СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

- область социологии, предмет к-рой - закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин-тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой коммуникации) на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем изучения функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, рекламы), всей системы массовой информации в целом. Толчок к развитию С.м.к. в рамках социологии дало развитие радиовещания в 20-х гг. XX в. Рождение тоталитарных гос-в с их мощной системой массовой пропаганды сделало актуальными проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. Поэтому основной задачей, к-рую решала С.м.к. в начальный период своего развития в 30-40-е гг., было изучение условий эффективного пропагандистского воздействия, а соответственно содержания пропаганды. С решением этой задачи связаны имена представителей амер. школы С.м.к. Г. Лассуэляа (см.), К. Хов-ланда. В тот же период складывался методический арсенал исследований массовой коммуникации: разрабатывались процедуры массового выборочного опроса и панельного исследования аудитории (П. Лазарсфельд), контент-анализа (Г. Лассуэлл и Б. Берельсон), экспериментов (К. Левин и К. Ховланд). В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия и выяснились факторы, усиливающие или ослабляющие его. В 50-х гг. структурный функционализм  внес изменения в теоретическую ориентацию С.м.к. в к-рой понятие эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система соц. связей, в к-рых протекает и на к-рые влияет процесс массовой коммуникации. Влияние массовой коммуникации объяснялось не столько воздействием на установки или знания отдельных реципиентов, сколько расширением определенных институционализированных стандартов восприятия действительности, культурных норм, эталонов поведения. Объектом исследования наряду с пропагандой и рекламой все чаще становится взаимосвязь массовой коммуникации с культурой; популярными становятся различн. теории массовой культуры, от апологетич. до критических. Структурно-функциональная ориентация С.м.к. в 60-е гг. проявилась также в обилии теоретич. схем, раскрывающих системные связи как внутри процесса массовой коммуникации, так и между средствами массовой коммуникации. Одновременно отчетливо проявляется склонность теоретиков массовой коммуникации к замене обществ.-политич. анализа развития системы массовой коммуникации изучением ее технологич. факторов. Крайним проявлением технологич. детерминизма была концепция Г. М. Маклуэна о влиянии технич. способов коммуникации на всемирную историю. Острая критика позитивизма и структурного функционализма усилила влияние на С.м.к. марксистского подхода к явлениям. На этой почве возникает т. н. радикальное критич. направление С.м.к., во многом опирающееся также на работы представителей франкфуртской школы Т. Адорно и Ю. Хабермаса. Главным объектом критики становится манипуляция массовым сознанием, распространение идеологии средствами массовой коммуникации. Обостряется интерес к междунар. коммуникации, к глобальным проблемам распространения информации, к-рые рассматриваются исходя из концепции "культурного империализма" (X. Шиллер). В СССР социологич. исследования в области массовой коммуникации начались в 20-х гг. с изучения читательской аудитории газет и книг. Основными методами социологич. изучения ассовой коммуникации являются массовые анкетные опросы населения и аудиторий отдельных каналов, опросы коммуникаторов; работники редакций, авторов и внештатных корреспондентов, представителей издающих органов; широкое применение находит контент-анализ (см.) сообщений. В исследовании эффективности массовой коммуникации используются также экспериментальные методы. Лит.: Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М., 1971; Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Прохоров Е.П. Социология журналистики. 1981; Коробейников B.C. Редакция и аудитория: социол. анализ. М., 1983; Современные методы исследования  средств массовой коммуникации. Таллинн, 1983; Эффективность средств массовой информации. Минск, 1986; Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. М.И. Лауристин.

Просмотров: 1312
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Аудитория в массовой коммуникации
  • Аудитория в массовой коммуникации: контакт
  • ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ПОТОК МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • Каналы массовой информации, коммерческие
  • Каналы массовой информации, общественные
  • Масс-медиа (средства массовой коммуникации)
  • Медиа (средства массовой коммуникации)
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • СМИ - средства массовой информации
  • СМК, масс-медиа - средства массовой коммуникации
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • Социология средств массовой информации
  • Социология средств массовой коммуникации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации (СМИ)
  • Средства массовой информации, СМИ (массмедиа)
  • Средства массовой коммуникации
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации, государственные
  • СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь