Модели СМК: модель культивирования Гербнера

Г. Гербнер представил свою коммуникативную модель в 1956 г. Модель подразумевает субъективность, селективность, изменчивость и непредсказуемость коммуникативного процесса, рассмотрение его как открытой системы. Специфической чертой модели является то, что она приобретает разл. формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Gerbner по форме напоминает схему Lasswell: 1) кто-то 2) воспринимает событие 3) и реагирует 4) в данной ситуации 5) с помощью нек-рых средств, 6) чтобы создать доступное для других содержание 7) в нек-рой форме, 8) в контексте, 9) и передает сообщение 10) с некрыми последствиями. Осн. звенья модели - восприятиепереработка-восприятие. Одновр. Gerbner подчеркивает роль и мн. др. факторов, таких как случайные помехи, импульсивность, привычки аудитории и т. д., называя это контекстом восприятия. С 1960-х гг. группа Gerbner занимается исследованиями социальных следствий показа сцен насилия по телевидению. Были предложены новые термины для описания того, как опосредованная СМК реальность может влиять на убеждения людей и т. о. определять их поведение. Авторы назвали этот процесс «осн. потоком», предполагая, что содержание телевизионных сообщений «культивирует», формирует мнения людей. В частности, люди, часто наблюдающие сцены насилия на экране ТВ, склонны ждать их повторения в реальной жизни, даже если с ними и/или в их присутствии ничего подобного не происходило. Авторы теории культивирования полагают, что просмотр сообщений СМК ведет к выработке стереотипных, искаженных и селективных представлений о социальной реальности, представляющих собой отражение картины мира, навязываемой как выпусками новостей, так и кинофильмами. Телевидение открывает зрителю органичный мир взаимосвязанных (как реальных, так и придуманных) историй, зритель же воспринимает его как целое, недифференцированное, не как окно в мир или отражение мира, но как мир сам по себе. Культивируется не только взгляд на мир, но и социальные роли и ценности. Необходимо подчеркнуть динамический аспект теории культивирования, поскольку он, вместе с интерактивностью взаимоотношений «сообщения-аудитория» отличает ее от традиционной модели стимул-ответ-эффект. Hawkins и Pingree продолжили исследования в этом направлении. Они предложили модель культивирования, в к-рой выделяются 2 осн. стадии - получение знаний о реальности по каналу ТВ и конструирование ее образа; при этом на каждый из процессов влияет целый набор личностных и социальных переменных. Данная модель оставляет открытыми множество вопросов, в т. ч., каким образом происходит культивирование, у каких слоев общества оно наблюдается отчетливее всего, какова при этом роль прошлого опыта, наблюдается ли такой же эффект с др. СМК и др. (Morgan, Signorielli, 1990). Эффект изменения установок под влиянием СМИ также был обнаружен в экспериментах Janis и Feshbach (Janis, 1967), а также Leventhal и Niles (1964). На основании проведенных экспериментов Janis предложил описывать зависимость между эмоциональной нагруженностью сообщения (напр., чувство страха) и его влиянием при помощи U-образной кривой. Низкий и высокий уровни страха, вызываемого сообщением, не ведут к существенному изменению установки, наиболее эффективны его средние значения. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова

Просмотров: 3357
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Животные как модели
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Модели СМК
  • Модели СМК двухступенчатые
  • Модели СМК когнитивные
  • Модели СМК математические
  • Модели СМК отечественные
  • Модели СМК отечественные : модель Матвее вой Л. В.
  • Модели СМК психологические
  • Модели СМК социологические
  • Модели СМК циклические
  • Модели СМК: дискурсивные модели Холла и Фиске
  • Модели СМК: коммуникативная модель НоэльНойман
  • Модели СМК: модели конструирования социальной реальности
  • Модели СМК: модели фрейминга
  • Модели СМК: модель «волшебной пули» Лассуэлла
  • Модели СМК: модель Де Флера
  • Модели СМК: модель средства Маклюэна
  • Модели СМК: модель Шеннона-Уивера
  • Модели СМК: ранжирование
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь