НАРУШЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ у детей

— общее наименование разнообразных нарушений в психофизическом развитии у детей любого возраста, которое вытеснило употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей". В качестве синонима используется термин "отклонения в психофизическом развитии". К детям с нарушениями в психофизическом развитии относят детей с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата (см.Нарушения двигательные), задержкой психического развития, эмоциональными, интеллектуальными нарушениями (см. Нарушения интеллекта) и т.п. В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные нарушения, однако практически этот термин (как ранее термин "аномальные дети") применяется для обозначения категории детей, которая вследствие психофизических нарушений нуждается в специальных условиях обучения и воспитания (см. Дети с особыми образовательными потребностями). По научной традиции, заложенной Л.С. Выготским, в дефектологии различают первичные и вторичные нарушения развития. Первичные нарушения - это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут быть врождёнными и приобретёнными. В возникновении врождённых нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретённые нарушения являются последствиями перенесённых ребёнком инфекционных заболеваний (см.Детские инфекции), травм, интоксикаций и т.п. Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п. Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Связь вторичных нарушений с первичными не имеет органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. Так, немота - это возможное, но необязательное следствие глухоты, а "моральная дефективность" - возможное, но необязательное следствие умственной отсталости. Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные нарушения приводят к "выпадениям" ребёнка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно-исторического опыта. Называя такие выпадения "социальными вывихами", Выготский подчёркивал, что их можно предотвратить, если найти "обходные пути", чтобы обеспечить доступ аномального ребёнка к культуре как источнику развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не появляются вслед за первичными. В тех случаях, когда система образования, ориентированная по преимуществу на нормальный тип развития, не располагает такими "обходными путями", органические нарушения приводят к сложной картине отклоняющегося от нормы развития. Одно органическое нарушение может вызвать комплекс "социальных вывихов" и, соответственно, комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к новым "социальным вывихам", в результате которых возникают третичные и другие нарушения в развитии (например, нарушение слуха порождает нарушение соответствующего возрасту общения, нескорригированность нарушений в общении вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечёт за собой нарушение всех линий культурного развития ребёнка, всех высших психических функций). Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют органической природы, они не нуждаются в коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений является предметом компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего "обходные пути" для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребёнка (даже в случае врождённой нейросенсорной глухоты) формируется полноценная словесная речь как в устной, так и письменной форме; слепые дети обучаются читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п. Для описания происхождения, сочетания и взаимообусловленности различных нарушений в развитии у конкретного ребёнка Выготский предложил использовать термины "структура дефекта" или "структура нарушений". Определение структуры нарушений - одна из важнейших задач комплексной медико-психолого-педагогической диагностики. От точности её решения зависит эффективность комплексной помощи ребёнку. Для определения стратегии и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от разнообразных сочетаний двух и более различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (см.Нарушения сложные). Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребёнка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но ещё недостаточно отражена в её терминологическом аппарате. На современном этапе термин "Н. в п.р." используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психофизическом развитии ребёнка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребёнку термин "ребёнок с нарушением зрения", специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определённый комплекс особенностей психического развития ребёнка с нарушением зрения, характерных для определённой системы его воспитания и обучения. Развитие терминологического аппарата современной дефектологии должно привести к возникновению терминов, позволяющих в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребёнка, фиксируя при этом логику их внутренней связи. См. также Дети с особыми образовательными потребностями, Детские инфекции, Нарушения двигательные, Нарушения интеллекта, Нарушения сложные, Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

Просмотров: 5078
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • Дети со сложными видами нарушений
  • ДЕТИ СО СЛОЖНЫМИ ВИДАМИ НАРУШЕНИЙ
  • Инициативная речь детей с отклонениями в психофизическом развитии
  • Коррекция нарушений общения
  • НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (нарушения функций опорно-двигательного аппарата)
  • Нарушения поведения ребёнка
  • НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
  • НАРУШЕНИЯ СЛОЖНЫЕ
  • Нарушения слуха
  • ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВПФ) ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Первичные нарушения при шизофрении
  • Принцип системности в коррекции нарушений общения
  • Прогноз психических нарушений при черепномозговых травмах
  • Психические нарушения при заболеваниях сердечнососудистой системы
  • Психические нарушения при различных заболеваниях крови
  • Психические нарушения при различных эндокринных заболеваниях
  • Психические нарушения травматической природы у детей и подростков
  • Распространенность психических нарушений при черепномозговых травмах
  • Роль психических нарушений в диагностике опухолей мозга
  • Симптомы эмоциональных нарушений Нарушения эмоционального реагирования
  • Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов
  • Соматические нарушения и неврологические расстройства. Патология развития черепа и мозга умственно отсталых больных
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • Экспертиза психических нарушений при черепномозговых травмах
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь