|
Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игреИгровым терапевтам зачастую трудно дать адекватную всестороннюю оценку типов поведения, характерных для ребенка. Поэтому для них особенно актуален вопрос о поиске метода или инструмента, который снабдил бы специалистов количественными способами извлечения смысла из игрового поведения. Авторитетные исследователи в области детской терапии признают и принимают тот факт, что игра ребенка может стать окном в его эмоциональный и психологический мир. Дети зачастую открыто выражают свой мир через игру, но потенциал этой игры сложен и глубок. Игровой терапевт призван «перевести» игровое поведение таким образом, чтобы не только самому лучше понять психологические потребности ребенка, но и помочь в этом другим. Игра представляет собой уникальный психологический инструмент, позволяющий увидеть мир глазами ребенка. ДЕТСКАЯ ИГРАИспользование игры в консультировании детей - процесс неизбежный, поскольку игра создает естественный мостик от ребенка к психотерапевту. В игровой терапии психотерапевты опираются на конкретный способ поведения, отраженный в игре, а не ограничивают коммуникацию ребенка словами, характерными для символического языка взрослого. Примером того, как дети могут отражать свой внутренний мир в игре, являются приводимые ниже отрывки. ОдриПятилетняя Одри нарисовала две картинки, использовав все имеющиеся на мольберте краски, накладывая одну поверх другой и перемешивая их. Когда терапевт спросила, как она хочет назвать свои рисунки, девочка ответила: «Этот - «Грязная выдумка», а тот ... (подумав, кивнула головой) «Чудесная выдумка»». Рисуя, она все время спрашивала, какую краску ей взять, а когда закончила, призналась: «Я не очень хороший художник... Я не могу его (рисунок) снять. Ты его сними и положи сушить, но не размажь!»
ДжонЧетырехлетний Джон провел первые пятнадцать минут игрового занятия изучал комнату. Он примерил каску пожарника и ковбойскую шляпу («в точности, как у мисс Энн» - его учительницы). Затем немного поиграл с цветными маркерами, с телефонами, с кубиками лего, с кукольным домиком и с глиной, которую он назвал «грязью». Иногда Джон начинал сюсюкать, употребляя фразы вроде: «Я маленький Джон... Ку-ка-ку... Я нет, не делать... паф-паф... Я люблю моего маленького Джона, ку-ка-ку...»
Значение игрыЧто мы как терапевты можем извлечь из игры? Клинические психологи всегда используют игру для диагностики, интерпретации и оценки. Игра - естественный способ коммуникации ребенка (Axline, 1947). Маленькие дети не обладают достаточными языковыми возможностями или когнитивными навыками, чтобы использовать для общения такие абстрактные сущности, как слова (Piaget, 1951). Их слова - игрушки, а игра - символический язык для их самовыражения (Ginnot, 1982). Подобно речи и социальным навыкам, игра вырастает из столкновения ребенка с окружающим миром (Behar, Rappoport, 1983). Мустакас (Moustakas, 1953) описывает игру как выражение внутреннего эмоционального мира ребенка. Согласно Франку (Frank, 1976), даже становясь извращенной, искаженной или заторможенной, игра остается творческой, поскольку в ней дети активно конструируют собственное уникальное жизненное пространство, придавая смысл, форму и значимость ситуациям и по-своему приспосабливаясь к ним. Поскольку игра предлагает нам уникальный психологический инструмент, позволяющий увидеть мир глазами ребенка, попытаемся понять: что нам сказали о себе Одри и Джон? За три месяца до начала игровой терапии отец Одри попал в автомобильную катастрофу, где один человек погиб, а сам он получил тяжелые ранения. Проведя последние три месяца в реанимации, он перенес несколько сложных операций по пересадке кожи. В больницу, находившуюся в 60 милях от дома, Одри не пускали. Ее мать проводила почти все время у постели мужа. Девочка жила с тетушкой и виделась с матерью редко. Одри навестила отца в больнице за два дня до описанного занятия. У него из носа торчала трубка, по которой подавали питание, в вену была введена игла, на шее открыта трахея, лицо и тело были забинтованы, и дышал он с помощью кислородной маски. Во время этого визита врач сказал, что отец должен будет провести в больнице еще шесть недель. В игровой комнате Одри разыграла то, что ей пришлось пережить, а также свое понимание ситуации, свои чувства, установки и желания, связанные с этим опытом. Если бы терапевт попросила девочку описать словами, что значила для нее разлука с отцом и матерью в течение 12 недель, едва ли можно было ожидать, что мы услышим: «Мне одиноко. Иногда мне кажется, что папа умер, и мне страшно». Если бы Одри начали расспрашивать о визите в больницу, она, возможно, и не сумела бы описать свои впечатления. Однако в игре, превратившись в доктора, девочка легко могла объявить человека больным или мертвым, или даже достаточно здоровым и готовым к выписке. Играя, она совершала с другими то же, что происходило с ней. Одри не была больше пассивным участником, она активно придумывала историю и заканчивала ее так, как надеялась и мечтала. Джона направили к игровому терапевту в связи с подозрением в том, что он стал жертвой сексуальных домогательств в детском саду. Мать малыша также сообщала, что он говорил о «гадких людях» и очень боялся «попасть в ловушку». В течение недели, последовавшей за описанным занятием, Джон рассказал матери, что учительница его высмеяла, когда он испачкал штанишки, привязала его голым к стулу и заставила сосать ее грудь, «потому что он маленький». В символической манере Джон разыграл оскорбительную сцену, которую ему довелось пережить, по-своему творчески выразив свои эмоции и собственные представления о жизни. Он воткнул младенцев в «грязь», так же, как его «воткнули» или привязали к стулу в грязных штанишках. Обращение за помощью к «полицейским» и призыв к справедливости: «Не поступай так с моими малышами!» - выражали стремление Джона к безопасности и защищенности. Непосредственное вербальное выражение этого стремления не под силу ребенку его возраста, однако оно легко может быть воплощено в воображаемой игре. Даже акт разрезания «дурацкой грязи» на мелкие кусочки был актом разрушения смятения, которое испытывал мальчик. Больше он не чувствовал себя жертвой. Можно сказать, что в игре он овладел ситуацией и почувствовал себя сильным. ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ НАБЛЮДЕНИЯЭмпирические исследования в области игровой терапии сравнительно немногочисленны отчасти из-за отсутствия объективного инструмента для оценки поведения (James, 1977). Поскольку детская игра чрезвычайно изменчива и напрямую зависит от сиюминутной ситуации, использование инструментария для наблюдения за игровым поведением может дать дополнительную информацию для понимания поведения ребенка в игровой терапии, предоставив, таким образом, терапевту возможность быть более чутким к высказываниям ребенка о самом себе и о собственном мире и точнее реагировать на них. Игровая терапия как способ наблюдения (PTOI), разработанный Хоу и Сильверном (Howe, Silvern, 1981) и адаптированный Перри (Perry, 1988–1989), представляет собой шкалу оценок типов поведения в игровой терапии, которая дает терапевтам полезный и легкий в употреблении инструмент для кодирования поведения в игровой комнате. Хоу и Сильверн (Howe, Silvern, 1981) вначале построили шкалу оценок из 31 пункта на основе тщательного анализа литературы, где они выделили типы поведения, описанные в качестве индикаторов важных клинических концепций. Результаты анализа Хоу и Сильверна показали, что 13 из 31 типа поведения дают совпадающие результаты с вероятностью 80% (или лучшей), при этом внутригрупповая корреляция составляет не менее 0,48 - на материале 12-минутных игровых сегментов. В результате этих подсчетов были также сформированы три теоретически значимые субшкалы, которые соответствуют размерностям игрового поведения, описанного основными шкалами игровой терапии как существенного для психодиагностики, терапевтического процесса и его результатов. Субшкалы PTOI - это социальная неадекватность, эмоциональный дискомфорт и использование фантазии. В таблице 11.1 представлены типы поведения, включенные в каждую из субшкал PTOI. Кроме того, была выделена субшкала неприспособленности; она содержит все поведенческие типы, включенные в субшкалу «социальная неадекватность», и все типы субшкалы «эмоциональный дискомфорт», за исключением одного («говорит о беспокойстве и тревожащих событиях»). Поскольку субшкала неприспособленности перекрывает две другие шкалы, в этой главе она опущена. Читателю будет полезно просмотреть перечень оценок PTOI, приведенный в Приложении в конце этой главы. Помещенные там структуры помогут интерпретировать и обобщить содержание субшкал PTOI, описанных и проиллюстрированных в следующем разделе. Номер в скобках после каждого типа поведения соответствует номеру этого типа в перечне оценок PTOI. ТАБЛИЦА 11.1. Поведенческие типы по избранным субшкалам PTOIСубшкала «социальная неадекватность»
Субшкала «эмоциональный дискомфорт»
Субшкала «использование фантазии»
Примечание. Цифры в скобках после каждого типа поведения относятся к номеру этого типа в перечне оценок PTOI. Субшкала «социальная неадекватность»Использование бессвязного или странного содержания (1). Этот параметр определяет способность ребенка выразить себя понятным образом или концептуализировать мир так, что он не покажется непостижимо отвратительным и странным. Доступная игра будет построена из последовательности мыслей, легко поддающихся пониманию. Прерывистые психотические цепочки мыслей оцениваются как бессвязные или странные. Ребенок делает вид, что поедает фекалии или голову своего новорожденного брата, при взгляде на лицо куклы кричит, утверждая, что ее глаза - это глаза монстра, высасывающего сердце ребенка - таковы примеры странной игры. Характерным моментом странного поведения является то, что такая игра случается нечасто; она показалась бы гротескной и патологической, если бы возникла в фантазиях взрослого. Ниже приведены примеры типов поведения в игровой терапии, характерные для этого параметра. Лон разыгрывает историю мальчика, который встречает ведьму, готовую выполнить его желания. Он пожелал, чтобы муравьи перестали грызть его сердце и кишки и прекратили бегать по голове. Льюис стал играть со школьным автобусом, приговаривая: «Поезжайте в школу, дети. Уезжайте. Не останавливайтесь. Острые когти, глазные яблоки, перестаньте кусаться. Это что такое? Пусть они умрут. Вперед. Стоп». Терапевт исключен из игры (2). Этот параметр измеряет нежелание ребенка взаимодействовать с терапевтом. Такой отказ от социального взаимодействия препятствует социальному росту ребенка, приобретению социальных навыков и пониманию другого человека. Примеры исключения терапевта: ребенок прячется за этюдник, молча глядит в окно или играет таким образом, чтобы терапевт не видел игру. Другим примером может быть уединенная игра или отказ от какой бы то ни было игры. Отражающие реплики терапевта не могут считаться включением его в игровую деятельность. Действия, включающие терапевта в игру, предполагают поручение ему определенной роли, приглашение посмотреть представление кукольного театра, непосредственное участие в игре или обмен репликами. Комментарии ребенка, описывающие его действия в игровой комнате, или стремление поделиться с терапевтом какими-то переживаниями, мыслями или заботами также могут служить примерами включения терапевта в игровую деятельность. Ниже приведены случаи игровой терапии, иллюстрирующие этот параметр. Райан берет солдатиков и армейскую технику в песочницу и говорит терапевту: «Возьми этих солдат и машинки и выстрой себе лагерь с этой стороны». Джейн ходит по комнате, собирая игрушки и комментируя: «У меня такая есть дома... У Линн есть такая... Я знаю, как с этим обращаться... Я сейчас нарисую радугу». Джейкоб сидит на полу, спиной к терапевту, расставляя солдатиков для военных действий и никак не отвечает на комментарии терапевта. Райан и Джейн, в отличие от Джейкоба, включили терапевта в игру. Замечания терапевта встречаются в штыки или пропускаются мимо ушей (3). Этот параметр касается выражения детьми враждебности по отношению к терапевту в качестве защиты против вмешательства в свои чувства и конфликты. Вербальное неприятие заключается в отрицании правильности отражения, данного терапевтом, в требовании, чтобы терапевт «заткнулся», или в стремлении заглушить речь терапевта воплями и барабанным боем. Игнорирование отражающих реплик или интерпретаций терапевта не оценивается как отвержение, кроме тех случаев, когда детям задают вопросы или предлагают альтернативные способы отреагирования (например, стрелять дротиками в Бобо или другую цель вместо того, чтобы стрелять в терапевта). Поведенческое отвержение проявляется в попытках ударить терапевта или бросить в него чем-нибудь, или учинить беспорядок, когда терапевт объявляет, что время истекло и ребенок должен покинуть комнату. Ниже приведены примеры, иллюстрирующие этот тип поведения. Джейк направился к Бобо с молотком и гвоздем в руках. Терапевт сказал: «Тебе хотелось бы вбить гвоздь в Бобо, но он не для того, чтобы забивать в него гвозди. Гвозди забивают в полено». Джейк закричал: «Заткнись ты, сукин сын!» И заткнул уши руками. Джереми кричал, визжал и бил терапевта, когда она старалась удержать его в игровой комнате. Он бегал по комнате, швырял в нее игрушки и размашистыми движениями опустошал полки. Степень неуклюжести (12). Этот параметр оценивает напряженность движений. Общая ограниченность движений ребенка и общий уровень его ригидности во время занятия являются ключевыми факторами, на которые следует обратить внимание. Ниже приведены примеры такого типа поведения. Лори провела десять минут, стоя посреди комнаты, медленно поворачиваясь вокруг. Ее глаза скользили по комнате и по игрушкам, но ни на чем не задерживались. Лэйн стоял возле терапевта и быстро говорил, но при этом стоял очень неподвижно и прямо. Даже когда Лэйн вошел в игровую комнату, его тело было напряжено и чувствовалось, что он контролирует свои движения. Субшкала «эмоциональный дискомфорт»Качество и интенсивность аффекта - настроения (4). Эта шкала оценивает общий эмоциональный темперамент ребенка во время определенного сегмента игры. В данном случае определяются не типы эмоционального конфликта, наблюдаемые в игре или речи, но скорее аффект ребенка, выражаемый и переживаемый в процессе разыгрывания игрового сюжета. Например, ребенок не может проработать чувство сильного гнева по отношению к брату или сестре, но, пытаясь сделать это, приходит в приподнятое состояние духа. Чувство подавленности следует рассматривать как неприятное; сюда относятся тревожность, страх, гнев, фрустрация, печаль. Дети, у которых наблюдается плоский аффект - т. е. дети, не проявляющие чувств,- получают по этому параметру самый высокий бал. Ниже приведены примеры такого типа поведения. Джо подобрала куклу, изображающую младенца, одела ее, накормила и принялась бранить, потому что та не сидела смирно, а все время плакала. Джо ругала куклу: «Ты плохая! Я тебя сейчас отшлепаю, противная девчонка!» Затем, действительно, отшлепала ее. Джо широко улыбалась и смеялась - видно было, что ей нравится наказывать малышку. (Следует отметить, что девочка испытывает позитивный аффект, разыгрывая сюжет, содержащий конфликт.) Уэйн разыгрывал сценку, как кукла, изображающая отца, раскидывает мебель по кукольному домику, а затем одну за другой бьет всех остальных кукол. При этом ребенок не выражал никаких эмоций. Это плоский аффект. Агрессия по отношению к терапевту (5). Этот параметр определяет использование ребенком агрессии в качестве защиты от тесного контакта с другим человеком, проработки пугающих порывов и желаний, а также чувства фрустрации. Выражение агрессии может принимать форму фантазийной игры, как, например, в том случае, когда терапевт становится «мерзавцем» и его «убивает насмерть» из ковбойского ружья кукла-марионетка. Агрессивное поведение распределяется по уровням высокой или низкой агрессии. Вербальная враждебность или нарушение ограничений, установленных в игровой комнате (например, ребенок рассыпает песок по полу) - это примеры агрессии низкого уровня. Открытая враждебность - физическая атака на терапевта - классифицируется как агрессия высокого уровня. В этом пункте рассматривается агрессия ребенка, направленная на терапевта, а не общий уровень агрессии. Ниже приведены примеры такого типа поведения. Дани не хотел оставаться в игровой комнате. Он кричал, визжал, обзывал игрового терапевта и бросил в нее горшок с плиты. Мальчик бил ее ногами и укусил за руку, когда она пыталась не дать ему уйти. (В этом примере крики, визг и проклятия ребенка следует оценивать как агрессию низкого уровня. Физическое нападение на терапевта должно быть определено как агрессия высокого уровня.) Джейн подобрала автомат, нацелила его на терапевта и несколько раз нажала на спусковой крючок. Потом она взяла ружье с дротиками и выстрелила в терапевта дротиком. Терапевт сказала: «В меня не стреляют. Я знаю, что тебе действительно хотелось бы застрелить меня, но в меня нельзя стрелять дротиками. Ты можешь стрелять в меня из автомата или вообразить, что Бобо - это я, и застрелить меня так». Джейн ухмыльнулась, зарядила ружье дротиком, прицелилась в терапевта и снова выстрелила. (Стрельба в терапевта из автомата рассматривается как символическое выражение агрессии. Высокий уровень выражения агрессии возник, когда Джейн, нарушив ограничения, принятые в игровой комнате, выстрелила в терапевта дротиком во второй раз.) Частота отражения конфликта в поведении (10). Этот параметр поведения позволяет судить о том, насколько ребенок может и хочет сообщить о своих установках и чувствах по отношению к существующим у него проблемам, используя для этого речь и игровое поведение, и насколько эта деятельность управляется внутренними конфликтами. Наличие данного параметра в игре позволяет терапевту понять некоторые темы или конфликты ребенка. Такие темы могут скрываться в символической или подлинной природе игровых сюжетов, а также в разговорах и эмоциях фантазийного характера. Еще пример: ребенок сообщает о конфликтных переживаниях, связанных с реальными событиями. Ритуалы в игре и стереотипные высказывания не считаются примером такого поведения. Речь и игра, более характерные для личности ребенка и выражающие сильные неприятные чувства, рассматриваются как выражение конфликта. Ниже приведены примеры такого типа поведения. Ян придумал рассказ, в котором мать все время работает, руководя штатом сотрудников. Отец всегда занят в офисе, он постоянно обещает прийти домой и помочь по хозяйству, но никогда не держит слова. Мама сердится на отца и, в конце концов, говорит: «Я не верю ни слову из того, что ты говоришь, Герберт Эвартс. Ты никогда не держишь слова. Я больше не могу на тебя положиться». Дженни рассказала терапевту о Джонни, с которым она дружила в школе. Она призналась: «Он такой сексуальный и ему нравится смотреть на мои «укромные уголки», но я не могу рассказать маме, потому что ты знаешь, что она сделает. Она и впрямь с ума сойдет». Фрагментарность игры (частота и степень) (11). Этот параметр помогает определить, насколько дети способны использовать воображение, а также игру, отражающую действительность, для того, чтобы защититься от нарушений, вызванных тревожностью и проникающих в содержание игры. Эриксон определял фрагментарность игры как «внезапную и полную диффузную неспособность к игре» (Erikson, 1963, р. 223). Он полагал, что фрагментарность возникает, когда тема игры становится для ребенка слишком болезненной. Дети, словно переключаются с микросферы (игрового мира, поглощающего их), на мир, который они делят с другими, на макросферу. Тревожность, сопровождающая этот скачок, приводит к прекращению игры, и это ключевой фактор, позволяющий распознать возникновение фрагментарности в игре. Следует обращать внимание на те временные точки, когда ребенок интенсивно играет и внезапно останавливается в момент, представляющийся для него угрожающим. Выражение лица, на котором отразились страх или отчаянье, окаменевшее тело, взгляд, устремленный в пространство, внезапный интерес к реальным аспектам обстановки и предметам, не имеющим отношения к игре, и просьба выйти из комнаты - вот типы поведения, которые могут указывать на фрагментарность игры. Ниже приведены примеры такого типа поведения. Матти разыгрывает сцену в доме, полном спящих людей. Она просовывает голову игрушечного тигра и игрушечного слона в окно домика и изображает, как они рычат. Потом Матти изображает, как кукла-девочка выпрыгивает из дома и падает на грузовики, которые едут по комнате. Внезапно Матти подходит к мольберту и рисует радугу. Пятнадцатью минутами позже она возвращается к кукольному домику с куклой, спасающей животных, которых хотят убить люди, живущие в доме. Мэк провел две минуты, пытаясь приспособить зонт над лестницей из кубиков, которую он построил. Постепенно мальчик становился все более встревоженным и чувствовал себя все более неловко. Внезапно он подпрыгнул и сказал: «Мне нужно в туалет». Говорит о беспокойстве и тревожащих событиях (13). Этот параметр определяет частоту, с которой ребенок говорит о негативных чувствах и бедах от первого лица, не прячась в воображении. Ребенок должен использовать личные местоимения, такие, как «я», «мой папа», «моя сестра», «мой учитель» и т.д. Ниже приведены примеры такого типа поведения. Джо пытается открыть банку с краской, ей это не удается, и она говорит: «Я не могу открыть эту банку. Я не знаю, как это сделать». Дженнифер рассказывает, как она ходила на пляж со своим классом и как они несколько часов собирали ракушки и гуляли по пляжу. Потом очень тихо добавляет: «Все они (одноклассники) смеялись надо мной, потому что я не могла их догнать. На самом деле меня никто не любит. Ну и хорошо. Я их тоже не люблю». Субшкала «использование фантазии»Время, затраченное на фантазийную игру в сравнении с реальной игрой (6). Для фантазийной игры характерно притворство, драматическое воплощение событий. В такой игре дети создают историю либо изображая кого-то из героев, либо используя кукол или другие игрушки для символического воплощения героев или бутафорских предметов на сцене. Иногда дети могут даже воплощать в придуманных ими историях какие-то характеристики самих себя или значимых взрослых. Часто темой фантазии становится символика конфликтов, переживаемых детьми в реальной жизни. Выдуманная игра дает детям возможность защититься от прямого признания конфликтов, чувств, установок и импульсов, которые могут быть слишком пугающими, чтобы выразить их непосредственно. Реальная игра - это рассказ о том, что пережито, игра в кегли, выстрелы в цель из ружья с дротиками. Например, считается, что дети погружены в фантазию, если во время игры в кегли они ведут счет для себя и для терапевта, а потом награждают победителя кубком. Если ребенок носится с самолетом по комнате и издает при этом соответствующие звуки, ему будет засчитана фантазийная игра. Ниже приведены примеры такого типа поведения. Эмили играла в песочнице, медленно процеживая песок через сито в ведерко. Потом она наполнила баночки для круп песком и бутылочку из-под сиропа водой, и сделала «секретный рецепт». (Первая часть игры засчитывается как реальная игра, а последняя - как фантазия.) Аллан взял марионеток, изображающих дракона и чудовище, и заставил их пожать друг другу руки, поклониться друг другу, а затем изобразил, что они сражаются до тех пор, пока чудовище не убило дракона. Хотя игра не сопровождалась вербализацией, работа воображения была очевидной и в игре присутствовала фантазия. Время, затраченное на игру сконцентрированную на действующих лицах, а не на предметах (7). Этот параметр помогает определить, насколько выбранная детьми деятельность облегчает работу над межличностными и семейными проблемами или позволяет этого избежать. Примерами игры, сконцентрированной на вещах, будет бросание мяча, рисование картины, на которой отсутствуют люди или животные, строительство многоэтажного дома, или обустройство кукольного домика без использования кукол, животных или марионеток. Поведение, сконцентрированное на действующих лицах, - это разговоры о семье или личном опыте, игра с куклами или животными, самостоятельная или совместная ролевая игра с терапевтом. Ниже приведены примеры такого типа поведения. Билл провел десять минут, очень тщательно выстраивая и перестраивая в песочнице армейские машинки в два военных лагеря. Он не ввел в сцену никаких солдат, ни одна машина не производила какого-либо действия или звука. Поведение Билла было целиком сконцентрировано на неодушевленных объектах. Он не выказал ни малейших признаков чувств в какой бы то ни было межличностной ситуации. Зелла расставила мебель в кукольном домике, как будто она была грузчиком. Взяв кукольную семейку, она разыграла историю переезда в новый дом. В противоположность поведению Билла игра Зеллы дала терапевту возможность увидеть реакцию ее семьи на переезд в новый дом и представить, как бы она себя вела, если бы занималась перевозкой мебели. Количество вариаций воображаемых историй и сцен (8). Этот параметр измеряет степень использования ребенком воображения в работе над разнообразными аспектами проблемы. История, как правило, представляет собой драматизированный рассказ о двух или нескольких событиях с участием одного или нескольких героев. Сцена - это драматическое отражение события или какого-то обстоятельства. Две сцены составляют часть одной и той же истории, если в них действует один и тот же герой или один эпизод является продолжением другого. Истории считаются самостоятельными, если они имеют разные сюжеты и разных героев. Ниже приведены примеры такого типа поведения. Ванда изображает, как семья переезжает в новый дом, дети записываются в новую школу, папа и мама идут на работу и оставляют детишек дома предоставленными самим себе. Это представление будет засчитано как одна история с тремя сценами. Терри разыгрывала историю о том, как мама заботится о младенце, а папа идет в магазин за продуктами. Потом Терри стала Золушкой и должна была чистить и готовить для злой мачехи-ведьмы и сводных сестер. Такое представление рассматривается как две разные истории. Число качественно различных воображаемых ролей (9). Этот параметр позволяет судить, насколько дети умеют видеть свои конфликты с разных точек зрения, а также отражает их желание и способность идентифицироваться с различными позициями и установками. Разыгрывание ролей - это драматическое воплощение при помощи физических или вербальных средств, а в случае использования игрушек - путем символического отображения. Роль может быть как достаточно широкой: например, агрессор, преступник или жертва, - так и более узкой: сестра или учительница. Считается, что ребенок исполняет две роли, если он отображает две различные установки, например, динозавр и малыш, которого тот убивает. Если же ребенок притворяется динозавром, тигром и чудовищем, считается, что он исполняет одну роль - роль агрессора. Ниже приведены примеры такого типа поведения. Адам помещает четырех «страшных чудовищ»: змею, паука, динозавра и волка - в песочницу. Он берет армейский бомбардировщик, ковбойский пистолет, нож, автомат и веревку и убивает каждое из чудовищ разным способом. Адам изображает моряка, шерифа, Рэмбо, полицейского и солдата, играя одну роль - роль агрессора. Давид усадил кукол, изображающих маму, папу, брата и младенца в машину и разыграл сцену пикника на берегу озера. По мере развития сюжета он говорил на разные голоса за каждого члена семьи. Следует считать, что Давид изображал четырех персонажей. Использование PTOIPTOI предназначен для оценки двенадцатиминутных сегментов видеозаписи занятия по игровой терапии. Хотя сравнительного исследования инструмента в экспериментальных условиях и в прямом наблюдении занятия не проводилось, такое использование является логическим шагом в разработке этой шкалы. Эксперт просматривал двенадцатиминутный сегмент и выбирал дескриптивное число, наилучшим образом представляющее частоту и/или интенсивность типа игрового поведения ребенка для каждого параметра субшкалы (см. шкалу в приложении, в конце этой главы). Авторы данной главы обнаружили, что в процессе просматривания сегмента в некоторых случаях нужен секундомер, чтобы замерять время, затраченное на те или иные типы поведения (такие, например, как 1, 2, 6, 7 и 10). А иногда необходимы специальные пометки, позволяющие регистрировать их частоту (в случае с параметрами 3, 5, 6, 8, 9, 11 и 13). Ниже приводится описание и словесный протокол двенадцатиминутного сегмента первого занятия по игровой терапии с семилетней девочкой, у которой плохо шли дела в школе, отношения со сверстниками складывались неудовлетворительно, а обстановка в семье была сложной. Буквой «Р» мы обозначаем ребенка, а буквой «Т» - терапевта. Протокол описывает первые 12 минут занятия. Описание случая.Р. идет к плите и водит по ней рукой. Разговаривая с Т., Р. говорит тихо, и в процессе разговора руки ее непрерывно двигаются. Она тайком поглядывает по сторонам и часто проверяет реакцию Т. на ее слова.
ОЦЕНКА PTOI В ОПИСАННОМ СЛУЧАЕPTOI требует, чтобы эксперт наблюдал за игрой ребенка; поэтому оценка игрового сегмента на основании только вербального отчета содержит некоторые ограничения, ведь игра включает и определенные способы поведения. Цифровые значения, представляющие выбранную реакцию на каждый тип поведения и сопутствующие им объяснения, обосновывающие этот выбор, описываются ниже (см. шкалу PTOI в приложении к этой главе).
Числовые значения, предшествующие дескриптору, который наилучшим образом описывает каждый элемент поведения, отвечающий определенной субшкале PTOI, суммируются и образуют балл этой субшкалы. Хоу и Сильверн (Howe, Silvern, 1981) предложили также объединить все элементы эмоциональной субшкалы и субшкалы социальной неадекватности (в последней не принимался в расчет тринадцатый элемент - «негативные высказывания о самом себе») и создать новую единую шкалу - шкалу неприспособленности. В таблице 11.2 содержатся предварительные баллы для каждого элемента поведения, взвешенные баллы для каждого элемента поведения, сумма предварительных баллов для каждой субшкалы и возможный диапазон баллов для каждой субшкалы. Стандартные значения и нормы не были получены, поскольку ИНИТ использовался всего в нескольких исследованиях. Тем не менее в результате изучения различных видов детской игры исследователи получили обширную информацию, позволяющую провести диагностику, спланировать терапевтический процесс и прогнозировать его результаты. ТАБЛИЦА 11.2. Экспертная оценка субшкал PTOI в игровом поведении ребенка
Балл на субшкале социальной неадекватности указывает на то, что девочка часто использует социальное взаимодействие, чтобы приспособиться к определенной жизненной ситуации. Она казалась уступчивой, искала поддержки у терапевта; однако ее тело было напряжено, и это свидетельствовало о том, что девочка испытывает дискомфорт. Она, вероятно, будет позитивно реагировать на атмосферу игрового занятия, на теплое отношение терапевта, принимающего ее при любых обстоятельствах. Следует отметить, что зачастую в игре покорных, зависимых детей возникает конфликтная ситуация. Чувство зависимости нередко сопровождается чувством гнева, так же как ощущение неадекватности разжигает огонь неуверенности и сомнения в собственных силах, который тлеет под слоем видимого стремления к сотрудничеству. Оценка на субшкале эмоционального дискомфорта отражает степень желания девочки замаскировать свои эмоции, поэтому она почти не проявляет чувств даже в разговоре о том, что ее беспокоит и что она пережила. Кажется, что ее эмоциональная и когнитивная сферы существуют раздельно. Настроение не согласуется со словами, за исключением тех случаев, когда она уходит в мир воображения. Герои ее фантазий выказывают широкий спектр эмоций: удивление, шок, счастье, стремление к подвигу, удовольствие, печаль и гнев. Оценка за использование фантазийной субшкалы близка к наивысшей и свидетельствует о том, что фантазия является средством, помогающим девочке проработать свои представления о жизни и чувства по отношению к самой себе и к окружающему миру. Вполне естественно, что на игровых занятиях она большую часть времени уделяет игре воображения; особенно часто возникают сцены, в которых возникает конфликт и сопровождающие его негативные эмоции. В фантазийной игре девочка может выразить то, к чему обращаться в реальной жизни опасно. ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИРезультаты исследований подтверждают целесообразность использования PTOI в качестве способа определения эмоционального благополучия ребенка. Пери (Perry, 1989) верно идентифицировала степень приспособленности 23 из 30 детей, когда баллы субшкалы замерялись каждые 12 минут, а также в течение всех 36 минут первой встречи. Проведенный ею анализ показал, что эти две группы детей отличались именно по показателям типов игрового поведения на шкале эмоционального дискомфорта. В игре неприспособленных детей появлялось значительно больше дисфорических чувств, конфликтных тем, перерывов в игре и негативных высказываний в свой адрес, чем в игре хорошо адаптированных детей. При дальнейшем анализе (неопубликованные данные) различных отрезков игры оказалось, что 90% всех детей (27 из 30) были идентифицированы правильно, когда семь поведенческих параметров были оценены и подвергнуты дискриминантному функциональному анализу. Плохо приспособленные дети чаще находились в подавленном состоянии и сопротивлялись вмешательству терапевта, они проводили больше времени в воображаемом мире, чем в реальном, предпочитая играть с воображаемыми героями, а не с предметами, разыгрывали больше сюжетных историй, часто прерывали игру и отзывались негативно о самих себе и о собственных переживаниях. С другой стороны, в исследованиях Хоу (Howe, 1980–1981) психопатология в поведении обнаружилась в течение первых 12 минут. Об агрессивности детей свидетельствовало их поведение по отношению к терапевту, частые перерывы и конфликты в игре, негативные высказывания о самом себе и уход в мир фантазий. В игре замкнутых мальчиков было много странного, они отвергали вмешательство терапевта, сюжеты их игры были мрачными или печальными. У хорошо адаптированных детей уровень эмоционального дискомфорта, социальной неадекватности и игры воображения был ниже. Игра замкнутых девочек в течение первых 12 минут не особенно отличалась от игры их хорошо адаптированных сверстниц; не наблюдалось существенных различий и в течение второго 12-минутного сегмента; патологическое поведение возникало лишь на заключительном этапе. У всех детей с нарушениями уровень социальной неадекватности оказался выше, чем у хорошо адаптированных, а содержание их игры - более печальным. Исследование Хоу дает основания предполагать, что проблема дифференциальной диагностики замкнутых и агрессивных детей поддается решению. Дальнейшие исследования могут привести к тому, что поведение детей в игровой терапии позволит провести более точную диагностику в соответствии с DSM-IV (Диагностический и статистический указатель психических расстройств). Результаты этих исследований обнадеживают. Тем не менее использование PTOI описано всего лишь в двух публикациях, а для разработки норм необходимы более тщательные исследования. Нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор, который может повлиять - и часто влияет - на поведение ребенка в игровой комнате. Для диагностики детского поведения необходимо установить и возрастные нормы, поскольку игра подвержена влиянию факторов развития, таких, как возраст и интеллектуальная зрелость ребенка. Существенными могут оказаться различия в игровом поведении мальчиков и девочек. Следует более внимательно изучить связь игрового поведения с социально-экономическим статусом и культурным контекстом, в котором воспитывается ребенок. Перри (Perry, 1988–1989) обнаружила, что у детей, чьи родители заняты на квалифицированной работе, уровень фантазийной игры был ниже, а уровень социальной неадекватности выше, чем у детей, чьи родители заняты неквалифицированным трудом. Характеристики терапевта: возраст, пол, культурный контекст, социально-экономический статус, уровень подготовки и приверженность к тому или иному теоретическому направлению - также могут влиять на игровое поведение ребенка и должны быть исследованы более тщательно. Роль терапевта и физические параметры игровой комнаты - переменные, оказывающие влияние на детскую игру, которые тоже требуют стандартизации. По мере разработки PTOI и его использования в первой диагностической беседе консультант принимает на себя терапевтическую роль. как она описана у Экслайн (1947) и Мустакаса (1953), используя только отражающие и отслеживающие реплики и следуя процедуре установления ограничений, описанной Бикслером (Bixler, 1982). Эти соображения минимизируют вмешательство в игру ребенка и позволяют детям высказаться, не испытывая психодинамического влияния со стороны взрослого. Хотя физические характеристики игровой комнаты могут варьироваться, она должна быть снабжена игрушками, рекомендованными Лэндретом (Landreth, 1991). ПРИЛОЖЕНИЕПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОК ИЗБРАННЫХ ШКАЛ PTOI ХОУ И СИЛЬВЕРНА
5.Частота проявлений агрессии по отношению к терапевту и ее интенсивность
6. Частота флуктуаций между игрой воображения и реальностью
7. Время, затраченное на игру, сконцентрированную на персонажах, а не на предметах
8. Количество и вариации сцен из сочиняемых историй
9. Количество ролей, с которыми ребенок идентифицируется во время символической игры
10. Как часто игровое поведение выражает конфликт
11. Частота и степень прекращения игры
12. Напряженность в мелкой и крупной моторике
Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|