|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
МУЛЬТФИЛЬМЫ для детейобласть киноискусства, представленная фильмами, к-рые создаются путём покадровой съёмки последоват. фаз движения рисованных, живописных (графич. мультипликация) или объёмно-кукольных (объёмная мультипликация) образов. Мультипликация (от лат. multiplicatio — умножение) благодаря специфике и неограниченным выразит, возможностям (трансформации могут подвергаться и пространство, и движение, и время) позволяет не только «оживить», но и «одушевить» героев лит. произведений, нар. сказок и оригинальных сценариев, сделать их понятными для детей. Иск-ву мультипликации подвластно практически всё, что доступно человеческой фантазии и может быть выражено визуально. Попытки создания движущихся графич. лент, демонстрируемых посредством спец. аппаратов, предпринимались ещё до изобретения кинематографа («Оптический театр» Э. Рейно, 1892). На основе этой традиции возник метод графич. мультипликации (1906—08, Э. Коль, Франция; С. Блэктон, США). Первые объёмные М. были поставлены в России реж. В. А. Старевичем в 1911—13. Позже с развитием дет. кино на студиях страны были организованы спец. мульти-пликац. мастерские. Уже первые М. для детей, выпущенные ими («Каток» И. П. Иванова-Вано и Д. Я. Черкеса; «Почта» M. M. Цехановского; «Сказка о царе Дурандае» Иванова-Вано, В. С. и 3. С. Брумберг), отличала высокая изобразит, культура, творчески использующая опыт дет. книжной графики тех лет. В 1935 реж. А. Л. Птушко снял полнометражный мультипликац. игровой фильм «Новый Гулливер», сочетающий игру живого актёра и кукольных персонажей, чрезвычайно выразит, мимика к-рых обеспечивалась впервые применённой пластилиновой техникой. Решающее значение для развития отеч. мультипликации имела организация студии «Союзмульт-фильм» (1936). Первые десятилетия студия осваивала конвейерные методы создания М. и технику пластич. движения персонажей, разработанные амер. реж. У. Диснеем, под сильным влиянием к-ро-го в 30—40-х гг. находилось иск-во мультипликации. В послевоен. годы коллектив студии постепенно отошёл от подражания диснеевским образным стереотипам, обращаясь в поисках нац. и творческого своеобразия к произведениям дет. лит-ры, рус. фольклору, традициям рус. изобразит, культуры. М. «Конёк-Гврбунок», «В некотором царстве» Иванова-Вано, «Серая шейка» Л. А. Амальрика и В. И. Полковникова, «Сказка о рыбаке и рыбке» Цехановского, полнометражным М. «Снежная королева» Л. К. Атаманова, ставшим образцовым достижением в области классич. волшебной сказки, утвердилась школа нац. рус. мультипликации. Важный вклад в развитие мультипликац. иск-ва внесли М. «Федя Зайцев» Брумберг, «Волшебный магазин» Амальрика и др., в к-рых была сделана попытка введения в действие М. совр. человека. В 50—60-х гг. крупнейшими мастерами мультипликации М. С. Пащенко, Атамановым, В. Д. Дегтярёвым, Р. А. Ка-чановым, Ф. С. Хитруком и др. снимался ряд М. для самых маленьких («Снеговик-почтовик», «Непослушный котёнок», «Кто сказал мяу?», «Варежка», «Топтыжка» и др.), заложивших прочные традиции этой особой области мультипликации для детей: доброе отношение к миру, искренность и юмор, изобретательность и изящество изобразит, и муз. решений. Кукольные М. этих лет «Летающий пролетарий» Иванова-Вано и И. Боярского, «Приключения барона Мюнхгаузена» и «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Г. Карановича, «Чудесный колодец» Дегтярёва, «Мой зелёный крокодил», «Легенда о Григе» В. В. Курчевского и др. отличали пластич. выразительность кукольных персонажей, образное использование фактуры. М. «Большие неприятности» Брумберг, «История одного преступления» Хитрука, «Баня» С. И. Лют-кевича и Карановича (60-е гг.) — новая страница в истории отеч. мультипликации. Расширялись жанровые и тематич. границы, предпринимались эксперименты по сочетанию мультипликации и натурного кино, рисунка и аппликации, использовался метод «киноколлажа». Пополнился репертуар М. для самых маленьких: «Мистер Твистер» Карановича, «Каникулы Бонифация» Хитрука, «Малыш и Карлсон» Б. П. Степанцева и др. В кон. 60-х гг. на экране появились герои, ставшие вскоре самыми популярными «звёздами» мультипликации: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни-Пух, неразлучная пара Волк и Заяц из серии «Ну, погоди!». Виртуозное владение мульти-пликац. динамикой демонстрирует серия спорт, фильмов Б. П. Дёжкина («Необыкновенный матч», «Шайбу, шайбу!» и др.). Созданные в 60—70-е гг. философские, поэтические, лирические М., а также М.-притчи Хитрука, А. Ю. Хржановского, Ю. Б. Норштейна, H. H. Серебрякова, Степанцева, Курчевского и др. показали, что мультипликации доступны и самые серьёзные, острые проблемы жизни, творчества. М.-экранизации «Левша» Иванова-Вано, «Мёртвые души» Степанцева, «Бедная Лиза» И. Н. Гараниной и др. ставят и решают задачи, казавшиеся ранее доступными только игровому кинематографу. В 70-е гг. появляется жанр мультипликац. мюзикла («Бременские музыканты» И. А. Ковалевской, «Голубой щенок» Е. А. Гамбурга, «Шкатулка с секретом» В. М. Угарова и др.). Началом нового жанра мультипликации- худож. образного исследования судьбы и творчества выдающейся личности — стала трилогия Кржановского об А. С. Пушкине, основанная на рисунках и рукописях поэта и требующая от зрителя активного интеллектуального соучастия в восприятии фильма. Новые тенденции в развитии жанра М.-сказки возникают в творчестве реж. и художника Норштейна, М. к-рого «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок» отмечены нетрадиционностью изобразит, и звукового решений, психол. точностью изображаемых характеров, новым соотнесением персонажа и среды, богатством ассоциаций, поэтич. и филос. подтекстом. Снимаются познават. М. для детей и подростков («Коля, Оля и Архимед», «Наш друг Пишичитай», «Рассказы старого моряка», «Аргонавты», «Прометей» и др.). В 80-е гг. продолжились выпуски серийных М.: «Ну, погоди!» В. М. Котёночкина, «Трое из Простоква-шино» В. Попова, «Котёнок по имени Гав» Атаманова, «Самый маленький гном» М. И. Каменецкого, серии про Чебурашку реж. Качанова и про Удава реж. И. В. Уфимцева; вышли юморис-тич. мультипликац. альманахи «Весёлая карусель», «Переменка», «На задней парте». Цикл сев. сказок по С. Г. Писахову и Б. В. Шергину, начатый в 70-е гг. Серебряковым («Ваня Датский», «Золочёные лбы»), отенял Л. В. Носырев: «Не любо — не слушай», «Дождь», «Волшебное кольцо», «Архангельские новеллы». Режиссёр В. И. Пекарь создал яркую живописную серию М., знакомящих зрителя с культурой, нар. иск-вом, фольклором народов стран Лат. Америки, Азии и Африки («Говорящие руки Тра-ванкара», «Закон племени», «Путь в вечность», «То ли птица, то ли зверь»). Активно разрабатывался в эти годы и жанр фантастич. М. («Зеркало времени», «Возвращение», «Контакт», «Юбилей» В. И. Тарасова; полнометражный М. «Тайна третьей планеты» Качанова и др.). Продолжал разрабатывать жанр М.-сказки в направлении, заданном Норштейном, 3. Назаров («Жил-был пёс», «Путешествие муравья»). В жанре поэтич. филос. мультипликации кинематографа сделаны М. «Балаган» Гараниной (по мотивам творчества Гарсии Лорки), «Разлучённые», «Превращение» Серебрякова, «Чёрно-белое кино» В. Соколова, М.-притча«Лев и бык» Хитрука и др. Новое поколение мультипликаторов (в их числе Н. Голованова, Г. Баринова, Н. В. Орлова, Е. Баринова, М. Новогрудская, А. Татарский, Л. Петкевич) представляют не только «Союзмультфильм» и др. киностудии, но и ряд телестудий, в т. ч. «Мульттелефильм». Ведутся поиски новых тем и жанров, новых худож. средств. Молодые мультипликаторы экспериментируют в пластилиновой, живописной и др. технике, в области компьютерной мультипликации. В 60—70-е гг. возникли творческие коллективы мультипликаторов в др. республиках СССР, к-рые успешно развивали нац. традиции в иск-ве мультипликации. Широко известны азерб. М. «Однажды», «Легенда о девичьей башне» и др. реж. М. Панахи; армянские — «Лисья книга», «Храбрый Назар», «Ки-кос» и др. реж. Р. Саакянца; белорусские- «Сказка о весёлом клоуне» О. Бе-лоусова, «Про кота Васю и охотничью катавасию» К. Кресницкого и др.; грузинские — серия о Самоделкине В. Д. Бахтадзе, «Отважный Важа» Б. Стариковского, «Эка и козлёнок» О. Андроникашвили, «Сказка о драконе и витязе» И. Саралидзе и др.; казахские- «Сорок небьушц» А. Хайдарова, серия о Джине реж. Г. Кистауова, «Три мастера» Б. Омарова, «Белый верблюжонок» Д. Кусаинова и др.; киргизские — «Охотник Олокон» С. Ишенова, «Узорная сказка» В. Белова и др.; латвийские — «Красные башмачки», «По-по-дру» А. Бу-ровса, серия про Цапа А. Нориньша; молдавские — серия о Гугуцэ реж. К. Ба-лана, «Элегия»и, «Мария-Мирабела» (в соавторстве с И. Попеску-Гопо) Н. Бо-дюл, «Хвастунишка Петвикэ» Л. Домни-на, «Если верить в сказку» В. Барбе и др.; таджикские — «Рыбка Гульзор», «Чинара» М. Мансурходжаева и др.; туркменские — «Ковёр-самолёт», «Новая песня Экенди» Т. Камаловой, «Озеро в пустыне», «Идол» Н. Туляходжаева и др.; украинские — «Легенда о пламенном сердце» И. Б. Гурвич, «Золотое яичко» И. Лазарчука, «Страна Считалия» Е. Ч. Сивоконя, «Приключения капитана Врунгеля» и «Айболит» Д. Черкасского, серия о казаках В. Дахно и др.; эстонские — «Большой Тылл» Р. Раамата, «Клоун и кропс» Э. Туганова, «Зелёный медвежонок» П. Пярна, серия об операторе Кыпсе X. Парса, серия о Клабуше А. Пайстика. Становление и развитие мультипликации в странах Вост. Европы связано с именами И. Трнки, Э. Гофмана, Б. Поя-ра, Г. Тырловой, К. Земана (Чехословакия), Т. Динова, 3. Дойчева, Р. Бычва-рова, Д. Донева (Болгария), И. Попеску-Гопо (Румыния), Я. Леницы, В. Герша (Польша), Д. Вукотича (Югославия). Крупнейшие мастера мультипликации: Дж. Хабли (США), Н. Мак-Ларен (Канада). Г. Гримо (Франция), Дж. Халас, Дж. Даннинг (Великобритания) и др. В США, Великобритании, Японии и др. странах делается много уч. М. Вопросами мультипликации занимается Междунар. орг-ция АСИФА (Ассоциация мультипликац. кино). Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация при соответствующей подготовленности педагога может найти широкое применение в воспитат. и уч. работе с детьми наряду с худож. и уч. фильмами (см. Кино, Учебное кино). В отличие от игрового кино, мультипликация — иск-во условное, оперирующее стилизованной образностью и потому с особой интенсивностью стимулирующее у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекающее его в мир обобщённых образных представлений, а зрителя постарше- в мир позтич. метафоры, иносказания, нравств.-филос. притчи, худож. размышления. Пластич. и цветовая выразительность, яркая образность, музыкальность, лаконичность выражения мысли, динамичность, короткий метраж — все эти качества М., отвечающие особенностям дет. восприятия, позволяют решать широкий круг образоват. и воспитат. задач, в т. ч. физич. развития ребёнка. Как показали спец. исследования, острота зрения, интенсивность слуховых и цветовых ощущений у детей от 6 до 15 лет неуклонно повышаются, увеличиваясь почти на 60%, и общение с мультипликацией, где используются сотни цветовых оттенков, дина-мич. рисунок, разнообразное муз. и шумовое оформление, заметно активизирует этот процесс. Традиционно М. используются в воспитат. работе с детьми дошк. и мл. шк. возраста. Возникающее в результате просмотра «эмоциональное поле» является исключительно благоприятным для пед. воздействия на нравств. мир ребёнка, на его понимание и ощущение худож. языка, восприятие образов фильма. Изучение особенностей дет. восприятия кино-иск-ва показало, что из-за фрагментарности восприятия, наивного реализма, отсутствия жизненного и эстетич. опыта эмоции, пережитые ребёнком во время просмотра М., часто остаются неосмысленными. Задача взрослых, педагогов — помочь ребёнку осознать свои впечатления, развивая в нём т. н. думающее восприятие. Уже в 6—7-летнем возрасте дети вполне способны к освоению нравств.-эстетич. содержания фильма через его выразит, средства. Педагог может предложить детям игру-инсценировку по просмотренному М., в процессе к-рой ребёнок постепенно входит в содержат, мир фильма и усваивает его худож. логику, оценивает поступки персонажей, что вызывает обычно наиб. затруднения, т. к. у детей мл. возраста преобладает ситуативное восприятие событий без проникновения в их причинно-следств. связи. Изобразит, деятельность детей на основе просмотренного М. должна быть направлена не на копирование работы художника, а на выражение эмоций, отношения к героям М., на осмысление выразит, средств, с помощью к-рых создан характер героя, выражена авторская позиция. Для более глубокого освоения нравств.-эстетич. мира М., знакомства со спецификой худож. выразительности в разных видах иск-ва можно предложить детям сравнить книгу, иллюстрации к ней с М., созданным на основе этой книги. Большие возможности в этом отношении (а также для развития муз. восприятия ребёнка) открывают М., поставленные на основе классич. муз. произведений. Прослушивание муз. произведения до просмотра М., беседа о том, какие настроения и состояния оно выражает, попытки пофантазировать и нарисовать то, что дети представили себе, слушая музыку, позволяют им более активно включиться в последующее восприятие фильма. Просмотр М. может стать основой и для работы по развитию творческих способностей детей, воображения и образного мышления, если, напр., предложить детям придумать своё собств. начало, середину или окончание просмотренного М. (пропустив соответственно эти фрагменты при демонстрации фильма). Для этой цели особенно подходят M. с динамичным сюжетом, в к-рых есть возможности для нестереотипных поворотов действия. Своеобразной формой эстетич.-пед. работы с детьми на основе мультипликац. иск-ва, позволяющей соединить усвоенные навыки и знания о М. с собств. творчеством, может стать игра «Нарисуем свой М.», знакомящая детей с процессом создания М. Игра эта может быть как коллективной, с распределением заданий по «кинопрофессиям», так и индивидуальной; она может завершиться созданием любительской мультипликац. киноленты. У подростков и ст. школьников общение с иск-вом мультипликации, привычно ограничивающееся развлекат. функцией, с помощью педагога может приобрести развивающий, творческий характер, способствовать развитию киновосприятия, формированию эстетич. культуры, освоению специфики киноиск-ва, интеллектуальному развитию учащихся. М.-экранизации, мюзиклы, пародии, М. сатирич., поэтич., филос., полит. содержания, М.-притчи при умелом использовании учителем могут стать поводом для эффективного пед. общения. Игры и задания, развивающие мышление, речь, творческие возможности, знакомящие с кинопрофессиями, способствующие освоению специфики иск-ва («Придумай свой финал», «Придумай новых героев», «Нарисуй музыку» и т. п.), можно успешно использовать в работе с учащимися разных возрастов, расширяя жанровые и тематич. границы просмотров и дет. творчества. Мультипликация, названная С. М. Эйзенштейном школой метафорич. мышления, особым образом способствует интеллектуальному развитию детей, овладению навыками худож.-публицистич. выражения мысли. Лит.: В а, а о И., (Иванов-Вано И. П.), Рисованные фильм. Ми950; его же, Кадр за кадром, М., 1980; Каранович А., Мои друзья куклы, М., [1971]; Мастера сов. мультипликации, [М., 1972]; Асенин С., Волшебники экрана, М., 1974; Мудрость вымысла. Ми983; Юренев Р., Чудесное окно, М., 1983; Гамбург Е. Пекарь В., Художники ожившего рисунка, М. 1984; Захарова Е., Кинозрители от шести до десяти, в кн.: Кино — юным, М., 1985; Сивоконь Е. ЯЕсли вы любите мультипликацию, К. 1985; Асенин С. Мир мультфильма, М., 1986. Е. А. Захарова.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|