Модели СМК отечественные

Попытки науч. анализа массовой коммуникации (М. к.) отеч. исследователями - филологами и философами - осуществлялись начиная с 1920-х гг. (Р. Якобсон, Л. П. Якубинский, Н. Рубакин, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев). Первым в нашей стране определение М. к. предложил Ю. А. Шерковин. Н. Н. Богомолова провела сравнительный анализ опосредствованного и межличностного О. А. А. Брудный выделил аксиальный и ретиальный (сетевой) типы коммуникации. Ю. М. Лотман описывал особенности восприятия человеком совр. мифа по сравнению с новостью и анекдотом, создал модель порождения художественного текста автором и его восприятия зрителем. Проблема эффективности психол. воздействия применительно к задачам пропаганды рассматривалась Э. Г. Багировым, В. Ю. Боревым, применительно к рекламе и телевидению - Р. Копыловой, И. Лукшиным, С. А. Муратовым, психологами Л. В. Матвеевой, Н. Б. Шкопоровым, В. Ф. Петренко, В. В. Зазыкиным, А. А. Гостевым. А. А. Леонтьев изучал лингвистическую структуру программы «Время». О. Т. Мельникова - восприятие целевой аудиторией передач молодежной редакции центрального телевидения. В 1980 г. социолог Б. А. Грушин впервые дал рабочее определение понятию массовой информации в отличие от так называемой специализированной информации. А. В. Шариков руководил проведением опросов аудитории рос. телевидения и радио с целью выявления психол. аспектов восприятия передач. Т. М. Дридзе предложила семасоциопсихологическую парадигму изучения социальной коммуникации, в рамках к-рой определила понятия смыслового контакта, а также псевдокоммуникации как неудавшегося диалога и квазикоммуникации как ритуального действия, изначально не предполагающего диалога. В Ленинграде А. А. Степанов со своими учениками и последователями развивали идею об особом репрезентативном коде для конкретного и операционального понятий в сознании и мышлении человека, реализуемом кино-видеосъемкой. Его ученица Т. Б. Беляева создала профессиональную модель личности телеведущего учебных передач для школьников. Восприятие телепередач детьми изучал В. С. Собкин. Психол. исследования массовых коммуникаций проводили Ю. М. Забродин и А. Н. Харитонов. Они выдвинули тезис о том, что медиаторы, опосредствующие процесс О., способны увеличивать «мощность» О., ускорять информационный обмен и увеличивать дальность распространения коммуникативного сообщения. Пассивность внеш. поведения реципиента оборачивается повышенной внутр. работой когнитивных и аффективных структур мозга по освоению информационного потока. Б. М. Фирсов характеризовал психол. особенности восприятия телевидения зрителем как восприятия исключительно социального по своим сущностным свойствам. Л. В. Матвеева предложила исследовательскую модель коммуникативного акта опосредствованного телевидением, ключевым звеном к-рого является идея о ментальной актуализации (в сфере сознания) образов партнеров по коммуникации у авторов телепередачи и ее зрителей. Лит.: Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., 1976.; Грушин Б. А. Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Дридзе Т. М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социс. 1998. № 10; Забродин Ю. М., Харитонов А. Н. Психологические аспекты передачи информации через каналы коммуникации // Психологические исследования общения. М., 1985; Матвеева Л. В. Коммуникативный акт в условиях опосредствования // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1996. № 4. Ю. В. Мочалова

Просмотров: 1352
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Аудитория в массовой коммуникации
  • Аудитория в массовой коммуникации: контакт
  • Диалог в межкультурной коммуникации: гармонизация диалога в структуре «автор-адресат»
  • КОММУНИКАЦИИ МОДЕЛЬ
  • Каналы массовой информации, коммерческие
  • Каналы массовой информации, общественные
  • Масс-медиа (средства массовой коммуникации)
  • Медиа (средства массовой коммуникации)
  • Особенности восприятия
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • СМИ - средства массовой информации
  • СМК, масс-медиа - средства массовой коммуникации
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • Социология средств массовой информации
  • Социология средств массовой коммуникации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации, государственные



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь