|
Развитие игры ребенка
Игра теснейшим образом связана с развитием личности любого человека, и ребенка, и взрослого. Однако именно в период особенно интенсивного развития личности - в детстве - она приобретает особое значение. Именно с игры начинается развитие личности, формирование ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания.
Сначала ребенку становится доступным какое-то действие или иное проявление личности: оно стало доступным, но еще не вошло в обиход, ребенок не попробовал себя в этом. Эта новая возможность, новая "степень свободы" привлекает ребенка. То, что ребенку впервые удалось сделать, будь то открытие двери, поворачивание ручки, поскольку это для него достижение, какая-то удача, приобретает значимость, привлекательность, в силу которой действие переходит в игровой план: ребенок начинает раз за разом открывать и закрывать дверь, снова и снова повертывать ручку не потому, что сейчас практически нужно открыть дверь, а потому, что это действие бессознательно радует его как выражение его достижений, его успехов, его развития; действия уже привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры. Войдя в игру действия закрепляются и совершенствуются. Ребенок не ставит перед собой цель в буквальном смысле - подготовиться к взрослой жизни, но в процессе игры, тем не менее, именно этим он и занимается. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Деятельность взрослых служит образцом, который воспроизводится в игровой деятельности ребенка. Игры органически связаны со всей культурой народа, биологическими инстинктами. В процессе игры ребенок редко усваивает сложные технологические цепочки разных действий. Обычно сами отдельные действия являются предметом игры. В игре проявляются и новые, только зарождающиеся потребности и интересы ребенка. Проявляясь в игре, они в ней вместе с тем и формируются. Фактически в игре формируются все стороны психики ребенка. В игре у ребенка формируется представление, воображение и фантазия, постепенно формируется абстрактное мышление, он учится использовать общие понятия, схемы. Психологи часто говорят о том, что игра в дошкольном возрасте является ведущей формой деятельности. Это суждение имеет право на жизнь, однако тот же С.Л. Рубинштейн ставит его под вопрос, справедливо рассуждая о том, что кроме игры ребенок выполняет много неигровых, бытовых видов деятельности. К тому же, очевидно, именно в неигровых видах деятельности ребенок черпает "пищу" для своих игр. Маленький ребенок не всегда может отделить то, когда он играет, от того, когда он не играет. Постепенно, последовательно игровая и неигровая деятельность дифференцируется. Игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, в спорт, в хобби, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты. Сами игры развиваются по мере того, как развивается ребенок. Их сюжеты становятся все более сложными, внутренние законы - все более четкими. Большое влияние на характер игры оказывает окружение, как взрослое, так и детское. Ребенок играет не только в то, что интересно и полезно ему, но и в то, во что играют другие знакомые дети. Иногда он играет даже "через силу" ради тех или иных социальных интересов. Литература С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998. Просмотров: 1811 Категория: Хрестоматия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|