ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (внешкольная работа)

— составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Д.о.д. способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. Д.о.д. органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства. До 1917 Д.о.д. и взрослых определялось как внешкольное образование. Затем до начала 90-х гг. употреблялись термины "Внешкольная работа", "Внешкольное воспитание" и "Внешкольные учреждения". Закон РФ об образовании (1992) ввёл в научный оборот термины "Дополнительное образование детей" и "Дополнительное образование взрослых". В дореволюционной России внешкольную работу вели детские клубы, спортплощадки, летние оздоровительные колонии. Идеи развития личности в процессе внешкольного воспитания воплощали в практике детских учреждений С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, П.Ф. Лесгафт и др. После Окт. революции внешкольную работу на местах осуществляли клубы. 1-й съезд по внешкольному образованию (1919) провозгласил осн. задачей детских внешкольных учреждений просветительскую и идейно-политическую пропаганду. В 20- 30-е гг. вопросы внешкольной работы разрабатывали специальные центры и Институт методов внешкольной работы, издавался журнал "Внешкольное образование". Руководство внешкольной деятельностью осуществляли специальные внешкольные отделы, с 1929 - совет при Наркомпросе РСФСР. К середине 30-х гг. сложилась сеть внешкольных учреждений: дома (дворцы) школьников (одним из первых в 1923 открыт Дом пионеров в Хамовническом р-не Москвы на базе детского клуба "Трудовая коммуна", в 1935 - первый Дворец пионеров в Харькове); станции юных натуралистов (в 1918 открылась Станция юных любителей природы, ставшая под руководством Б.В. Всесвятского центром изучения проблем внеклассной работы); станции юных техников (первая Центральная детская техническая станция открыта в 1926; станции способствовали движению изобретательства и рационализаторства школьников); станции юных туристов (в 1918 создано Бюро школьных экскурсий, в 1934 - детские туристско-экскурсионные станции, проводившие туристско-краеведческие экспедиции, слёты, соревнования); детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) возникли в 1934 в Москве как детские спортивные школы (с 1953 - ДЮСШ, для олимпийского резерва созданы специализированные школы - СДЮШОР) и др. На дома (дворцы) пионеров и школьников в 50-60-е гг. были возложены функции координации деятельности и методической помощи пионерским организациям, обучения вожатых. Внешкольная работа по своим организационным формам и методам во многом совпадала с деятельностью пионерской организации. Мн. внешкольные учреждения накопили интересный опыт воспитания (например, коммунарская методика, коллективная творческая деятельность и др.). Однако во внешкольной работе в значительной степени проявлялись элементы формализма и регламентации. С начала 90-х гг. учреждения Д.о.д. получили право самостоятельно разрабатывать программы деятельности, определять структуру, численность детских и педагогических коллективов. Учреждения Д.о.д. в соответствии с направленностью дополнительных образовательных программ осуществляют деятельность: учебно-исследовательскую, художественно-эстетическую, научно-техническую, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, физкультурно-спортивную. Осн. виды учреждений Д.о.д.: Центры (комплексы) дополнительного образования, творческого развития, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский оздоровительно-образовательный, профильные - экологический, детского и юношеского туризма и т.д.; дома (дворцы) детского творчества; учащейся молодёжи, профильные - юных натуралистов, техников, туристов, эстетического воспитания, культуры (искусств) и т.д.; клубы, Детские студии (по различным видам искусств), Станции (юных натуралистов, детского технического творчества и т.д.), Детские парки, Школы (в различных областях науки и техники, по видам искусств, детско-юношеские спортивные), Музеи (детского творчества, литературы и искусства), Детские оздоровительно-образовательные лагеря. К началу 2000 в Рос. Федерации в системе Министерства образования действовало св. 7,8 тыс. учреждений Д.о.д., в них занималось св. 7 млн. детей, осуществляли педагогический процесс св. 243,5 тыс. работников. Любое учреждение Д.о.д. обязано получить лицензию (см.Лицензирование) на ведение образовательной деятельности и пройти аттестацию и государственную аккредитацию. Учреждение может проводить профессиональную подготовку детей, в т.ч. и за плату, но также при наличии лицензии на этот вид деятельности. В учреждениях Д.о.д. работают педагоги и специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. В учреждениях Д.о.д. создаются различные одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся (кружки, секции, студии, ансамбли и др.), а в каникулярное время открываются лагеря, туристские базы. Для занятий в спортивных, спортивно-технических, туристских и хореографических объединениях учащиеся должны иметь медицинское заключение о состоянии здоровья. Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариантным, разноуровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками. — неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Среди организационных форм дополнительного образования детей преобладают кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др. Является прямым продолжением внешкольного образования. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. ) См. также Внешкольная работа, Самообразование .38

Просмотров: 2726
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях
  • Дополнительное образование детей
  • Дополнительное образование детей
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА в образовательных учреждениях Рос. Федерации
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь