|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИсообщества и группы, возникающие по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Единый термин для обозначения таких обшно-стей отсутствует. Социологи часто употребляют понятие неформальные объединения, т.е. социальные группы, доминантные признаки к-рых - наличие внутренне эмоционально окрашенных пси-хол. взаимозависимостей участников при почти полном отсутствии институционально организованных отношений внутри группы. Применяются также обозначения: «нетрадиционные объединения», «объединения субкультуры, контркультуры» и др. Однако при всей неразработанности терминологии и типологии дет. и молодёжных общностей к неформальным относят совершенно различные по способу организации, идейной направленности и содержанию деятельности группы, напр., объединения любительские (по интересам), экологические и т. п., и одновременно криминогенные формирования. В самодеят. объединениях, как правило, связующим ядром деятельности выступают цели, осознанный выбор к-рых определяет мотивацию участников. В неформальных объединениях выбор в основном носит случайный характер, а цели часто вообще невозможно чётко сформулировать. Общение в самодеят. орг-циях в целом подчинено единому делу или идее, у неформалов оно нередко является самоцелью, приводя к юношескому изоляционизму. Условно также разделение объединений по возрастному признаку на детские, юношеские, молодёжные. Многие из них носят смешанный возрастной характер. Появление дет. и молодёжных объединений также связано с социально-демо-графич. особенностями дет. и молодёжных групп, переживающих период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых и адаптации к нему. Процесс социализации детей и молодёжи, усвоения знаний, социально принятых норм, ценностей, образцов поведения является сложным и противоречивым. Дети и молодёжь испытывают множество проблем с получением образования, проф. выбором, началом трудовой деятельности, формированием семьи и др. Т. о., общесоциальной причиной возникновения самодеят. объединений являются потребности в переживании и осознании детьми и молодёжью своей общности со сверстниками, общегрупповой солидарности. Участие в таких орг-циях обеспечивает молодому поколению освоение социальных ролей, ускоряет осознание ими своей социальной идентичности. Объединения могут быть различными по продолжительности существования: от спонтанно появляющихся и кратковременно существующих (иногда неск. недель). компаний до стабильных коллективов, в к-рых участвует не одно поколение молодёжи. Столь же различны варианты социально-структурной орг-ции. Выделяются официально оформленные детские, юношеские и молодёжные орг-ции, обязательными признаками к-рых являются структурно упорядоченное разделение социальных ролей, определение отношения с внеш. социумом, что обычно фиксируется в их программно-уставных документах, отражается в средствах массовой информации и связях с общественностью (см. Международное детское и юношеское движение и Молодёжные международные организации). В Рос. Федерации, напр., подобные орг-ции, претендующие на участие в обществ, жизни, как правило, должны быть зарегистрированы в Мин-ве юстиции. В отеч. дет. и молодёжном движении до сер. 80-х гг. доминировали ВЛКСМ и пионерская организация, наряду с ними существовали лишь отд. немногочисл. молодёжные диссидентские группировки. С нач. 30-х гг. коме, ячейки и пионерские отряды были созданы практически в каждой школе. Одновременно начался процесс их превращения в часть шк. вос-питат. работы, утраты ими самостоятельности и подчинения пед. администрации школ. Обществ, деятельность дет. объединений свелась к контролю за успеваемостью и дисциплиной, а также к включению детей в гос.-парт, систему воздействия на личность. В 40—50-х гг. расширение общественно полезных дел комсомольцев и пионеров придало более открытый характер их деятельности. В 60-х гг. предпринимались попытки вернуть ученич. орг-циям самостоятельность. Получили распространение разл. трудовые объединения школьников (ученич. производств, бригады, шк. лесничества, трудовые отряды в разл. отраслях пром-сти, по озеленению городов и др.), гор. и районные штабы старшеклассников и др. Стали шире проводиться диспуты, конкурсы, олимпиады и т. п. Возникла уникальная коммунарская методика И. П. Иванова, используемая в школах, во внешк. и клубных объединениях. В 70—80-х гг. формализм и заорганизован-ность дет. и молодёжных объединений, усиление пед. руководства ими привели к существенным противоречиям между декларируемым самодеят. характером орг-ций и их реальной зависимостью от учителей и вышестоящих обществ, и образоват. орг-ций. С 1986 массовый характер стало приобретать полит. движение. Предпринимались попытки реформирования коме, и пионерских орг-ций. К 90-м гг. повысилась социальная активность молодёжи и уменьшилась численность контркультурных групп. Полит. слой неформальных объединений частично легитимировался через создание партий и движений, новых молодёжных орг-ций. Гражд. инициативы, возникавшие в русле неформального движения, также частично институционализировались как орг-ций, а другие проявлялись спонтанно, в виде протеста против решений, как правило, местных властей. Объединения 1986—91, имевшие социально-культурную направленность, претерпели определённую эволюцию, значит. ельная их часть с нач. 90-х гг. существует в виде контркультурных проявлений. В сер. 90-х гг. в Мин-ве юстиции РФ зарегистрировано св. 90 дет. и молодёжных орг-ций (общерос., межрегион., межресп., междунар.), образовано св. 200 региональных объединений. Однако лишь немногие организации ориентированы на все социальные категории и группы. Среди них наиб. представительной орг-цией является Рос. союз молодёжи - правопреемник ВЛКСМ, объединяющий (сер. 90-х гг.). 71 союз молодёжи республик, краёв и областей Рос. Федерации. Наиб. активность проявляют объединения молодёжи, тяготеющие к определённой социальной среде и представляющие интересы отд. групп: студентов, крест, молодёжи, предпринимателей. Сел. молодёжь объединяют два межрегиональных союза: Союз сел. молодёжи и Аграрный союз молодёжи, провозгласившие осн. целью развитие традиц. национальных и новых форм организации труда, участие в гос. обществ, программе «Сельская молодёжь России», защиту прав и интересов своих членов. Из орг-ций учащейся молодёжи юридически оформлена лишь Ассоциация учащейся молодёжи Рос. Федерации «Содружество». Зарегистрированы орг-ций сту-денч. молодёжи: Рос. ассоциация сту-денч. проф. орг-ций высш. уч. заведений (осн. цель - защита социально-экон. прав и интересов студентов), Ассоциация студенч. спорта «Буревестник», Нац. к-т «АИСТИ» (Россия). Объединения молодых предпринимателей (Рос. союз молодых предпринимателей, Рос. молодёжная торговая палата, Рос. инновационный союз молодёжи). имеют общие цели, численность их колеблется от неск. десятков до неск. тысяч чел. Значит. группу составляют разл. творческие клубы и ассоциации: Межресп. ассоциация молодых юристов, Рос. совет молодых учёных и специалистов, Междунар. ассоциация молодых журналистов «АСМО - ПРЕСС», Союз молодых литераторов «Вавилон». Большинство творческих объединений испытывает серьёзные материальные трудности. В результате прекращения финансирования закрылись мн. спорт, об-ва. Для дет. и молодёжного движения приоритетной становится деятельность по защите прав и интересов детей и молодёжи. Организованы Службы добровольного труда молодёжи, Благотворит, фонд помощи детям военнослужащих «Российская забота» и др. Ряд объединений ставит своей целью заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также о подростках, совершивших антиобществ, поступки: Межрегиональный благотворит, фонд обществ, реабилитации и исправления оступившихся подростков «Орион», Союз защиты детей-сирот «Леопольд», Ассоциация содействия реабилитации и физич. воспитанию детей-сирот.н. детей, оставшихся без попечения родителей, Объединение воспитанников дет. домов и интернатов. Созданы также Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель», обществ, орг-ция - «Дом адаптации детей-сирот.н. инвалидов», Ассоциация молодёжных инвалидных орг-ций, содействующих материальному обеспечению молодёжи, вовлечению её в общественную, культурную и хоз. жизнь, ускорению её реабилитации. В России действует неск. междунар. орг-ций, пытающихся сохранить связь между молодёжными объединениями на терр. быв. СССР: Междунар. к-т молодёжных орг-ций, Ассоциация молодёжных инициатив. Предпринимаются попытки создания общерос. объединения молодёжных орг-ций. С 1992 функционирует Нац. совет молодёжных объединений России (осн. цель - координация деятельности дет. и молодёжных орг-ций России для защиты и реализации интересов и прав молодёжи и детей), в к-ром представлено св. 30 молодёжных орг-ций. Большинство орг-ций не ставит своей гл. задачей практич. работу среди молодёжи, детей, ограничиваясь декларациями. В результате молодёжные объединения, как правило, малочисленны и не имеют прочной социальной базы среди детей и молодёжи. Напр., исследования (март 1992). показали, что ок. 80% из числа опрошенных детей и молодёжи ничего не слышали о деятельности новых орг-ций. В основном объединения сосредоточены в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Волгограде, Екатеринбурге и др. крупных городах. Социоло-гич. исследования показывают, что лишь 7—10% молодых людей стремится к объединению в орг-ций, хотя необходимость их признаёт каждый второй. В 90-х гг. наиб. трудная ситуация сложилась с орг-циями детей и подростков шк. возраста. По Закону об образовании Рос. Федерации (1992). в школе запрещено создавать обществ.-полит. орг-ций. Союз пионерских орг-ций - Федерация дет. орг-ций, преемница пионерской орг-ций, занимается в основном внешк. работой. Нек-рые школы, лишившись привычных форм пионерской и коме, работы, оказались неспособными организовать воспитат. работу с детьми. Мн. внешк. объединения ввели или подняли плату за свою деятельность, что также привело к сокращению внешк. работы в микрорайонах проживания учащихся. В результате мн. дети оказались в свободное время предоставленными самим себе и стали объединяться в уличные компании. Нек-рые преследуют материальные интересы (напр., мойщики машин, продавцы разл. товаров, газет.н. т. п.), другие принимают криминогенный характер (угон машин, квартирные кражи и т. д.). Возникла опасность вовлечения детей в орг-ций религиозно-мистич. направленности, как, напр., «Белое братство», в к-рых существует угроза здоровью и жизни детей. Попытки создания массовых внешк. орг-ций, напр., типа скаутских (см. Скаутизм), также пока не имеют массового характера. В. Ф. Левичева, А. И. Ковалёва.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|