Ориентировочная основа действия

Ориентировочная основа действия - Система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия. Она может совпадать с объективно необходимой, но может и не совпадать с ней. Нередко человек учитывает лишь часть объективно необходимых условий, а иногда включает в ориентировочную основу своих действий лишнее.

Различия в обобщенности, в полноте и способе получения ориентировочной основы действия служат основанием для выделения разных ее типов.

Первый тип характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действия на такой ориентировочной основе идет медленно, с большим количеством ошибок. Второй тип характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту, во-первых, в готовом виде, а во-вторых, в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия при такой ориентировочной основе идет быстро и безошибочно. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения. Ориентировочная основа третьего типа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Действию, сформированному на ориентировочной основе третьего типа, присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса. В принципе возможен и такой случай, когда человек не только самостоятельно выделяет систему ориентиров в каждом конкретном случае, пользуясь данным ему методом, но и сам метод находит самостоятельно.

Кроме этих трех типов ориентировочных основ теоретически возможен еще ряд типов, однако на практике и в экспериментах используются именно указанные три типа. В качестве иллюстрации данных типов ориентировочной основы действий можно привести исследование Н. С. Пантиной (1957) формирования у детей действия написания букв алфавита. В группе, где обучение проводилось на основе ориентировки первого типа, экспериментатор показывал ребенку букву-образец, которую надо было написать, выделяя ее элементы и объясняя процесс написания этой буквы. Обучение, продолжалось до тех пор, пока ребенок не изобразит букву три раза подряд без ошибок. После этого по той же схеме шло обучение следующей букве и, т. д. Для правильного написания первой буквы потребовалось 174 повторения. Для правильного написания новой буквы обучаемый заново должен был искать новые ориентиры, что потребовало 163 повторения.

При использовании второго типа ориентировочной основы действия обучение письму имело следующий вид: ребенку также дается образец буквы, но при этом на бумагу наносится система точек, по которой легко выполнить действие и получить требуемый контур буквы. Ребенок учится копировать эти точки и по ним писать букву. В этом случае ребенок получает все необходимые ориентиры сразу, но они пригодны для получения только с добавлением избыточных, лишних условий и с недостатком некоторых необходимых и с избытком ненужных данных.

Эти задания могут различаться по уровню наглядности, а также по уровню проблемности. Все задания предъявляются на каждом этапе до тех пор, пока не наступит правильное и быстрое их выполнение.

На качество усвоения предметного действия оказывает влияние и тип ориентировки, даваемый и используемый обучаемым. Наибольшая эффективность деятельности достигается при обобщенной ориентировке, строящееся под руководством учителя самим школьником, т. е. не заданной ему в готовом виде.

Поэтапное формирование умственных действий рекомендуется первым делом для индивидуальной работы с отстающими.





Просмотров: 5088
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь



Другие новости по теме:

  • Автоматизация движений
  • Алгоритмизация обучения
  • Варианты организации усвоения
  • Виды учебных действий в начальной школе
  • Волевая готовность к школе
  • Волевое поведение
  • Воображаемые модели и идеализация
  • Воспитание и обучение
  • Воспитание и потребность достижения
  • Высшая нервная деятельность человека и животных
  • Гальперин Петр Яковлевич
  • Глобальный оперативный образ
  • Два главных пути обучения
  • Двигательный состав действия
  • Действие
  • Действие и формирование образов
  • Исследование мышления в детской психиатрии
  • Методика "Назови слова"
  • Методика исследования быстроты мышления
  • Общая характеристика навыков
  • Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
  • Психологический тест "ЮСЭФО. Форма Г"
  • Развитие детей с задержкой психического развития
  • Развитие игры ребенка
  • Упражнение "Построение системы причин"
  • Факторы, влияющие на социальное поведение человека
  • Физиологическая основа темперамента
  • Физиологические основы характера
  • Формирование нравственных отношений в игре
  • Четыре ступени развития практической деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь