|
Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспектВ статье изучается материнство как социокультурный феномен, его значение в системе жизненных ориентаций молодых россиян, а также рассматриваются основные социально-психологические типы материнства. Определяются причины и основные черты кризиса традиционного материнства в современном российском обществе, рассматриваются возможные пути его преодоления. Ключевые слова: материнство, кризис материнства, родительские установки молодежи, социально-психологические типы материнства, социокультурные причины падения рождаемости, ценностное отношение к материнству, меры поддержки материнства и детства. Образ матери в культурном наследии многих народов считается высшим воплощением женского начала. Более того, в христианском мире, к которому по праву принадлежит и наша страна, на протяжении столетий сформировалось особое отношение к материнству как важнейшей духовно-нравственной ценности, достойной почитания и прославления. Однако в современной России эта традиция ценностного отношения к материнству утрачивается. Следствием ее утраты стал демографический кризис – печальное явление, наблюдаемое в нашей стране в XX–XXI вв. Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой: половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этом родители (в том числе и матери) не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств, времени и сил (Всероссийская перепись населения, 2002). Изучая основные причины этого явления, уместно говорить не только о кризисе семьи, но и о кризисе традиционного материнства, ярко проявляющем себя в современном мире. Сложившаяся ситуация требует, с одной стороны, внимательного изучения феномена материнства, его значения в системе жизненных ориентаций россиян, особенно молодых девушек, а с другой – выявления причин этого кризиса, основных его черт и возможных путей преодоления. Исходя из этого, мы определили следующие задачи данного исследования:
Следует отметить, что первоначально материнство как отдельное направление исследования стало рассматриваться в естественных науках: медицине, физиологии, биологии поведения, однако к середине ХХ века в связи с возросшим интересом к данной области знания сфера материнства стала объектом изучения и гуманитарных наук: психологии, социологии и педагогики. В результате этих исследований в 1990-е гг. в отечественной психологии возникло научное направление – «психология материнства» (термин Г.Г. Филипповой). В рамках этого направления материнство рассматривается как «часть личностной сферы женщины – системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации» (Филиппова, 2006, с. 350). Психология материнства изучает аспекты психологической готовности женщины к материнству: общей зрелости личности, адекватности возможных моделей материнского отношения к ребенку, мотивационной готовности к рождению и воспитанию детей, сформированности материнской компетентности, сформированность материнской сферы (Филиппова, 2005, с. 63). Таким образом, материнство понимается как осознанная потребность в рождении, воспитании детей, предполагающее эмоционально-ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы. При этом целый ряд исследователей (Э. Бадинтер, Л.А. Дубисская, И. Кон, М. Мид, Т.В. Рябова, Н.Л. Пушкарева, С.Г. Фатыхова) отмечают не только психолого-личностную, но и психолого-социальную обусловленность материнства. Так, к примеру, Т.В. Скрицкая отмечает, что «общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения» (Скрицкая). Известный психолог В.С. Мухина также рассматривает материнство в качестве культурного феномена, «смысл и значение которого может меняться вместе с культурой» (Чибисова, 2003, с. 4). Е.В. Шамарина утверждает, что отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем к данной конкретной культуре. При этом ученый замечает, что «отказ от материнства, небрежение по отношению к детям существовали всегда в том или ином виде как исключение и сопровождались чувством вины, и только сегодня эти отношения стали нормой» (Шамарина, 2008, с. 8). Именно этот факт подтверждают исследования, направленные на изучение семейных ценностных ориентаций современных молодых людей. Так, С.П. Акутина справедливо замечает, что у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи, так, наблюдается: «снижение репродуктивных установок; низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи («гражданский брак», «гостевая семья» и др.); внебрачное рождение детей и др.» (Акутина, 2010, с. 20). В.В. Пациорковский и В.В. Пациорковская считают, что снижение ценности родительства связано, в первую очередь, с «гиперсоциализацией» современной молодежи. СМИ, сверстники, а подчас семья и школа ориентируют юношу или девушку на реализацию себя в обществе любой ценой. А так как в жизни для достижения той или иной цели всегда приходится от чего-то отказываться, то наши молодые современники, мужая и превращаясь в личности, чаще всего блокируют в себе родовое человеческое начало (Пациорковский, Пациорковская, 2009). Подтверждает данное обстоятельство и изучение текстов песен популярных в молодежной субкультуре эстрадных исполнителей. Как отмечают исследователи в данной области: «Роль родительства особой популярностью не пользуется (упоминается всего в 10–12 % текстов). Скорее, наоборот, рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует внимания, ухода, заботы, а главное, – ответственности, которую люди все чаще просто не хотят на себя брать» (Симоненко, 2008, с. 83–84). Исходя из этого, психологи и педагоги с тревогой пишут о новом явлении общественной жизни, свойственной некоторой части российской молодежи – определенной «педофобии» – нежелании иметь детей, из-за боязни нести моральную и экономическую ответственность за них. Об этом же факте снижения значения семейных ценностей в сознании современных молодых людей свидетельствуют данные социологических опросов. По мнению авторов исследования «Семья и дети в жизненных установках россиян», семейные ориентации 36 % молодых людей до 30 лет не сопровождаются установкой на рождение детей (Варламова, 2006, с. 61-73). По данным опросов, проведенных Институтом демографических исследований, среди основных жизненных целей молодых респондентов от 14 до 30 лет цель деторождения следует после таких ценностей-целей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. При этом в гендерном аспекте ориентация всей массы молодых людей на ценность детей (26,1 % и 26,4 % у юношей и девушек) почти одинакова (Ценностные и репродуктивные ориентации молодежи). Эту особенность равенства репродуктивных установок молодых женщин и мужчин подтверждает в своем исследовании и А.В. Узик. По его мнению, наиболее предпочтительной для современных юношей и девушек является однодетная семья (50,4 %) (Узик, 2007, с. 61–63). Гендерный аспект потребности в детях исследуется в публикациях Н.В. Богачёвой. Результаты социологического исследования, проведенного ей в 2004 году в г. Казани, свидетельствуют, что рождение и воспитание нескольких детей ценно чаще для мужчин, чем для женщин (57 % против 45 %). Так, исследование показало, что идеальное число детей в семье для женщин несколько ниже, чем для мужчин (Богачёва, 2005, с. 19). Те же тревожные данные мы встречаем в исследованиях, посвященных изучению матримониальных установок (т.е. установок, рисующих образ будущей семьи) современных девушек в возрасте 18–20 лет. Так, например, в опросе, проводимом в 2009 году на базе Владимирского государственного гуманитарного университета, участвовало 300 студенток всех факультетов вуза. Интересен тот факт, что все респондентки высказали желание иметь ребенка (детей), однако больше половины (78 %) студенток отметили, что не готовы жертвовать собой, своим личным временем и комфортом, удовольствиями ради детей. Более того, эти же девушки указали, что, по их мнению, самовыражение личностей супругов важнее родительских обязанностей. Исходя из последнего обстоятельства, автора данного исследования – С.А. Завражин, делает вывод о том, что матримониальные установки современных студенток достаточно противоречивы, так как испытывают на себе, с одной стороны, влияние традиционных для наших страны культурных ценностей, отождествляющих женственность с жертвенностью, целомудрием и чадолюбием, а с другой, – находятся под мощным натиском потребительской гедонистической идеологии современной массовой культуры (Завражин, 2009, с. 105–109). Подводя итоги этому краткому социологическому обзору, обратимся к работе В. Пантина, который, анализируя отношение к ценностям родительства у россиян, делает вывод о том, что у большинства наших молодых соотечественников есть потребность в принятии семьи, материнства и детства как главнейших ценностей (Пантин, 2008, с. 9–14). Однако в реальности эта потребность уходит на второй план не только из-за материальных трудностей, но и под влиянием определенных стереотипов общественного сознания, акцентирующих внимание на экономической, социальной и нравственной незащищенности семьи, матери и детей перед угрозами современного мира. Поэтому в какой-то мере истоки современного кризиса материнства нужно искать в общественных преобразованиях, которые происходили в нашей стране в течение XX столетия. В первую очередь, это развернувшееся в Советской России движение за эмансипацию представительниц «слабого пола», которое привело к активному включению женщин в сферу труда, достижению ими экономической независимости. Но при этом занятость в профессии лишила многих возможности уделять должное внимание заботе о доме, семейном устройстве и детях. Таким образом, в сознании многих женщин сложилась конфликтная конкуренция ценностей: материнство – профессиональный рост. Вследствие этого процесса произошла значительная подмена домашнего материнского воспитания общественным, транслирующимся через систему детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, групп продленного дня, пионерских организации и детских загородных лагерей. При этом общественная деятельность способствовала формированию у женщин традиционно мужских качеств: волевых черт характера, твердости, стремления к лидерству, профессиональному самоутверждению, карьерному росту, что порой напрямую противоречило предназначению женщины-матери, милосердной, мягкой, терпеливой и любящей. К тому же этот властный стиль женского поведения стал переноситься в семейные отношения, что привело к доминированию в семье авторитета не мужа, а жены. С другой стороны, либерализация общественной морали, пропаганда свободного образа жизни, особенно ярко проявившаяся в XX веке, способствовали увеличению числа разводов и детей, рожденных вне брака. Безусловно, это отрицательно сказалось как на положении матерей, вынужденных самостоятельно воспитывать своих детей, так и на формировании семейных установок их дочерей, не имеющих в родительской семье мужского примера (Уразаев, 2002, с. 18). В постсоветской России ситуация осложнилась резким снижением уровня жизни, сменой ценностной парадигмы в обществе от коллективизма к крайнему индивидуализму, широкой пропагандой ценностей потребительской культуры с ее лозунгом: «Бери от жизни все!» На этом фоне произошло значительное увеличение числа юридически нерегистрируемых браков (так называемых «гражданских сожительств»), неполных и бездетных семей (Попов, 2000), а также стал все более очевиден рост количественных показателей социального сиротства и распространенности девиантных форм материнского поведения (Брутман, 2000). Эти обстоятельства вполне объяснимо привели к падению престижа родительства в целом и материнства в частности. Фактически, сегодня в современной России существует три основных социально-психологических типа материнства, которые мы можем обозначить как феминистский, традиционно-ценностный и компромиссный. Первый предполагает осознанный отказ женщины от выполнения ей роли матери. При этом рождение и воспитание детей рассматривается как тяжкая обуза, возложенная на нее, во многом препятствующая реализации профессионального и творческого потенциала. Второй тип основывается на присущем русской культуре традиционном отношении к материнству как важнейшей духовно-нравственной ценности как самой женщины, так всего общества. В этом смысле материнство понимается не только как выражение главного призвания женщины, во сто крат превышающее любые ее профессиональные успехи, но и матафизическое ее предназначение на земле. Третий тип стремится к совмещению материнского призвания и профессиональных обязанностей женщины. При этом его очевидным достоинством является сохранение активной социальной позиции матери, однако нельзя не признать, что одновременная занятость женщины в сфере дома и профессии накладывает на нее двойной груз ответственности. Нетрудно заметить, что первые два рассмотренных нами социально-психологических типа материнства явно противопоставлены друг другу, третий тип основывается на неком компромиссе, однако его тоже нельзя назвать идеальным, так как при таком подходе женщина вынуждена постоянно находиться в ситуации выбора ценностным приоритетов: семья или работа. И как это уже отмечалось выше, особенно ярко это противопоставление социально-психологических типов материнства проявило себя в XX столетии, когда определенная (если не сказать бо´льшая часть) представительниц прекрасного пола в качестве приоритетного выбрала для себя первый – феминистский – путь и лишь отчасти третий – компромиссный. Именно это, во многом, привело к тем печальным явлениям современной российской действительности, которые нам приходится наблюдать. Это малодетность наших семей, социальное сиротство (более 90 % детей, находящихся на государственном попечении, имеют здравствующих «биологических» матерей), в том числе и беспризорность, огромное количество абортов, в разы превышающих число рождений, трудности адаптации современных подростков в социуме и т. д. (И.В. Бестужев-Лада, В. Ветрова, О.Г. Исупова, Е.В. Шамарина). Преодолеть подобные кризисные явления достаточно трудно. Для этого необходимо использовать целый комплекс мер духовно-нравственного, государственно-правового, информационно-просветительского, психолого-педагогического, медико-социального характера, помогающих преодолеть господство феминистического типа материнства, способствуя заложенному в каждой женщине стремлению к материнству реализоваться в полном объеме. Кратко обозначим эти меры. В первую очередь, это духовно-нравственное преображение общества, предполагающее возрождение национальных традиций ценностного отношения к материнству, в том числе, и многодетному, характерное для русской национальной культуры, изучение опыта сознательного материнства, основ гармоничных семейных взаимоотношений. Не может обойтись возрождение ценностного отношения к материнству и без государственно-правовой поддержки, предусматривающей активную деятельность по созданию и реализации специальных государственных проектов, направленных на защиту материнства и детства, включающих как социальную, медицинскую, экономическую поддержку матерей, так и формирование в обществе уважительного отношения к социальному статусу матери. Достаточно важен и информационно-просветительский уровень, координирующий работу СМИ по повышению престижа материнства и созданию положительного образа семьи в современном социуме. Нельзя забывать о медико-социальной помощи матерям, определяющей деятельность медицинских, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, направленных на поддержку материнства и детства. И, наконец, существуют психологический и образовательный уровни поддержки материнства, предусматривающие соответственнопсихотерапевтическую поддержку женщин на этапе подготовки к беременности и последующему вынашиванию и рождению ребенка, а также консультативную помощь семье в вопросах воспитания детей и образовательно-воспитательную помощь, включающую в себя широкий спектр деятельности в учебно-воспитательном пространстве школ, колледжей и вузов в рамках обязательного и дополнительных компонентов образования: введение факультативных занятий, курсов по выбору, проведение открытых уроков, занятий и семинаров, посвященных семье, организацию встреч с многодетными родителями, концертов и праздников, проведение специальных психологических тренингов, посвященных гендерным установкам родительства и т. д. Важная роль на этом уровне отводится грамотному и гармоничному взаимодействию школы и семьи. Все выше перечисленные формы поддержки материнства имеют долгосрочный характер, и основным предполагаемым результатом их реализации является возрождение национальных традиций ценностного отношения к материнству, а также повышение уровня родительской культуры современной российской молодежи. Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что социальные преобразования XX века и, в первую очередь, изменение традиционных женских ролей в общественном сознании привели к преобладанию феминистского и компромиссного социально-психологических типов материнства, предполагающих либо осознанный отказ женщины от материнства как приоритетной деятельности, либо стремление к совмещению социальных ролей матери и успешного профессионала. В итоге доминирование данных социально-психологических типов в значительной степени обусловило кризисные явления в современной семье, преодоление которых является насущной задачей общества и государства. Но следует отметить, что даже при определенных действиях государственных и общественных структур по возрождению сознательного материнства традиционно-ценностного типа, эти меры могут остаться лишь декларативными. Так оно и будет, если каждый из нас не осознает сложившийся кризис как свою личную боль и предпримет все усилия по изменению сложившейся ситуации в лучшую сторону. Ведь величие России заключается и в необъятности ее просторов, и в высоте духовно-нравственных национальных ценностей, и, конечно же, в величии самого народа. А как справедливо замечает Ф. Ирзабеков, слово «великий» по отношению к народу означает еще и «больший числом», а «значит устойчивое сочетание «великий русский народ», помимо духовного, исторического и культурного величия включает в себя и немаловажную – демографическую – составляющую» (Изабеков, 2008, с. 113). И при этом величие материнства заключается не только в «по-двиге», который издавна понимался как движение к служению ближнему, но и особом даре материнства, даре любви и сострадания, преображающего личность. Ведь, по мысли Т.А. Флоренской, высшее счастье человека заключается в самозабвенной любви – в со-частии, когда легко и радостно, забыв о себе, поставить другого на первое место (Флоренская Т.А.). По праву эти слова можно отнести к вечному материнскому служению своим детям, а через них и всему миру. Литература
Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|