Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Модели СМК психологическиеI. Коммуникативная модель Дж. Комстока (G. Comstock). Наряду с моделями, описывающими процесс коммуникации (К.) в целом, исследователями разрабатывались модели, описывающие воздействие, к-рое оказывает на человека опосредствованная К. Джордж Комсток предложил психол. модель, к-рая описывает ментальные процессы, имеющие место при просмотре телевизионной передачи. Согласно модели Дж. Комстока, чем более значимо для индивида происходящее на телеэкране действие, тем сильнее активирующее влияние телевидения и тем больше вероятность включения этого действия в репертуар поведения индивида, особенно, если поведенческий репертуар индивида беден, т. е. он владеет небольшим количеством альтернативных способов действия. В таком случае шанс применения в жизни «телевизионного» способа поведения повышается. Психол. значимость телевизионного сообщения складывается из 3 факторов: 1) самого факта показа его по ТВ (по мере дальнейших предъявлений психол. значимость сообщения падает и даже принимает отрицательные значения); 2) количества сопровождающих его позитивных переменных (чем их больше, тем важнее сообщение) и 3) степени достоверности (чем реалистичнее телевизионный образ, тем более выражено психол. воздействие на зрителя). Модель Дж. Комстока была протестирована в эмпирических исследованиях агрессии, просоциального поведения, социализации, проведенных на взрослых и детях, а также в обучающих программах. Однако она подвергается критике за то, что ограничивается рассмотрением небольшой части сложной, комплексной реальности. II. Коммуникативная модель Маккуэйла-Уиндала (D. McQuail, S. Windahl). Д. Маккуэйл и С. Уиндал предложили модель массовой К. в рамках подхода, в к-ром СМК рассматриваются как удовлетворяющие потребности человека. Такая концепция СМК включает в себя след. положения: аудитория активна и делает свой выбор на основе мотивов и ожиданий от СМК; СМК являются одним из способов удовлетворения ежедневных потребностей, заменяя соответствующие им предметы в реальной жизни. III. Коммуникативная модель К. Э. Розенгрена (K. E. Rosengren) разработана также в русле представлений об СМК как инструменте удовлетворения потребностей. Согласно его концепции, использование СМК, с одн. стор., удовлетворяет опр. потребности индивида, а с др. стор. может оказывать влияние на индивида и общество. СМК является частью социальной структуры, поэтому оказывает влияние на мотивацию индивида, порождая, т. о., новые мотивы обращения к СМК. IV. Коммуникативная модель К. Ренксторфа (K. Renckstorf) представляет собой модель массовых коммуникаций, разработанную также в рамках подхода «использование СМК для удовлетворения потребностей». Однако в этой модели акцент смещается на аудиторию, к-рая рассматривается как свободная в своем выборе. Люди вовлекаются в коммуникативную деятельность, руководствуясь собственными причинами, намерениями и интересами, они находятся во взаимодействии с др. людьми и учитывают их отношение и поведение. Человек не детерминирован, но может отражать социальную ситуацию в своем образе мира и действовать в соответствии со своей интерпретацией ситуации. СМК не являются стимулом, вызывающим неизбежную реакцию аудитории. В модели К. Ренксторфа использование СМК представляется одновр. и мотивированным и немотивированным, что делает его концепцию более реалистичной, чем ранние концепции. V. Коммуникативная модель Г. Малецке (G. Maletzke) рассматривает «схему полей массовой К.» (1963), в к-рой сводятся воедино многие социально-психол. факторы, оказывающие влияние на процесс К. В основе модели - традиционные элементы: коммуникатор (источник), сообщение, посредник и реципиент, однако между посредником и реципиентом автор поместил новые переменные: давление на посредника или его принуждение; образ посредника, имеющийся у реципиента; эффект или приобретение нового социального опыта, содержащегося в сообщении и направленного на получателя; селекция содержания сообщения, осуществляемая реципиентом. Среди наиболее существенных характеристик посредника автор называет следующие: тип восприятия, требующийся ґе и пространственные пределы доступности реципиента; социальный контекст; степень отсроченности сообщения о событии от реального времени протекания события (по этому фактору телевизионные сообщения можно разделить, напр., на следующие: хроникальные кадры - новости дня - прямой эфир). Важные составляющие образа коммуникатора-посредника - его престиж и надежность. Образ коммуникатора-посредника, существующий у аудитории, формирует соответствующие ожидания к сообщению. Наиболее важными характеристиками получателя информационного сообщения Малецке считает те, к-рые оказывают непосредственное влияние на сообщение. Образ самовосприятия формирует установку по отношению к сообщению. Человек склонен отвергать информацию, не соответствующую тем ценностям, к-рые он себе приписывает. Тот факт, что человек с заниженной самооценкой более подвержен убеждению, говорит о том, что большое влияние на восприятие оказывает внутр. структура личности. Автор также включает этот фактор в модель. 2 последних элемента, относящихся к реципиенту, - членство данного индивида в опр. группах и его включенность в окружающую социальную среду. Чем теснее человек связывает себя с какой-то группой, тем менее вероятен успех влияния на те его ценности, к-рые соответствуют ценностям группы. Группа оказывает также прямое влияние в случае группового восприятия сообщения. В звене коммуникатора присутствуют многие из факторов, упомянутых и в отношении аудитории. Это собственный образ коммуникатора, его личностные характеристики, социальная среда. Коммуникатор также испытывает ограничения со стороны требуемой формы сообщения: радио ограничено звуковыми средствами, газетная статья - вербальными. Свобода коммуникатора ограничена требованиями соответствия нормам и ценностям его команды, целям и политике организации, в к-рой он работает, этике и законодательству. Суммирующее влияние заданных факторов на коммуникатора порождает 2 зависимые переменные, к-рые будут определять его влияние на ход процесса К.: что сообщить и как? Образы реципиента и коммуникатора в оценке друг друга являются важными деталями модели и выполняют регулирующую роль. Коммуникатор всегда ориентируется на опр. образ адресата его сообщений. В свою очередь, в образе коммуникатора для реципиента наиболее существенными являются степень доверия к нему и мера привлекательности для идентификации. Модель Г. Малецке - итог многолетних исследований в области массовой К. В ней большое значение придается принципу детерминизма: уникальное сочетание факторов в звене коммуникатора четко задает его коммуникативное поведение, к-рое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет закономерные, предсказуемые последствия. Фатальная предопределенность этой цепочки непривычна после рассмотрения предыдущих - растяжимых, вероятностных - моделей, допускающих целый веер последствий и оставляющих участникам К. право поступить вопреки указательным стрелкам схем, регламентирующих их ролевое поведение. Предопределенность, предсказуемость - ценнейшее качество данной модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной ситуации и управлять ею. Лит.: Comstock G. Television and human behavior. 1978; G. Comstock, E. Scharrer. Media and the American child. 2007; Maletzke G. Psychologie der Massen Kommunikation: Theorie and Systematik. Hamburg, 1963; McQuail D., Windahl S. Communication models for the study of mass communication. L., 1993; Renckstorf K. Media use as social action: A theoretical perspective / K. Renckstorf, D. McQuail, N. Jankowski (Eds). Media use as social action. A European approach to audience studies. L.-P.-Rome, 1996; Rosengren K. E. Communication: An introduction. 1999. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова, Е. Е. Петракова Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|