Авторы:
- Кирсутина Людмила Валерьевна
- Дегтярева Марина Васильевна
МБ ДОУ ДС № 38 «Колобок», г. Туапсе Комбинированная группа «Радуга»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Цель проекта: Воспитание у детей любви к малой Родине, чувства исторической преемственности поколений. Развитие чувства гордости за подвиг нашего народа в ВОВ через активную познавательную деятельность, на основе имеющихся представлений.
Пропаганда героизма и мужества защитников Туапсинского района, раскрытия огромного вклада в Победу в ВОВ, пропаганда важности сохранения мира.
Создание в группе и на открытых игровых площадках предметно – развивающей среды, отображающую славную боевую историю действий героических защитников Туапсинского района в годы ВОВ.
Реализация проекта планируется осуществляться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях: познавательное развитие, физическое развитие художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с героическим подвигом защитников Туапсе.
- Создавать условия для совместной с родителями исследовательско -поисковой деятельности.
- Обогащать, расширять представления о событиях времен ВОВ, используя экскурсионные маршруты к памятникам ВОВ, местам боевой славы.
- Обогащать и развивать словарный запас детей.
- Формировать представления о художественной литературе, музыкальных произведениях, песенного творчества военных лет
- Прививать чувства уважения к обелискам, памятникам воинам, павших за Родину, памятным местам на своей малой родине.
- Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, знать героев своих семей, принимавшим участие в сражениях за Родину.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели группы.
Актуальность темы:
В 2020 году наша страна празднует 75 годовщину Победы советского народа в ВОВ 1941 -1945 г.г. Чем дальше от нас те страшные военные годы, тем сложнее передать из уст в уста всю правду о войне. Герои уходят из жизни, но память о них должна оставаться в сердцах следующих поколений. Поэтому необходимо продолжать работу, которая дает нам возможность проникнуться тем временем, переживаниями и впечатлениями. Профессионально донести до воспитанников суть происходившего во времена ВОВ и затронуть струны гордости, сострадания, почитания в маленькой душе.
Проблема. У детей дошкольного возраста не достаточно сформированы знания и представления о ВОВ (героях, городах-героях, значимых событиях, военной технике, литературных произведений о ВОВ, причинах возникновения праздника, способах увековечивания памяти жертвам и участникам ВОВ). Родители эпизодически, очень редко обсуждают с детьми события военных лет 1941 – 1945г. г.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, патриотизм, любовь к Отечеству, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. В преддверии празднования 75-летия Победы на фоне общего подъема патриотизма в стране воспитание нравственно-патриотические чувства и уважение к истории страны на наш взгляд представляется наиболее своевременным. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания. Реализация этого позволит задействовать различные виды детской деятельности.
Проблемная ситуация.
В группу пришел новый мальчик, Руслан Кучеренко, который живет в Вельяминовском поселении Туапсинского района, в селе Мессажай. В ходе знакомства с ребенком и родителями выяснилось, что в селе есть памятник воинам, погибшим в ВОВ. Мы заинтересовались этой информацией, обратились в совет ветеранов, закипела работа. Нашим воспитанникам захотелось тоже узнать о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Так начался наш долгосрочный проект.
Методы проектной деятельности:
- познавательно-игровые занятия
- целевые прогулки к памятнику «Неизвестному солдату», «Зенитке»»
- участие в городских мероприятиях, конкурсах
- встречи и беседы с ветеранами
- экскурсии в музей (музей боевой славы г. Туапсе, Краеведческий музей им. Полетаева)
- тесная взаимосвязь с родителями (тематические родительские собрания, совместные праздники, трудовой десант, конкурсы, экскурсии)
- посещение на дому ветеранов
- организованная деятельность родителей и детей по уходу за памятниками воинам, погибших в годы ВОВ (Вельяминовское поселение, с. Мессажай)
- Создание в группе музея «Награды моего деда»
Срок реализации проекта: долгосрочный
Методические приемы:
- принцип «актуальных знаний» (выбор информации, более актуальной для детей данного возраста)
- поэтапность и преемственность педагогического процесса
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту
- творческий подход к решению задач проекта
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности и посильной самостоятельности.
Предполагаемый результат:
Задумывая наш проект, мы хотели добиться:
- Повышения интереса к истории малой родины, связанные с событиями ВОВ.
- Сформированности преемственности поколений в семьях воспитанников
- Воспитания чувства национальной гордости за героев родного края, воевавших в ВОВ.
- Обогащения социального опыта дошкольников, расширения кругозора.
- Сплотить родителей и детей и воспитателей в результате объединения усилий общим в работе над проектом.
- Профессионально донести суть происходившего во времена ВОВ и затронуть струны гордости, сострадания, почитания в маленькой душе.
Основные направления реализации проекта:
- Познавательное развитие.
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
Подобраны книги, слайды, наглядный материал по ВОВ.
Центры активности оформлены по теме ВОВ.
Приобретены настольно-печатные игры.
Создан мини-музей из предметы быта времен войны, наград и военной атрибутики..
Предварительная работа:
Подбор иллюстративного материала по теме ВОВ;
Сбор материала для создания мини-музея в группе;
Создание фонотеки «Мотивы Великой Победы;
Оформление фото-альбомов в семьях воспитанников «Военный путь моего деда»;
Разработка маршрутов к местам боевой славы Туапсе и Туапсинского района
Участие в создании книжной выставки «Слава воинам -победителям»;
Изготовление поделок для благотворительной ярмарки.
Участие в акциях, проводимых к 75- летию Победы;
Работа над проектом
Знакомство детей с событиями ВОВ через художественные произведения о войне: А.Гайдар «Война и дети», Л.Кассиль «Главное войско», А Митяева «Землянка», С.Алексеев «Брестская крепость», Я.Длуголенский «Что могут солдаты», О.Высоцкая «Мой брат уехал на границу», У.Бражина «Шинель», Черкашин «Кукла», Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».
Разучивание стихов Ким Селихов, Ю.Дерюгин «На Красной Площади парад», Соболев Л «Батальон четверых», С.Михалков «День Победы»,
рассматривание репродукций картин: А.И. Лактионова «Письмо с фронта», А. Дейнека «Оборона Севастополя. 1942» К. Антонов. «Победители». В. Мочальский. «Победа». Берлин 1945 года. 1947, А. Лопухов. «Победа»
прослушивание песен военных лет, военных маршей, 7 симфония Д. Шостаковича.
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Госпиталь», «Почта», «Разведчики», «Летчики»
Подвижные игры и соревнования: «Весенняя Зарничка», «Меткие снайперы», «Помоги товарищу», «Разведчики на учении» и др
Спортивные развлечения «Хочу быть похожим на папу». Торжественные мероприятия к 75-ти летию Великой Победы.
Продукты проекта:
Создан музей боевой славы «Награды моего прадеда».
Художественная выставка детских работ «Должны смеяться дети и в мирном мире жить!»
Концерт для ветерана ВОВ Иванова Алексея Николаевича.
Собрана фонотека с записями популярных песен военных лет.
Создана видеотека «Не стареют ветераны».
«Книга ПАМЯТИ», в которую вошли официальные документы, фото хроники из жизни военных будней, биографии участников ВОВ, их личные документы, награды. А так же изображение памятников, мемориальных комплексов.
СЕНТЯБРЬ
Просмотр презентации о ВОВ «Они сражались за Туапсе»
Выставка рисунков родителей и детей «Не забудем их подвиг великий».
Музыкальная гостиная «Песни, с которыми мы победили»
ОКТЯБРЬ
Создание музея «Боевые награды Деда».
Просмотр презентации «Дети и женщины Туапсе в годы ВОВ».
Беседа «Подвиг жив, пока жива память о нем».
НОЯБРЬ
Беседа «И этих дней не смолкнет слава. Мы о войне стихами говорим».
Организованная экскурсия в Туапсинский район в Вельяминовское поселение к ветеранам. Знакомство с ними. Посещение мест боевой славы, памятника «Неизвестному солдату».
Изготовление поделок для ярмарки.
ДЕКАБРЬ
Экскурсия выходного дня в музей боевой славы г. Туапсе.
«Расскажите коллегам и друзьям» — создание семейных альбомов о военных годах их родственников.
Создание книги Памяти.
ЯНВАРЬ
Родительское собрание «Мы правнуки Победы»
ФЕВРАЛЬ
Спортивно-музыкальный досуг, посвященный Дню защитника Отечества.
Презентация «Военная техника»
Беседа «Служу России».
МАРТ
Военно- патриотическая игра «Весенняя Зарничка».
Экскурсия выходного дня в библиотеку им. Гайдара на выставку «В книжной памяти мгновения войны»
Беседа «Спасибо за мир».
АПРЕЛЬ
«Не забудем их подвиг ВЕЛИКИЙ» — выставка детский работ (проводилась он-лайн).
Участие во всероссийских акциях к 75 –летию Великой Победы.
Субботник совместно с родителями и детьми: облагораживание памятника воинам ВОВ в Вельяминовском поселении, с.Мессажай. Посадка саженцев сирени.
МАЙ
Изготовление подарков для ветеранов, посещение их на дому.
Парад для ветерана Иванова Алексея Николаевича.
Он-лайн трансляции «Мы правнуки Победы».
|