|
Юрий Халтурин. Сон и сновидения в еврейском мистицизме: теории и практикиЮрий Халтурин.
Сон и сновидения несомненно относятся к основным феноменам человеческого бытия и могут исследоваться с самых различных сторон – от физиологических до культурологических аспектов. В данной статье мы предлагаем рассмотреть эти феномены в контексте мистического опыта и мистических практик, ограничив себя материалом еврейской мистики. При этом в рамках самого еврейского мистицизма мы будем опираться на тексты самого разного рода: 1) Зогар (XIII в.), канонический текст каббалы [Tishby 1991, 809-830], 2) «Книга видений» Хаима Виталя (XVI в.), последователя и канонизатора учения Ицхака Лурии, основателя наиболее влиятельного направления в каббале [Jewish mystical autobiographies 1990, 3-267], 3) Шивхей Бешт (Прославление Бешта) – жизнеописание основателя хасидизма Исраэля Баал Шем Това (XVIII в.), 4) «Книга тайн» хасидского лидера XIX века р. Исаака Сафрина из Комарно [Jewish mystical autobiographies 1990, 267-307]. Тем самым мы постараемся охватить различные периоды и различные направления еврейской мистики, выделив некоторые общие тенденции в отношении сна и сновидений. Культурно-исторический контекст представлений Нам представляется, что можно выделить несколько «кругов» такого контекста: библейский, талмудический, средневековый еврейский, средневековый общеевропейский, собственно мистический. 1. Библейский круг представлений о сновидениях очерчивается прежде всего явлениями пророчества: именно во сне Бог является сам или открывает будущее посредством символов и образов праотцам, пророкам и царям. Концентрированное выражение эта идея получила в словах книги Чисел: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» [Чис., XII, 6—8]. Итак, в Библии сон – это пространство пророчества, механизм, посредством которого Бог говорит или дарует видения большинству своих избранников. 2. Талмудический круг добавляет некоторые новые элементы к представлениям о снах в иудаизме [См.: тр. Берахот 55-57, Мидраш Берешит Рабба 17]. Во-первых, разрабатывается более подробная классификация снов. Во-вторых, подробно обсуждается символика и экзегетика сновидений:. В-третьих, появляется фигура профессионального толкователя сновидений [Берахот 56 а]. Наконец, возникают практики предотвращения исполнения плохих сновидений (специальный пост и сообщение сновидений трем свидетелям с произнесением определенных формул). 3. Сны в контексте средневековой еврейской культуры. В своей классической работе «Еврейская магия и суеверия» Дж. Трахтенберг достаточно подробно проанализировал роль сновидений в средневековой еврейской «народной религии» [Trachtenberg 1961, 230-249]. Можно выделить несколько основных характеристик культуры сновидений в этом контексте. 1) Сновидения имеют несколько функций – галахическая (законодательная), экзегетическая, прогностическая; 2) появление сонников; 3) Возникновение представлений об отделении души от тела во время сновидений, что обуславливает возможность встречи с другими людьми на расстоянии, с мертвыми, а также путешествия по загробному миру. 4) Наличие особого «Князя сновидений» - ангела, вызывающего сновидения, вообще связь сновидений с ангелами, а также с демонами. 5) Возникновение сновидческих практик: шеейлот халом (dream question), сны на могиле праведников и мудрецов, вызывание ангелов сна. Все эти особенности развиваются как в рамках раввинистического иудаизма, так и в популярных этических, аскетических, а также магических трактатах. Мистики задействуют из этого комплекса прежде всего ряд практик. 4. Исторический контекст развития еврейской мистики. Особенное внимание к сновидениям в еврейской мистике возникает в XVI-XVII столетиях, особенно в среде мистиков Цфата. Эта характерная черта данного периода развития еврейской мистики вписывается в более общую тенденцию, которую М. Идель назвал «переходом от «объективной» к «субъективной каббале» [Idel 1998, 162-168]. 5. Общеевропейский культурный контекст. Представляется немаловажным отметить, что особенности средневекового отношения к снам в еврейской культуре не выводятся напрямую из библейского или талмудического контекста. И наоборот – многие черты еврейской культуры сновидений в это время удивительно напоминают христианскую онейрокультуру и античную, транслируемую через арабские тексты. Теория сновидений в еврейском мистицизме Итак, отношение к сновидениям в еврейской мистике сформировалось на пересечении «книжного» и «народного» иудаизма, еврейской традиции и общеевропейской модели онейрокультуры. Из смешения этих элементов возник оригинальный сплав, который мы и постараемся описать ниже. Прежде всего, нас будет интересовать теории сновидения – проблема их происхождения и классификации. Наиболее полно подобные теории изложены в различных трактатах Зогара. Будучи своеобразным мистическим мидрашом, Зогар своеобразно развивает базисную талмудическую теорию, связывающую сон со смертью и пророчеством. Исходным положением Зогара является идея отделения души от тела во время сна. Отделяясь от тела ночью душа подвергается опасности, т.к. ночь находится под управлением Древа Смерти – символа т.н. "Ситра Ахра (Другая Сторона)" – темной и хаотической стороны божественного мира, которая также связана с Шхиной - божественным присутствием в мире, женской ипостасью божества, которая, отделяясь от полноты божественной плеромы (системы 10 сфирот), отпадает на Другую сторону. Это отделение души от тела может описывается двумя рядами метафор – а именно, метафорами смерти и рождения [Tishby 1991, 810]. В рамках первого ряда сон рассматривается как предание души в руки Шхины. Отходя ко сну необходимо произносить «В руки твои предаю дух свой». Этими словами заключается своеобразный контракт – Шхина получает душу человека, но поскольку та повреждена грехом, Шхина должна утром вернуть поврежденный «товар». Это возвращение в мир мыслится как воскрешение после смерти. Кроме указанных метафор, Зогар описывает также отделение души от тела во сне как возвращение души к своему корню, истоку, принципу, на свое предвечное место. Метафора возвращения связывает представление о сне с пророчеством, т.к. вернувшись в божественный мир душа созерцает Бога и ангелов, воспевая им хвалу, а также удостаивается поучений в Торе, если это душа человека, посвящающего себя Торе и днем. Кроме того, праведные души удостаиваются предсказательных снов, в которых им дается видение будущего. Тем самым возвращение души есть путь к созерцанию и получению знаний о высшем мире и будущем., т.е. форма откровения и пророчества. Зогар выстраивает следующую иерархию: сон – видение – пророчество. Каждый из уровней этой иерархии соответствует определенной божественной эманации (сефире) и ангелу. В частности, сновидение связано с ангелом Габриэлем и сфирой Мальхут, низшей в иерархии сфирот. Онейропрактики в еврейском мистицизме Мистические практики, связанные со сновидениями, опираются на изложенную выше теорию сновидений, являясь ее воплощением и подтверждением. Прежде всего, речь идет о реализации на практике триады сон-смерть-пророчество. Вообще говоря, еврейскую мистику можно определить как попытку заново пережить опыт откровения. Эту попытку можно реализовать несколькими способами: 1) найти некую альтернативную библейской традицию откровения (скажем, енохическую), объявив себя ее носителем; 2) по-новому истолковать канонический текст откровения; 3) получить новое откровение от посланников Бога (в качестве таковых часто выступают пророк Илия, мудрецы Талмуда, ангелы и т.д.); 4) с помощью мистических практик достичь состояния, близкого к пророческому. 1. Начнем с описания физических практик вызывания снов. Среди них особенно выделяется практика мистического плача. В частности, эта практика описана в мистическом дневнике Хаима Виталя «Книга видений»: «В пятницу ночью, восьмого Тевета...я плакал обильными слезами, был подавлен и опечален, т.к….я женился…и был связан колдовством (т.е. потерял потенцию)…Я также оплакивал более двух лет своей жизни, когда я пренебрегал изучением Торы…Мое страдание было столь велико, что я даже ничего не ел. Я лег на свою постель, рыдая, лицом вниз, пока не уснул от множества пролитых слез, и я увидел чудесный сон…». [Jewish mystical autobiographies 1990, 78] Плач и откровение в сновидении связаны между собой и в книге «Прославление Бешта» (история 35): в данном случае плачущий Бешт удостаивается встречи с пророком Илией, который помогает решить ему проблемы с отсутствием денег, еды и одежды на праздник. Аналогичную ситуация имела место в биографии Авраама ха-Леви Берухима, ученика Исаака Лурии. В письме р. Шломо из Дрезниц, также цфатского каббалиста описывается, как Берухим ходил по ночам по Цфату, плача и призывая людей бодрствовать ради страданий Шхины. Исаак Лурия посылает Берухима в Иерусалим, к Стене Плача, с наказом молиться там со слезами, дабы узреть Шхину. Трое суток Берухим проводит в Иерусалиме в посте, молитве и плаче, а через три дня идет молиться и плакать к Стене, после чего ему даруется видение Шхины, по всей видимости наяву, а не во сне [Патай 2005, 228-229]. Берухим обращается к ней, называя ее матерью, как и Виталь («Матерь!Матерь!Матерь Сион!») Итак, мы имеем очевидную связь между плачем, сном и откровением (видением Илии, Шхины или Меркавы), при этом плач всегда связан с постом и затвором или уединением. Остается в добавить к этой цепочке звено, связанное со смертью. Смерть присутствует в подобных практиках метафорически и буквально. Метафорически тот же Сафрин сравнивает состояние плача с превращением человека в пыль и в текущий поток. Оба сравнения говорят об исчезновении и растворении человеческого я. Но именно таким образом понимается связь пророчества, смерти и прилепления к Богу (двейкут) в еврейском мистицизме вообще [Idel 1988 43-45]. Пророчество Моисея описывается в каббале как поцелуй (интерпретация стиха «Устами к устам говорю я с ним», Чис. 12:8), а двейкут – как смерть от поцелуя, отделение души от тела и эротисечское слияние ее с высшей душой, потеря своего эго (любовь=смерть). Итак, пророчество связано со смертью и с плачем. Но есть и более буквальная связь между пророчеством, плачем и смертью, которая прослеживается уже в мидрашах: «Один из учеников р. Шимона бар Йохаи забыл то, что он учил. В слезах он пошел на кладбище. Из-за его великого плача р. Шимон явился ему во сне и сказал ему…» [цит. по: Idel 1988, 71] Далее следует инструкция, каким образом лучше учить Тору. В данном случае практика плача связана с посещением могилы праведника и явления его явления во сне с целью передачи учения. Другой способ связаться с мертвым во сне - это договориться при жизни с человеком о том, что после смерти тот придет во сне и расскажет о жизни в будущем мире, многие случаи чего описаны не только в мистической еврейской литературе. Кроме того, мертвые предки или мудрецы могут являться во сне «без приглашения», сообщая сновидцу те или иные толкования или инструкции к поведению. В частности, в «Книге видений» Виталь описывает множество встреч со своим учителем Ицхаком Лурией, который продолжает учить его и после смерти. 2. От описанных физических практик, основанных на цепочке сон-смерть-пророчество-плач, практика посещения могил ведет нас к другой практике, более ментального плана. Речь идет о так называемой практике “йехудим” (соединения) [Пата1 2005, 169-215]. Один из ее аспектов связан с соединением души мистика с душой умерших праведников для исправления своей души, помощи в толковании торы, получения инструкций и т.д. Так описывает эту практику Сафрин: «…Я омыл свои руки и прочитал хвалебную молитву. Из-за физической слабости я не мог стоять. Я соединил себя посредством Соединения и связал себя с душой божественного учителя, р. Исаака Лурии. И в результате объединения с ним, глубокий сон сошел на меня и я увидел множество душ, пока великий страх и дрожь не нашли на меня…» [Jewish…1990, 281-282]. Скорее всего, такая ментальная практика могла дополнять физическую практику посещения могил. 3. Еще одной ментальной практикой является медитация. Так, М. Идель показывает, что итальянский мистик 16 столетия р. Йоханан Алеманно, вслед за некоторыми философами-неоплатониками и некоторыми магико-герметическими текстами, рассматривал сон не как пассивное, а как активное состояние, связанное с определенной подготовкой. Эта подготовка состояла в создании определенного интеллектуальногообраза путем умственной концентрации на нем в состоянии бодрствования. Этот образ служил своеобразным вопросом, ответ на который получался во сне. Более того, создание такого образа можно метафорически связать с некоторыми магическими практиками, а именно – создание особых мест и предметов (чаще всего скульптуры, например, терафимы в Храме), к которым затем, путем совершения разного рода ритуалов, «притягивалась» божественная энергия либо те или иные духи, которые пророчествовали через эти предметы. Ментальный образ играет роль как раз такого предмета, а медитация – ритуала. Во сне же на спящего нисходит поток некой астральной информации, который концентрируется в заранее приготовленном ментальном образе. [Idel 1999, 111-128]. Что не менее важно, такой образ действий приписывается пророкам Танаха, особенно Моисею. 4. Последняя из описанных практик ведет нас к вербальным практикам. К ним относятся как порождающие сны, так и герменевтические практики. Первый тип описывается Виталем: во время молитвы йоцер, кантор произносит «кадиш», сопровождая молитву мелодией, после чего Виталь впадает в сон и видит Ицхака Лурию, дающего ему поучение о строении души. По-видимому, молитва вызывает своего рода транс, сопровождающийся видениями. Также Виталь упоминает, что Лурия перед сном имел обычай давать каждому из своих учеников отрывок из Торы, соответствующий «корню» души ученика, который тот должен был громко произносить перед сном, дабы во сне на небесах его обучали смыслу этого отрывка. Тем самым ученик достигал исправления своей души, т.к. у каждой души в Израиле есть свой аспект Торы, и если он не изучен полностью и не исполнен, душа вынуждена перерождаться вновь.[цит. по: Grozinger 1994, 48] Литература: Grozinger K.-E. Kafka and Kabbalah – N.-Y, 1994 Idel M. Kabbalah: new perspectives – Yale university press, 1988 Idel M. On mobility, individuals and groups: prolegomenon for sociological approach to the 16-th century Kabbalah/ Kabbalah. Vol.3, 1998, pp. 145-173
© Psyoffice.ru Категория: Учения, Литература по каббале Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|