Дети с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые дети

Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе орга-нич. поражения ЦНС, к-рое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей разрабатываются одной из отраслей специальной педагогики — олигофренопедагогикой. Термин «олигофрения» для обозначения нарушения интеллектуального развития был введён (1915) нем. психиатром Э. Крепе л ином. Этот термин традиционно используется в отеч. специальной педагогике. По глубине дефекта умственная отсталость подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность.

Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего, речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно (в ряде случаев речь не развивается вообще). Для этих детей характерны нарушения моторики, координации движений и праксиса, ориентировки в пространстве; часто эти нарушения настолько тяжелы, что вынуждают детей-идиотов к лежачему образу жизни. У них крайне медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в т. ч. и гигиенические. Дети-идиоты в правовом отношении недееспособны, не подлежат обучению и находятся (с согласия родителей) в спец. учреждениях (дет. домах для глубоко умственно отсталых) системы социального обеспечения, где им оказывается необходимая мед. помощь и уход. По достижении 18-летнего возраста они переводятся в спец. интернаты для хроников. Гос. система помощи глубоко умственно отсталым не исключает их содержания в семье при установлении опеки.

Имбецильность является более лёгкой по сравнению с идиотией степенью умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определёнными возможностями к овладению речью, усвоению отд. несложных трудовых навыков. Однако глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делают этих детей практически не обучаемыми даже во вспомогат. школе. В правовом отношении они, как и идиоты, являются недееспособными, и над ними устанавливается опека. До достижения совершеннолетия эти дети также находятся в спец. дет. домах для глубоко умственно отсталых. Установлено, что определённая часть детей-имбецилов может овладеть нек-рыми знаниями, умениями и навыками в объёме специально разработанных для них программ (простейшие навыки чтения, письма и счёта, а также нек-рые несложные трудовые операции). Это позволяет имбецилам в дальнейшем достаточно успешно работать в специально организованных мастерских. С 1987 в дет. домах для глубоко умственно отсталых детей системы социального обеспечения введены штатные должности учителя-олигофренопедагога.

Дебильность — наиб. лёгкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Однако сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Изучение и усвоение уч. материала по любому предмету шк. программы для дебилов чрезвычайно сложно. Напр., овладевая письменной и устной речью, понятием числа, навыками счёта, они испытывают затруднения в понимании связей между звуком и буквой, множеством и его числовым выражением и т. п. Всё это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетич. функции высшей нервной деятельности. Усвоение даже элементарных матем. знаний требует достаточно высокой степени абстрактного мышления, а поскольку эта функция у детей-дебилов нарушена, они с большим трудом овладевают простейшими матем. операциями. Недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений между объектами и явлениями не позволяет детям-дебилам усваивать в объёме массовой общеобразоват. школы материал по таким предметам, как история, география, черчение, а ряд предметов (напр., физика, химия) вообще не включаются в программу школ для этих детей (см. Вспомогательная школа). Соматич. нарушения, общая физич. ослабленность, нарушения моторики, свойственные большинству детей-дебилов, а также особенности эмоционально-волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в Значит. степени ограничивают круг их последующей проф.-трудовой деятельности.

Дети с задержкой психического развития. В отеч. дефектологии в 60—70-х гг. выделена особая группа детей, к-рые испытывают чрезвычайные затруднения при освоении программы нач. массовой школы, но не могут быть отнесены к умственно отсталым, т. к. в пределах имеющихся у них знаний они обнаруживают достаточную спосвбность к обобщению, широкую зону ближайшего развития. Это дети с задержкой психич. развития (ЗПР).

Различают ЗПР, возникающую на основе психич. и психофизич. инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и ЗПР, возникающую на ранних этапах жизни ребёнка в результате разл. факторов, приведших к астеническим и церебрастеническим состояниям организма (см. Астения). ЗПР в виде неосложнённого психич. инфантилизма расценивается как прогностически более благоприятная, б. ч. не требующая спец. методов обучения. При преобладании же выраженных церебрастенич. расстройств ЗПР оказывается более стойкой и нередко нуждается не только в психолого-пед. коррекции, но и в леч. мероприятиях.

В зависимости от происхождения, а также от времени воздействия на организм ребёнка вредоносных факторов ЗПР даёт разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познават. деятельности. Но существуют и общие для всех видов ЗПР черты: низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; неразвитость и незрелость эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обеднённый словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполная сформированность игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедленностью; в мышлении обнаруживаются трудности словесно-логич. операций (при решении наглядно-действенных задач эффективность умственной деятельности выше). У детей с ЗПР отмечается низкий уровень самоконтроля, что особенно проявляется в уч. деятельности. К началу шк. обучения у этих детей, как правило, слабо сформированы осн. мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность. В условиях массовой школы дети с ЗПР попадают в категорию стабильно неуспевающих, что ещё более травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Дети с ЗПР нуждаются в обучении в спец. школе. За период нач. обучения примерно у 50% детей отставание в развитии корригируется настолько, что их переводят в 4-й класс массовой школы. Уч-ся с более выраженной ЗПР продолжают обучение до окончания спец. школы.

Лит.: Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М.; Уч-ся вспомогат. школы. Клинико-психол. изучение, под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебедянской, М., 1979; Обучение детей с задержкой психич. развития, под ред. Т. А. Власовой, М., 1981; Дети с задержкой психич. развития, под ред. Т. А. Власовой [и др.]. М., 1984; Гаврилушки-на О. П., Соколова Н. Д., Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников, М., 1985; Маллер А. Р., Ц и к о-т о Г. В., Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта, М., 1988. См. также лит. при ст. Олигофренопедагогика.

Просмотров: 3809
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • AHАTOMO-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Векслера шкала интеллекта для детей
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
  • Готовность детей к обучению в школе
  • ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ
  • Дифференцированное обучение аномальных детей
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии
  • Интегрированное обучение аномальных детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НАРУШЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ у детей
  • Нарушения волевой деятельности
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными
  • Особенности течения инфекционных психозов у детей
  • ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ (НЕГОТОВНОСТЬ) ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • Психические нарушения травматической природы у детей и подростков
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • Сексуальные злоупотребления в отношении детей
  • Соматические нарушения и неврологические расстройства. Патология развития черепа и мозга умственно отсталых больных
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Формы организации образовательной деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь