Афазия у детей (расстройства развития речи)

- нарушения формирования механизмов речи у детей, обусловленные задержкой или повреждением развития речевой функции. Предполагается, что упомянутые нарушения вызваны задержанным биологическим созреванием головного мозга в дородовом периоде жизни, во младенчестве и раннем детстве. Указывается, что упомянутые расстройства являются самостоятельной патологией, не детерминированной определёнными очаговыми повреждениями головного мозга, невротическими факторами, умственной отсталостью, детским аутизмом, тревогой, депрессией и влиянием средовых факторов. Значительная часть таких пациентов с возрастом достигает нормального или удовлетворительного уровня речевого развития, но происходит это значительно позже, чем даже у “поздно говорящих” нормальных детей. Типичными считаются серьёзные трудности в овладении чтением, общением, снижение темпа интеллектуального развития, а также вторичные или сопутствующие эмоциональные и поведенческие проблемы (невербальное поведение, пытливость, потребность в общении при этом не нарушены). Характерны постоянное, точнее, представленное в разной степени регредиентое течение, собственно ремиссий и рецидивов не бывает. Аналогичные нарушения могут быть при иной патологии (олигофрения, аутизм, сенсорные нарушения, дефицит внимания, социальная депривация, аффективные расстройства, невроз, регрессия речи, синдром Ландау - Клёффнера, то есть приобретённая афазия с эпилепсией –см.), но в этом случае речевые нарушения рассматриваются как основные или сопутствующие симптомы основного заболевания. Различают следующие нарушения речевого развития таковы (МКБ-10).

1. специфическое расстройство развития артикуляции речи - задержанное развитие звукопроизношения, не связанное с очаговой патологией умственным недоразвитием и иной определённой психиатриатрической и неврологической патологией. В норме способность произносить большинство звуков речи приобретается к 6-7 годам, в 11-12 лет дети безошибочно произносят практически все звуки родной речи. В возрасте 4 лет речь нормально развивающегося ребёнка легко понимается незнакомыми ему людьми. При патологии дезартикуляция речь детей является трудной для понимания окружающими людьми даже в возрасте после 4 лет. В речи таких детей отмечается много пропусков, подмен, искажений фонем; искажения звуков могут зависеть от их сочетания. У ряда пациентов значительные нарушения артикуляции сохраняются и в зрелом возрасте. Синонимы: Расстройство артикуляции, Функциональное расстройство артикуляции, Лепетная речь, Дислалия, Расстройство фонологического развития.

2. расстройство развития экспрессивной речи - задержанное развитие в использовании выразительной разговорной речи, не связанное с очаговой патологией, умственной отсталостью, иной определённой неврологической и психиатрической патологией. Звукопроизношение и понимание чужой речи могут быть существенно не нарушены. К 3 годам при значительном нарушении в речи детей отсутствуют отдельные слова, а также фразовая речь из 2 слов. Позднее такое нарушение проявляется такими признаками: 1. ограниченный активный лексикон; 2. избыточное использование небольшого набора общих слов; 3. трудности в подборе нужных слов и синонимов; 4. “проглатывание” слов, неполное их произношение; 5 незрелая структура фраз; 6. ошибки синтаксиса, особенно отсутствие флексий и приставок; 7. дисграмматизмы в виде отсутствия (неправильного использования) предлогов, местоимений, спряжений глаголов и склонений имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений; 8. чрезмерно обобщённое употребление правил экспрессивной речи; 9. отсутствие плавности в произношении предложений; 10. трудности в последовательном пересказе впечатлений прошлого. Эти и подобные нарушения представляют, пользуясь отечественной терминологией, психопатологические синдромы речевого дизонтогенеза. Приведённое описание не снимает всей остроты проблемы разграничения расстройства как с нормой (в случаях индивидуального замедленного развития речи), так и с другими психопатологическими синдромами, в которые включены указанные признаки нарушения развития экспрессивной речи. Сининимы: Дисфазия, Афазия, связанная с развитием, экспансивный тип.

3. расстройство развития рецептивной речи - задержанное развитие у детей понимания чужой речи, не связанное с локальной патологией мозга, умственной отсталостью, иной определённой психиатрической и неврологической патологии. Обычно бывает нарушена и экспрессивная речь, нередко - артикуляция речи. Отмечается высокий уровень сопутствующих эмоциональных, коммуникативных и поведенческих расстройств, нарушений умственного развития, социализации. В целом большинству таких пациентов свойственны беспрепятственное социальное взаимодействие; нормальные ролевые игры и динамика их развития, адекватное обращение к родителям за получением помощи. Использование невербальных средств общения нарушены относительно легко. Нередко выявляется некоторое снижение слуха на высокие тона звука, но её степень считается недостаточной для того, чтобы вызвать нарушение речи. Значительная степень нарушения проявляется следующими признаками: неспособностью 1. реагировать с первого дня рождения на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик; 2. идентифицировать названия нескольких повседневных предметов к 18 месяцам; 3. следовать простым вербальным инструкциям в возрасте 2 лет. В более тяжёлых случаях обнаруживаются: 1. неспособность понимать значение грамматических структуры (таких, как отрицание, вопросы, просьбы, сравнения и др.); 2. непонимание более тонких аспектов речи (щначения тона голоса, жестов говорящего, его мимики и др.). У ряда пациентов признаки данного расстройства, выраженные в разной степени, сохраняются и в зрелом возрасте. Синонимы: Афазия, Дисфазия развития, рецептивный тип; Словесная глухота, Врождённая слуховая невосприимчивость; Афазия Вернике, связанная с развитием.

Основными методами лечения указанных расстройств развития речи является речевая терапия.

Просмотров: 3125
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • "F80" Специфические расстройства развития речи и языка
  • "F80.8" Другие расстройства развития речи и языка
  • F80.1 Расстройство экспрессивной речи
  • F80.1 Расстройство экспрессивной речи.
  • F80.2 Расстройство рецептивной речи
  • F80.2 Расстройство рецептивной речи.
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • F80.9 Расстройство развития речи, неуточненное.
  • Деланная речь (наигранность речи)
  • КАЧЕСТВА РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ)
  • Меры речи и слуха
  • Механизмы формирования родной и иноязычной речи в общении
  • Нарушения общения у пациентов с неврологической патологией
  • НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
  • Невроз речи
  • Отчетливость артикуляции (членораздельность речи)
  • Ошибки речи
  • Понимание речи
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе
  • Расстройств речи синдромы
  • Расстройство речевого или языкового развития
  • РАССТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО ИЛИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ (МКБ 315.3)
  • Редуцирование звуков речи
  • РЕЧИ НАРУШЕНИЯ
  • Речи нарушения
  • Речи развитие
  • СВЯЗАННОЕ С РАЗВИТИЕМ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ
  • Соматические нарушения и неврологические расстройства. Патология развития черепа и мозга умственно отсталых больных
  • Функции речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь