности терапевтического влияния" (р. 83). Вариаций в применении средств октавы инструктирования
профессионалами очень много, что в значительной мере
зависит от их теоретических установок, индивидуального
стиля и опыта работы.
В четвертую, самую "сильную" группу средств МД включены: более узкие вопросы, побуждение, одобрение, оспаривание, неодобрение, провоцирование, ссылка на авторитет, настаивание, отвержение (последнее уже выходит за рамки допустимых в терапевтической ситуации действий и приводится только для логического завершения данного перечня). В последней "четверти" шкалы находятся очень сильные средства межличностного влияния и именно поэтому пользоваться ими следует крайне осторожно. Бюджентал подчеркивает: "Терапия, которая опирается в основном на требование, на мой взгляд, вообще не является терапией, но терапия, которая никогда не решается на это, может легко стать вялой и неэффективной" (р. 84). Требование это действительно "последнее
средство", использовать которое имеет смысл в особых
ситуациях: когда, с одной стороны, более слабые способы
влияния оказываются исчерпанными (но этого еще
недостаточно часто возникают подобные эпизоды с
"неподдающимся" клиентом, но нет реальных шансов изменить
ситуацию), а с другой стороны, когда есть условия
(контекст беседы, готовность клиента и т.д.), позволяющие
перейти к более активной, "требовательной" конфронтации.
Если фасилитатор в такие моменты продолжает оставаться
сдержанным и мягким и не решается привлечь мощные ресурсы
собственной субъективности, значит, он ведет себя,
как считает Бюджентал, "антитерапевтично" и упускает ценную
возможность для подлинно глубинной работы.
При изучении подхода Дж.Бюджентала именно тема межличностного давления неизменно вызывала у практических психологов повышенный интерес. Это и понятно: если "наше дело изменение", то естественно, что средства изменения, влияния будут привлекать особое внимание. Но интерес к этой теме, как мне кажется, вызван не только ее важностью. Бюджентал рассматривает общение как бы под своеобразным "концептуальным микроскопом", и этот новый взгляд позволяет ему открыть целый мир межличностных влияний. Он детально описывает особый (возможно, самый значимый для фасилитатора) пласт глубинного общения и создает оригинальную, подробную и, на мой взгляд, красивую концепцию межличностного давления. Это очень содержательная концепция, включающая в себя большое число вопросов. В этом параграфе удалось затронуть далеко не все из них за рамками рассмотрения остались, например, такие проблемы, как давление со стороны клиента, взаимосвязь между видами МД и фазами интервью, невербальные средства давления и многие другие. Но даже и приведенный краткий обзор убедительно свидетельствует о том, что фасилитатор не может пройти мимо проблемы выбора средств давления и ему есть из чего выбирать набор способов и форм межличностного влияния удивительно разнообразен и, по сути, неисчерпаем. Все дело в том, чтобы освоить этот огромный арсенал и быть способным использовать его гуманно и эффективно; чтобы найти адекватный уровень давления, не слишком сильный и не слишком слабый. Освоение это не может идти легко и быстро. Знакомство хотя бы с основными элементами шкалы давления требует большого терпения, настойчивости и последовательности. А ведь в описанную выше "клавиатуру" вошли далеко не все "ноты", только наиболее "чистые" Бюджентал упоминает, что в свое время он и его ассистент Джеральд Бартон сумели "достаточно четко идентифицировать 57 разновидностей давления" (р. 91). Более того, между "нотами" нет резких границ (да и между "октавами" тоже желая подчеркнуть это, Бюджентал делает идентичными последнюю и первую "ноты" соседних "октав") и в реальном общении можно встретить бесконечное многообразие всевозможных смешанных и промежуточных вариантов. К этому следует также добавить вариативность индивидуальных стилей исполнения всей этой "музыки" межличностного влияния. Здесь уместно еще раз напомнить об условности вычленения отдельных элементов из живого, целостного, постоянно меняющегося и всегда уникального "коммуникативного потока". В то же время, для каждого конкретного человека нет возможности (да, очевидно, и необходимости) овладеть непременно всеми разновидностями МД. Задача состоит в том, чтобы, "перепробовав" разное, найти свое, соответствующее собственным возможностям и индивидуальным особенностям. А затем на этой основе научиться точно и аутентично исполнять различные "мелодии" общения. При этом необходимо ясно осознавать: априори нет хороших и плохих видов давления все решает гибкость и адекватность в их применении. "Виртуозный терапевт должен уметь пробежаться по всем клавишам шкалы межличностного давления и при этом оставаться чутким к потребностям клиента, к моменту и форме давления, и кроме всего не терять собственного достоинства и не нарушать обязательств" (р. 84). <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|