СОЛОВЬЕВ Иван

Михайлович (1902— 1986) — российский психолог, дефекто-лог. Д-р психологических наук (1966), профессор (1970). Ученик Л.С. Выготского. Закончил фак-т общественных наук (общественно — педагогическое отделение) МГУ (1925) и аспирантуру института психологии под руководством Л.С. Выготского (1929). С 1930 по 1979 г. работал в Научно-практическом ин-те специальных школ и детских домов (позже — Институт дефектологии), где был ученым секретарем института, возглавлял лабораторию экспериментальной психологии, затем — сектор по изучению глухих детей (1949—1970). Результаты исследований 30-х гг. С. опубликовал в монографии О психическом насыщении (1935), где были отражены подходы к экспериментальному изучению личности аномального ребенка. В этом же году защитил канд. дис. В лаборатории под руководством С. исследовались проблемы восприятия, памяти, мышления, речи аномальных и нормально развивающихся детей (Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей, 1940; Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей, 1941). Разработанная С. оригинальная методика позволяла проследить развитие и становление представлений у детей с разным уровнем умственного развития. Совместно с Л.В. Занковым была подготовлена и опубликована книга Очерки психологии глухонемого ребенка, долгие годы выполнявшая роль учебного пособия по психологии глухих детей. Проведенные в 1930-е гг. исследования процесса изменения представлений в зависимости от сходства и различия объектов выступили серьезным теоретическим основанием для дальнейшего развития этой области психологии. В 1950-1960-е гг. выходят сборники по проблемам восприятия, памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, подготовленные творческим коллективом под руководством С. и Ж.И. Шиф. В них раскрывалась сложная структура дефекта и рассматривалась возможность коррекции аномального психического развития. Другое направление исследований С. было посвящено изучению проблем взаимодействия анализаторов при сенсорном поражении слуха и зрения. Одновременно проводились исследования зрительного и осязательного представлений (совм. с А.П. Гозовой и Е.Н. Обозовой). В дальнейшем под ред. С. выходит ряд значимых для дефектологического направления психологии трудов: Развитие познавательной деятельности глухонемых детей (1957); О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей (1962 ). Фундаментальное значение имела монография С. Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей (1966), в которой раскрывалась сложная динамика познания различий и сходств, показаны особенности процесса познания, обусловленные общим уровнем психического развития познающей личности. В последние годы С. особое внимание обращал на системность в развитии функционирования всех психических процессов. В.А. Сумарокова

Просмотров: 803
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Дифференцированное обучение аномальных детей
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии
  • Инициативная речь детей с отклонениями в психофизическом развитии
  • Интегрированное обучение аномальных детей
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • НАРУШЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ у детей
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь