МУЗЫКА для детей

— произведения народного и профессионального композиторского творчества, специально предназначенные для детского восприятия или исполнения. Однако дети слушают, поют и играют не только музыку, специально созданную для них. Круг музыкальной литературы, доступной детям, значительно шире. Общение детей с музыкой, сочинённой не специально для них, - нормальная форма постепенного, естественного овладения детьми богатством музыкальной культуры. Общественная потребность в выделении для детей "своего" музыкального искусства отражает почти всё многообразие жизни, все её стороны и проблемы: любовь к родной стране, общение с природой и нравственный мир личности, прошлое всего народа и сферу личностного общения, высокие гражданские чувства и тонкие душевные состояния. В сфере М. для детей существуют содержательные ограничения, т.е. то, что отрицательно сказывается на психике ребёнка: трагедийность, эротика, чрезмерная эмоциональная напряжённость и т.п. Детская М. постоянно расширяла свою жанровую сферу, включая самые разнообразные вокальные, инструментальные и театральные жанровые формы. Столь же значительна эволюция выразительных средств М. М. для детей имеет ряд особенностей. Это, во-первых, педагогическая направленность произведения для детей. Так, песня может воспитывать сочетанием музыкально-эмоционального воздействия и текста, в котором содержится гражданский или нравственный пример; инструментальная пьеса часто бывает специально ориентирована на то, чтобы познакомить ребёнка с определёнными музыкальными средствами воплощения и раскрытия прекрасного, активизировать его образно-ассоциативную деятельность; песня и инструментальная пьеса могут быть использованы для развития и совершенствования исполнительских возможностей ребёнка. М. для детей отличают стремление к простоте образного музыкального языка, к определённости музыкальной идеи, использование изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов и т.п. М. для детей также отличают ограничения, связанные с рецептивными и исполнительскими возможностями ребёнка. Так, в вокальной М. учитывается специфический, лишь постепенно расширяющийся диапазон и скромный динамический уровень детских голосов; в инструментальной М. ограничения связаны с величиной и силой рук, ростом ребёнка и т.д. История М. для детей начинается в глубокой древности. Есть сведения об единичных авторских песнях для детей, относящихся к периоду античности. Возникнув в недрах народного песенного творчества, детские песни бытовали как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей детских игр, сказок, хороводов. Различают народные детские песни, создаваемые и исполняемые взрослыми для детей (обычно для самых маленьких), - байки, потешки, колыбельные и пр., и складывающиеся и существующие в среде детей постарше - считалки, дразнилки, перевёртыши, а также перенимаемые у взрослых песни календарного цикла, получающие игровое значение, - колядки, заклички и т.п. В 18 в. в европейских странах началась профессиональная композиторская деятельность для детей. Создавалась инструментальная М. для детского исполнения (И.С. Бах, Д. Скарлатти, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен и др.). Гайдну принадлежит первая в истории музыки "Детская симфония" (1794), предполагающая включение в состав оркестра детей - исполнителей на "детских" инструментах. В 19 - начале 20 вв. были изданы: "Альбом для юношества" Р. Шумана, "Детский альбом" П.И. Чайковского и др. К концу 19 в. относится появление первых опер для детей (Н.В. Лысенко, Н.П. Брянский, В.И. Ребиков, Б.В. Асафьев и др.). Одновременно создаются произведения, рассчитанные на исполнение профессиональными артистами, доступные детскому восприятию: балет Чайковского "Щелкунчик" (по одноимённой сказке Э.Т.А. Гофмана), симфоническая сюита "Игры детей" Бизе. В 20-е гг. созданы песни М.И. Красева, М.Р. Раухвергера, А.Н. Александрова и др. Особенно активизировалось песенное творчество для детей в 30-е гг. Появились песни И.О. Дунаевского, М.Л. Старокадомского, В.П. Соловьёва-Седова и др. В 50-60-е гг. в репертуар вошли песни Д.Б. Кабалевского, А.Н. Пахмутовой, В.П. Герчик и др. Развитие детского хорового исполнительства, особенно в связи с организацией детских хоровых студий (первая студия "Пионерия" под руководством Г.А. Струве создана в 1958), обусловило создание специфического репертуара. Появились хоровые произведения И.М. Ельчева, М.А. Парцхаладзе, В.Г. Соколова, А.Г. Флярковского и др. Оформился своеобразный жанр пионерской кантаты. Открытие первого в мире Московского детского музыкального театра в Москве (1965, художественный руководитель Н.И. Сац) активизировало работу композиторов в театральных жанрах музыки для детей. Театр ставил оперы для детей разных возрастов - от самых маленьких ("Волк и семеро козлят" М.В. Коваля и др.) до старших школьников ("Сёстры" Кабалевского и др.). Развивая русские классические традиции, отечественные композиторы пишут балеты для детей: "Три толстяка" В.А. Оранского, "Юность" (по мотивам романа Н.А. Островского "Как закалялась сталь") М.И. Чулаки, "Конёк-Горбунок" Р.К. Щедрина, "Синяя птица" Раухвергера и др. Детские кинофильмы часто сопровождаются песнями и музыкой. Это относится и к игровому кино. Создаются музыкальные мультфильмы. Ещё в 30-х гг. оформился жанр радиопостановки для детей, в которой большую роль играет музыка. Широко известны передачи с музыкой Ю.С. Никольского, Б.А. Чайковского, В.И. Рубина и др. Наиболее богата фортепианная детская литература: мн. композиторы пишут для детей разные по содержанию, жанровой природе, стилистике и технической трудности пьесы. Издана "Фортепьянная музыка для детей и юношества" (1970-76) Кабалевского. В её 13 выпусках-тетрадях содержатся произведения практически всех жанров. В композиторских организациях работают музыкальные комиссии для детей и юношества. Все филармонии имеют детские отделы, а телевидение и радио - детские редакции. В музыкальных издательствах учреждены редакции музыкальной учебной и просветительской литературы. В 20 в. возрос интерес к музыкальному творчеству для детей у зарубежных композиторов. В 20-30-е гг. Б. Барток создал "Микрокосмос" - своеобразную фортепьянную школу в 6 тетрадях, которая вводит ученика в мир современной музыки. Много М. для детей написано К. Орфом, разработавшим специфическую систему детского музыкального воспитания и подготовившим для неё 5-томное собрание песен, танцев, пьес, упражнений "Шульверк" (1930). Мн. зарубежные композиторы одним из средств привлечения детей к музыке считают детский музыкальный театр. В 1930 состоялась премьера детской оперы-игры П. Хиндемита "Мы строим город". Ещё более непосредственно вовлекает детей в игру Б. Бриттен в опере "Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу" (1949) и др. Бриттену принадлежит и оригинальный "Путеводитель по оркестру для молодёжи", который должен исполняться с пояснениями дирижёра об оркестровых группах и отдельных инструментах во время их звучания. Вопросы, связанные с М. для детей, находят отражение на конференциях Международного общества по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО (создано в 1953).

Просмотров: 1906
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми
  • Игры детей
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Общение аутистичных детей и подростков
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • Сексуальное использование одних детей в семье другими
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь