СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

предназначены для детей и подростков с различными аномалиями в психофизическом развитии (см. в ст. Аномальные дети). В дорев. России С. у.-в. у. создавались, как правило, на благотворит, началах и только для детей с резко выраженными дефектами (школы для глухих, слепых и глубоко умственно отсталых детей). Контингент таких школ охватывал не более 4—6% общего числа этих детей. Многие категории аномальных детей вообще не обучались.

В РСФСР. подобными учреждениями стала решаться задача не просто призрения детей с разл. физич. и психич. нарушениями развития, но и воспитания и приобщения их к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию недостатков. С. у.-в. у. Рос. Федерации включены в гос. систему образования, здравоохранения и социального обеспечения. Эти учреждения дифференцированы соответственно характеру и глубине конкретного дефекта.

С. у.-в. у. сосредоточены в системах ряда мин-в. В систему Мин-ва образования входят: спец. школы-интернаты, школы с продлённым днём, в к-рых обучаются все категории аномальных детей шк. возраста, подлежащие всеобучу; спец. вечерние (сменные). и очно-заочные школы для работающей молодёжи с нарушениями слуха и зрения; спец. дошкольные учреждения - дет. дома-интернаты, интернатные дошкольные отделения при спец. школах, сады, ясли-сады, спец. группы при массовых дет. садах с продлённым днём или с 5-дневным пребыванием в них детей; логопедич. пункты при массовых школах. В систему Мин-ва социальной защиты входят: уч.-производств, предприятия, предназначенные для проф. подготовки молодёжи с нарушениями слуха или зрения; дома-интернаты для детей шк. и дошкольного возраста с тяжёлыми формами умственной отсталости, дет. церебральных параличей (при отсутствии движений и речи), слепоглухонемых, в т. ч. с умственной отсталостью. В ряде техникумов и вузов создаются спец. группы для глухих и слабослышащих студентов и учащихся. Окончившие ср. спец. школы (кроме вспомогательных для умственно отсталых детей). могут поступать с учётом правил приёма в техникумы и вузы страны на общих основаниях. Действуют Моск. ин-т-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигат. аппарата и др. вузы. Слепым студентам вузов Об-во слепых выделяет денежные ассигнования для оплаты секретарей.

Благодаря углублённому (комплексному, клинич., нейрофизиол., психологопед.). изучению закономерностей и особенностей психофизич. развития и позна-ват. возможностей каждой категории аномальных детей в стране создана дифференцированная сеть спец. общеобразо-ват. учреждений 10 типов. Эта сеть спец. школ включает: школы для глухих детей, где за 12 лет обучения учащиеся получают неполное ср. образование; школы для слабослышащих с 2 отделениями (I - за 12 лет обучения учащиеся получают общее ср. образование; II - за тот же срок - неполное ср. образование); школы для слепых и слабовидящих, к-рые могут существовать как раздельно, так и в виде самостоят. отделений для той или др. категории детей с нарушениями зрения; школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 2 отделениями [I - за 11 лет обучения дети с такой речевой патологией, как алалии, афазии, дизартрии и др., получают неполное ср. образование; II - для детей с тяжёлыми формами заикания (дети этой школы переходят в массовые по мере устранения речевых дефектов)]; школы для детей с нарушениями опорно-двигат. аппарата, в т. ч. с последствиями детского церебрального спастич. паралича и полиомиелита (за 11—12 лет обучения дети получают ср. образование; в школе выделяются классы для детей с интеллектуальными нарушениями, работающие по особым уч. планам); школы для детей с задержкой психического развития; школы для умственно отсталых детей (см. Вспомогательная школа).

Все типы спец. школ кроме вспомогательных дают цензовое образование. Только 2 типа школ - для глухих и для слабослышащих (2-го отделения) - дают неполное ср. образование, остальные - ср. образование. В уч. планах всех спец. школ предусмотрено производств.-трудовое обучение. Учащиеся обеспечиваются спец. учебниками по всем осн. предметам.

Создана сеть спец. дошкольных учреждений для всех тех категорий аномальных детей, к-рые будут обучаться в спец. школах. В дошкольных дет. домах, дет. садах воспитываются дети с 3 до 7 лет, в яслях-садах - с 2 до 7 лет, в дошкольных отделениях при соответствующих спец. школах - с 5 до 7 лет. В спец. группы при массовых дет. садах дети переводятся на 1 год для коррекции имеющихся у них речевых нарушений. Для учащихся, дефект зрения или слуха к-рых сочетается с олигофренией, имеются классы в соответствующих спец. школах.

Каждый тип спец. школы и дошкольного учреждения работает по примерным уч. планам и программам. Образоват. учреждения нек-рых республик, входящих в состав Рос. Федерации, вносят изменения и дополнения в соответствии с региональными образоват. стандартами гл. обр. по изучению родного языка, литры, истории, географии.

Наполняемость классов большинства спец. школ —12 чел.; во вспомогат. школах - 16 чел., в школах для детей с задержками психич. развития - 20 чел. Наполняемость классов для детей со сложными дефектами (нарушение зрения и олигофрения) - 7 чел. Во всех типах спец. школ-интернатов содержание детей, включая обучение, питание, обмундирование, проживание в интернате, обеспечивается за счёт гос-ва. Система подготовки учителей спец. школ для аномальных детей предусматривает высшее пед. образование, осуществляемое на дефектологич. ф-тах пед. ин-тов (см. Дефектологическое образование).

Лит.: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи, под ред. Р. Е. Левиной, М., 1961; Книга для учителя школы слепых, М., 1962; Обучение и воспитание глухих детей, под ред. С. А. Зыкова [и др.], М., 1963; Смирнова А. Н., Коррекционно-восшггат. работа учителя вспомогат. школы, M., 19652; Положение о спец. школах, М., 1965; Слабовидящие дети. Сб. ст., под ред. Ю. А. Кулагина [и др.], М., 1967; Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия, M., 19733. Т. А. Власова.

Просмотров: 1590
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (внешкольная работа)
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Дифференцированное обучение аномальных детей
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии
  • Дополнительное образование детей
  • Дополнительное образование детей
  • Интегрированное обучение аномальных детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НАРУШЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ у детей
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕСТАМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь