Модели СМК: дискурсивные модели Холла и Фиске

Одним из первых подходов в области анализа приема сообщений (reception analysis) был вариант критической теории, сформулированный Hall. Hall подчеркнул, что любое СМК-сообщение проходит на своем пути от источника до получателя (интерпретатора) серию трансформационных стадий. Эта теория основывается на базовых принципах структурализма и семиотики, к-рые предполагают, что любое смысловое «сообщение» конструируется из знаков, к-рые могут иметь явные (denotative) и подразумеваемые (connotative) смыслы, в зависимости от выборов, к-рые делает «кодировщик». Главное положение семиотики заключается в том, что разнообразие смыслов очень сильно зависит от природы языка и от значимости, ассоциирующейся с упорядоченными комбинациями знаков и символов в рамках культуры, в к-рой находятся и отправитель (кодировщик), и получатель (декодировщик). Hall принимает нек-рые элементы этого подхода, но оспаривает его основополагающее допущение по 2 причинам. Во-первых, коммуникаторы предпочитают кодировать сообщения с идеологическими целями и, преследуя их, манипулируют языком и СМК (сообщениям придается «предпочтительный» - preferred - смысл или, как это теперь называется, spin). Во-вторых, получатели не обязаны принимать или декодировать сообщения такими, какими они отправлены, но могут сопротивляться и сопротивляются идеологическому влиянию, применяя альтернативные или оппозиционные стратегии чтения, в соответствии со своим опытом и взглядом на вещи. Стадии, к-рые проходит сообщение на пути к получателю, довольно просты. Коммуникация инициируется СМК-институтами, к-рые задают типичные и повторяющиеся смысловые рамки, конформные по отношению к доминирующим структурам власти. Отдельные сообщения «кодируются», часто в форме устоявшихся содержательных жанров (таких как «новости», «спорт», «поп-музыка», «мыльная опера», «детективный сериал»), имеющих очевидный смысл и встроенные руководства для их интерпретации аудиторией. Зритель же подходит к содержанию, предлагаемому СМК, с др. «смысловыми структурами», к-рые коренятся в его собственных идеях и опыте. Разные группы людей (или субкультуры) занимают совершенно разные социальные пространства и совершенно по-разному воспринимают сообщения СМК. Общий вывод Hall заключается в том, что декодированный смысл не обязательно (или не всегда) совпадает с тем смыслом, к-рый был закодирован (несмотря на то, что он опосредуется конвенциональными жанрами и общей языковой системой). Декодирование может принимать курс совершенно отличный от предполагаемого. Получатели могут читать между строк и даже переворачивать намеченное направление сообщения. Очевидно, что эта модель и связанная с ней теория содержит в себе принципы многообразия смыслов, существования «интерпретативных» сообществ и первичности получателя в определении смысла. Изначальная формулировка модели кодирования/декодирования Hall содержит - как одно из осн. положений - концепцию «предпочтительного (привилегированного) чтения», на к-рое текст наталкивает своего читателя, с признанием возможности альтернативного, негативного или оппозиционного прочтения. Эта модель была трансформирована в положение о том, что большинство аудитории постоянно изменяют или отклоняют любую доминирующую идеологию, отраженную в содержании сообщения СМК. По Fiske, «СМК-тексты - это продукты своих читателей. ТВ-программа становится текстом в момент чтения, т. е. когда ее взаимодействие с одной из ее многочисл. аудиторий активирует какие-нибудь смыслы/удовольствия, к-рые она способна вызвать». Fiske вводит понятие «дискурс» и считает его весьма существенным в изучении процесса производства текста. Дискурс определяется как «язык или система репрезентации, к-рая развилась в ходе социальных процессов и к-рая создает и поддерживает когерентный набор смыслов относительно какого-то важного предмета». Определенное т. о. понятие дискурса весьма близко понятию «смысловой структуры». По Fiske, множественность смыслов (полисемия) СМКтекстов - не просто демонстрируемый факт, но существенная характеристика СМК, делающая их популярными среди самых широких социальных слоев, в разных социальных ситуациях, среди людей с самыми разными рамками понимания, применяемыми к одному и тому же СМК-содержанию. В модели автора смыслосодержащий текст расположен на пересечении/соответствии дискурсивного мира аудитории и дискурса, воплощенного в СМКтексте. Важная переменная ТВ-дискурса - степень реализма или полисемии. Чем «реалистичней» программа, тем более ограничены смыслы, к-рые могут быть сконструированы аудиторией. Чем более программа «полисемична», тем более она «открыта», тем меньше она содержит «предпочтительных» смыслов, тем больше разных текстов и альтернативных смыслов может быть сконструировано зрителями на ее основе. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова

Просмотров: 2189
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Методы измерения аудитории СМК
  • Методы измерения аудитории СМК: автоматизированные
  • Методы измерения аудитории СМК: опросные
  • Модели СМК
  • Модели СМК двухступенчатые
  • Модели СМК когнитивные
  • Модели СМК математические
  • Модели СМК отечественные
  • Модели СМК отечественные : модель Матвее вой Л. В.
  • Модели СМК психологические
  • Модели СМК социологические
  • Модели СМК циклические
  • Модели СМК: коммуникативная модель НоэльНойман
  • Модели СМК: модели конструирования социальной реальности
  • Модели СМК: модели фрейминга
  • Модели СМК: модель «волшебной пули» Лассуэлла
  • Модели СМК: модель Де Флера
  • Модели СМК: модель культивирования Гербнера
  • Модели СМК: модель средства Маклюэна
  • Модели СМК: модель Шеннона-Уивера
  • Модели СМК: ранжирование
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СМК, масс-медиа - средства массовой коммуникации
  • СМК: грамматические переменные



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь