|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ПЕРИОДИКА для детей и юношества— газеты и журналы, адресованные детской и юношеской аудитории. Журналы для детей возникли во 2-й половине 18 в. в Германии и распространились в Великобритании, Франции, Голландии и США. В России они появились в 80-х гг. 18 в. Первый детский журнал "Детское чтение для сердца и разума" (приложение к "Московским ведомостям") основал Н.И. Новиков в 1785. Издание являлось образцом построения детского журнала для своего времени. С 1789 по 1801 в России регулярные издания для детей не выходили. В начале 19 в. наибольшим успехом пользовались журналы "Друг юности" (1807-15; с 1813 "Друг юношества и всяких лет") М.И. Невзорова и "Друг детей" (1809) Н.И. Ильина. В 1813 в С.-Петербурге вышел первый отечественный иллюстрированный "Журнал для детей", затем выходил иллюстрированный "Детский музеум" (СПБ, 1815-19 и 1821-29; издание типа атласа). Содержание детских журналов начала 19 в. отражало представления о назидательном характере воспитания. С 20-х гг. начался поиск нового типа детского издания. Писатель и журналист, издатель "Русского вестника" С.Н. Глинка выпустил "Новое детское чтение" (М., 1821-24), ред.-изд. А.Н. Очкин, В. Львов и А.П. Башуцкий - "Детскую библиотеку" (СПБ, 1835- 1838, с участием писателей Н.В. Кукольника, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля и др.), в которых стремились приобщать детей к культуре. Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч издавали "Детский собеседник" (СПБ, 1826-28), журнал религиозно-нравственного характера, который не пользовался большой популярностью. Первым официальным изданием для учащихся стал "Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений" (СПБ, 1836-63). Большой спрос имели журналы: "Звёздочка" (СПБ, 1842-63) и "Лучи" (СПБ, 1850-60), издаваемые первой детской профессиональной журналисткой и писательницей А.О. Ишимовой. Журнал "Новая библиотека для воспитания" (М., 1847-49) продолжил журнал "Библиотека для воспитания" (1843-46) П.Г. Редкина (В.Г. Белинский оценил его как единственный детский журнал, достойный внимания). Был осн. первый серьёзный научно-популярный "Журнал для детей" (СПБ, 1851-63) М.Б. Чистякова и А.Е. Разина. Во 2-й половине 19 в. детские журналы стали переходить к освещению проблем реальной жизни. Возникли: "Художественный журнал для юношества" (СПБ, 1856-57), "Час досуга" (СПБ, 1858-61) С.П. Бурнашевой и "Подснежник" (СПБ, 1858-62) - наиболее удачное издание В.Н. Майкова, "Детский журнал" (М., 1859-60) Б. Залесского, "Собеседник" (СПБ, 1859- 1862) Н.П. Ушакова и др. С 60-х гг. каждый год появлялись один или несколько журналов. Издательство М.О. Вольфа выпуском журнала "Забавы и рассказы" открыло целую серию детских изданий. Журнал "Чтение для юношества" (СПБ, 1864-66) издавали педагоги И.И. Паульсон и Ф.Ф. Резенер. Уникальным явлением в мировой журналистской практике был журнал, основанный А.Н. Острогорским, - "Детское чтение" (СПБ, 1869-93; М., 1894-1906, в 1906-18 переименован в "Новую Россию") - один из самых массовых детских журналов. Его постоянными авторами были Х.Д. Алчевская, И.А. Бунин, Е.Н. Водовозова, А.Я. Герд, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.М. Станюкович, А.П. Чехов и др. В конце 70-х - 80-е гг. созданы: "Задушевное слово" (СПБ, 1877-1918, издательство Вольфа), "Родник" (СПБ, 1882-1917; одно из самых совершенных в профессиональном плане изданий писательницы Е.А. Сысоевой, перешедшее потом к А.Н. Альмедингену), "Игрушечка" (СПБ, 1880-1912, выходил с перерывом), "Детский отдых" (М., 1881-1907), "Мир Божий" (1892-1906). В конце 19 в. почти одновременно в С.-Петербурге появились два популярных журнала с литературными приложениями "Всходы" (1896-1917), ред.-изд. Э.С. Монвиж-Монтвид, и "Юный читатель" (1899-1906; единственный журнал, закрытый цензурой до 1917), ред.-изд. Э.К. Пименова. В начале 20 в. образованы журналы А. Фёдорова-Давыдова "Светлячок" (М., 1902-20), "Путеводный огонёк" (СПБ, 1904-18), "Дело и потеха" (М., 1905-08) и И.Д. Сытина - "Друг детей" (М., 1902-07, выходил с перерывом), "Пчёлка" (М., 1906-07), а также "Золотое детство" (СПБ, 1907- 1917), ред.-изд. М.П. Чехов, "Маяк" (М., 1909-18) И.И. Горбунова-Посадова. При Троице-Сергиевой лавре выходили религиозно-нравственные журналы "Божия нива" (с детским отделом) и "Зёрнышки Божией нивы; чтение для детей" (1903-17). В начале 20 в. появились детские газеты: "Что нового" (М., 1908), "Детская газета" (СПБ, 1908) и "Детская газета" (М., 1910), "Газетка для детей и юношества" (1910-15). В этот период одновременно издавалось св. 20 детских журналов. В России до 1917 всего выходило ок. 300 детских и юношеских журналов. Вокруг них объединялись писатели и педагоги. Редакторы и издатели стремились публиковать для детей талантливые произведения детских писателей. После 1917 большинство изданий было прекращено. В первые годы советской власти началось формирование системы детской и юношеской П. Наиболее показателен из первых советских изданий для детей журнал "Красные зори" (М., 1919), стремившийся публиковать материалы, ориентированные на общественно-политическое воспитание детей. Первый советский профессиональный детский журнал "Северное сияние" (П., 1919- 1920), выходивший при поддержке М. Горького, также предполагался как революционно-романтическое издание, однако именно революционная идея получила в журнале слабое творческое воплощение. Первые детские советские газеты ("Детский пролеткульт", Тула, 1917; "Детская правда", Саратов, 1919; "Муравей-чудодей", Пермь, 1920, и др.) носили в основном общеобразовательный характер. Популярностью пользовалась "Лесная газета" В.В. Бианки, регулярно публикуемая в журнале "Новый Робинзон" (в 1928 её выпуски вышли отдельной книгой). С созданием в 1922 пионерской организации началось формирование системы пионерских газет. В 1925 осн. "Пионерская правда", которая, несмотря на идеологическую направленность, всегда была подлинно массовым и одним из самых популярных детских изданий. В советской детской журналистике определились две тенденции, определившие судьбу мн. изданий. Первая тенденция выражалась в необходимости выполнять социальный заказ - адаптировать применительно к возрасту систему классовых ценностей, опираясь на сформулированные В.И. Лениным задачи прессы: пропагандировать, агитировать и организовывать. Пионерские и комсомольские органы до конца 80-х гг. были учредителями детских и юношеских периодических изданий и определяли основные направления детской журналистики. Эта тенденция наиболее сильно проявилась в московских изданиях (в т.ч. в журнале "Пионер", с 1924) и ленинградском журнале "Костёр" (с 1936). Другая тенденция отражала гуманистические тради- ции детских изданий и интересы детей и вызывала определённые опасения у теоретиков коммунистического воспитания. Были прекращены интереснейшие издания в Ленинграде: "Новый Робинзон" (с 1924, в 1926 преобразован в "Красный галстук"), "Ёж" (1928-35) и "Чиж" (1930-41). Все журналы должны были публиковать материалы на идеологические темы. В то же время публикации познавательной и общекультурной тематики и литературных произведений оказывали значительное влияние на подрастающее поколение. В детских газетах и журналах печатались Б.С. Житков, Бианки, А. Гайдар, К.Г. Паустовский, Л.И. Лагин, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, А.Л. Барто, Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, К.И. Чуковский и др. Наряду с "Пионером", "Костром" и другими издавались журналы для самых маленьких ("Мурзилка", с 1924; "Весёлые картинки", с 1956; "Колобок", приложение к "Кругозору", с 1969), журналы по интересам ("Юный натуралист", в 1928-41 и с 1956; "Юный художник", 1936-41 и с 1978; "Моделист-конструктор", с 1966; "Квант", с 1970 - все в Москве). Популярны были литературно-художественные журналы: в Ленинграде - "Аврора" (с 1969) и в Москве - "Юность" (с 1955), "Молодая гвардия" (1922-41 и с 1956), научно-популярные "Вокруг света" (с 1927, ведёт историю с 1860), "Знание - сила" (в 1926-41 и с 1946), "Техника - молодёжи" (с 1933), журнал для рабочей молодёжи "Смена" (с 1924) и "Сельская молодёжь" (с 1925). Пионерские газеты до 90-х гг. выходили во всех союзных и автономных республиках. С конца 80-х гг. начался новый этап развития детской и юношеской периодической печати. Мн. издания, усовершенствовав свой стиль, продолжают пользоваться популярностью. Возникли независимые и частные издания. Современному юному читателю предлагается широкий спектр периодических изданий самой различной направленности. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|