|
Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯГлава 11 ВНУТРЕННИЕ МОНОЛОГИ, УСТАНОВКИ И ОБРАЗЫ Внутренний монолог это обращенная к себе мысленная речь, которую мы постоянно произносим, когда находимся одни. Как только мы остаемся наедине с собой, начинается нескончаемый внутренний монолог; его содержание на 99% связано с нашими предполагаемыми обидчиками, личными неудачами, проблемами, намерениями и т.п. Например, мы можем долго пережевывать в уме, чтó такой-то сказал нам, и почему он не относится к нам, как дóлжно, и чтó мы должны были бы сказать ему, но не сказали. Или почему люди думают, что они могут делать с нами на работе все, что вздумается только потому, что мы относимся к людям того сорта, которые от работы не увиливают. Или почему наша жена и дети проявляют к нам недостаточно уважения и т.д., и т.п. Внутренний монолог наш постоянный спутник в часы бодрствования. Во время его мы вновь и вновь воспроизводим различные происшествия дня, пытаясь представить себе себя в возможно более выгодном свете, придумывая извинения за те высказывания и ситуации, в которых мы, по нашему мнению, недостаточно себя проявили. Короче говоря, посредством внутреннего монолога мы проводим кампанию самооправдания и самопоклонения, что помогает нам удерживаться на самом высшем уровне личной самооценки. Внутренний монолог обслуживает наше себялюбие и культ личности. В то же время он служит самым значительным источником расхода сил. Чем больше мы отдаемся произнесению этой долгой внутренней речи, тем больше теряем сил; поэтому склонность к внутреннему монологу одна из самых отрицательных черт личности в ее повседневной жизни. Осознав и изучив факт нашей вовлеченности во внутренний монолог, мы поймем, до какой степени это верно. Люди, которые излишне предаются внутренним монологам, обычно больше других жалуются на утомление и недостаток жизненных сил; они легко подхватывают сезонные эпидемические заболевания и нередко страдают хроническими болезнями. Одним из первых шагов к самопознанию является осознание факта существования внутреннего монолога и того, как он на нас влияет. Его нужно остановить. Это очень трудно и может быть достигнуто лишь со временем; каждый изучающий эзотерическую психологию должен постоянно работать в этом направлении. Предмет внутреннего монолога связан прежде всего с так называемыми претензиями. Мы наполнены всякого рода претензиями, но находимся в блаженном неведении о присутствии внутри нас этих психологических возмутителей спокойствия. Система поясняет, что претензия это требование определенных условий, которое мы предъявляем другим людям (или миру в целом), считая само собой разумеющимся, что мы имеем на это право. Мы можем полагать, например, что жизнь должна обеспечить нас определенными удобствами, некоторыми средствами к существованию, выгодами, привилегиями и т.д. Разумеется, мы не предъявляем подобных претензий к жизни напрямую, так как они пребывают полностью вне поля нашего сознания. Мы просто считаем это само собой разумеющимся. Однако если наши претензии не удовлетворяются, мы начинаем испытывать недовольство или раздражение, что дает начало непрерывному потоку внутреннего монолога, о котором было сказано выше. Например, мы можем полагать, что имеем право на такую вещь, как уважение окружающих; что мы должны нравиться другим людям; что мы не должны страдать; что у нас должна быть хорошая работа и прекрасная семья; что внешние условия не должны создавать для нас неудобств, лишать удовольствий и т.д. Как уже было сказано, мы не формулируем этих требований напрямую, мы даже не сознаем, что предъявляем к жизни подобные претензии. Но неосознанно мы это делаем, и если наши требования не удовлетворяются, мы начинаем внутренний монолог о том, как несправедлив с нами мир. В связи с этим мы испытываем чувство обиды и преисполняемся жалостью к себе. Основой внутреннего монолога становятся именно всякого рода обиды. Мы тратим свое время, постоянно рассказывая себе о них и о том, как с нами плохо обошлись. Система дает определенные инструкции по поводу искоренения или хотя бы ослабления привычки к внутреннему монологу. Один из наиболее эффективных способов борьбы с ним состоит в сокращении числа наших претензий. Чем меньшего мы требуем от жизни и других людей, тем меньше причин для раздражения или недовольства в связи с тем, что наши требования не удовлетворяются. С точки зрения Системы можно с уверенностью утверждать, что человек, который сократил свои претензии до минимума, встал на верный путь к достижению цели эзотерического развития. Ведь если мы ничего не будем ждать от жизни, нас не постигает разочарование. Это приведет к исчезновению обид, и внутренний монолог, лишенный своего источника, иссякает. Но в самом деле ничего не требовать от жизни может лишь воистину великий человек. Теперь скажем несколько слов о том, что Система называет "отношением" или "установкой". Под отношением к чему-либо в данном случае подразумевается установившийся, привычный для нас способ думать об этом. Так, мы определенным образом относимся к себе, к религии, к политике, сексу, работе, счастью и т.д. Каждый человек так или иначе относится ко всему на свете, и закован в свои установки, словно в доспехи. Любое свое отношение к чему-либо мы считаем своей неотъемлемой частью, не подозревая, что они являются не более чем умственными "нарядами", которые мы одеваем и снимаем в зависимости от обстоятельств, и что с нашим Я они по сути не связаны. Они представляют собой различные наряды личности, большей частью личности ложной, и складываются годами под влиянием образования, обычаев, традиций и т.д. Чем искреннее мы принимаем свое устоявшееся отношение за подлинное выражение своего Я, тем дальше уходим от истинного понимания себя. Если мы хотим познать себя, нам следует осознать и изучить свои разнообразные установки с помощью тщательного постоянного самонаблюдения, благодаря чему мы будем в состоянии отделить себя от них и постепенно от них избавиться. Наградой за труды будет то, что наша глубинная сущность сможет начать проявлять себя. Тогда все, что мы говорим и делаем, будет находиться под влиянием этой более подлинной части нашего Я, а не граммофонной пластинки наших установок, которая была поставлена ложной личностью. Когда мы будем лучше сознавать себя, то без труда увидим, как эти установки пытаются управлять нами в зависимости от сиюминутных обстоятельств. Если же мы с ними отождествлены, то считаем их различными устойчивыми сторонами своей личности. С учением об установках тесно связано учение о наших "образах". Под образом в данном случае подразумевается привычный для нас способ видения себя в определенных обстоятельствах. Когда мы думаем о себе в тех или иных обстоятельствах, перед нами встает образ человека с неизменно присущими ему качествами, например, чуткого и внимательного к другим, или спокойного, или общительного, или трудолюбивого и т.д. У нас существует множество таких образов, которые мы привычно себе рисуем и которые тесно связаны с нашими установками. Мы идем по жизни, свято веря в эти образы, даже если другие люди считают их неверными. Главное, что мы верим, будто они верны, верим, что они представляют нас в истинном свете. Мы наслаждаемся этими образами себя, сливаемся в ними и тем самым способствуем совершенно ложному развитию своего "я". Мы видим себя совсем не так, как нас видят другие. Например, у нас может быть образ себя как весьма рассудительного человека, всегда открытого для аргументов и мнений других лиц; сами же они могут видеть в нас несговорчивого, высокомерного и упрямого человека. Или человек может воображать себя щедрым и великодушным, тогда как людям он кажется скупым и расчетливым. Это повсеместное явление, свидетельствующее о том, как мало мы себя знаем. Следовательно, мало того, что мы отождествляем себя со своей личностью, не имея ни малейшего представления о том, что за этим фасадом скрывается, мы не имеем также никакого представления и о том, что эта личность собой представляет. Общая картина еще больше искажается образами и установками, которые составляют такую значительную часть содержания нашего ума, что даже трудно себе представить. Чтобы познать себя, мы должны изучать себя. Это очень сложный и трудный процесс, и это естественно, так как ничто, в чем нет непосредственной жизненной необходимости, легко не дается. Если бы самопознание было делом легким, оно мало что добавляло бы к уже известному. Выход на неведомый уровень бытия должен быть трудным. Содержание данной главы дает некоторое представление о трудностях, с которыми мы при этом сталкиваемся. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|