|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (нарушения функций опорно-двигательного аппарата)— отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений (см.Движения произвольные). Встречаются у 5-7% детей. Причины Н.д.: заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, которым страдает большинство детей с Н.д., полиомиелит), врождённые деформации (аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей) или приобретённые заболевания (полиартрит и др.) и травмы. Для всех заболеваний и повреждений основным является двигательный дефект - задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Разработана система раннего выявления детей с Н.д. Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с Н.д. включает специальные ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры. Дошкольные учреждения (ДОУ) для детей с Н.д. (от 3-4 до 7-9 лет). Дети проходят специальное психолого-педагогическое (в т.ч. и логопедическое) обследование, которое уточняет уровень знаний, умений и навыков, выявляет осн. трудности в овладении ими, определяет коррекционные мероприятия. Дети, которые не готовы к обучению в школе, могут быть оставлены в ДОУ до 8-9 лет. Школы-интернаты для детей с Н.д. Принимаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития или с лёгкой степенью умственной отсталости (см.Нарушения интеллекта). Имеется подготовительный класс; проводится дифференциальная диагностика и подготовка к дальнейшему обучению в школе по массовой, адаптированной программе или программе для умственно отсталых. Образовательный процесс сочетается с лечением: проводятся лечебная физкультура (ЛФК) и массаж, грязеводолечение; соблюдается ортопедический режим; применяются специальные приспособления для облегчения передвижения и самообслуживания. Общее образование детей с Н.д. основывается на базисном плане общеобразовательной школы. Курс обучения в начальной школе 4 года (без подготовительного класса); продолжительность обучения в основной школе увеличивается на 1 год. Наибольшим своеобразием отличается содержание обучения в подготовительном классе и начальной школе. С 5-го класса учащиеся обучаются по программам массовой общеобразовательной школы, но в связи с увеличением срока обучения на 1 год предусматривается иное распределение учебного материала по годам обучения. Проводятся занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций, логопедические занятия; используются компьютерные программы при самых тяжёлых нарушениях (анартрия). Разработаны рекомендации "Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами" (1975), а также программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом (1986). Трудовая и допрофессиональная (5-10-й классы) подготовка, профильное обучение (11-12-й классы) позволяют решать многие лечебные задачи (развитие и коррекция мелкой моторики рук) и задачи социальной адаптации (подготовка к будущей профессиональной деятельности). Дети с Н.д. успешно обучаются программированию, делопроизводству, основам бухгалтерского учёта, художественному творчеству, радиоделу, архивному делу, иностранным языкам. См. также Анартрия, Движения произвольные,Дети с особыми образовательными потребностями, Детский церебральный паралич, Нарушения в психофизическом развитии у детей, Нарушения интеллекта, Нарушения сложные, Специальная психология,Специальные (коррекционные) образовательные учреждения Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|