МБОУ "Верхососенская СОШ"дошкольная группа. Воспитатель: Дитяткова Елена Тихоновна
Цель: познакомить детей с русским народным праздником «Масленицей».
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о народном празднике «Масленица», развивать понимание названия и традиций праздника.
- Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
- Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, предлагаю вам отгадать загадку, отгадав её, вы узнаете о чём сегодня будет наша беседа:
Ярмарки, улыбки, песни, Отдыхает весь народ, Нет поры вкусней, чудесней, Весну каждый очень ждет!
Самовары и баранки, Но главней всего блины, Все танцуют, веселятся, Ну же праздник назови! (Ответы детей).
Воспитатель: Масленица – веселый праздник проводов зимы и встречи красавицы весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Масленица – праздник переходящий, который не имеет постоянного числа, он отмечается за 7 недель до Пасхи, в последнюю неделю перед Великим постом. Масленица празднуется целую неделю, которая так и называется — масленичная неделя. В последний день масленичной недели устраиваются народные гуляния.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему праздник проводов зимы называется масленицей? (Ответы детей).
Воспитатель: Праздник называется масленицей потому, что после долгого поста, который длился семь недель, люди начинали жарить блины и кушать масло наряду с другими молочными продуктами.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а почему на масленицу пекут блины, а не ватрушки или пироги? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно! Потому что круглый, румяный и золотистый блин так похож на солнышко. А весны без солнышка не бывает.
- На Руси масленица всегда отмечалась широко.
С понедельника по среду масленица называлась «узкой», с четверга начиналась «широкая» масленица – люди ходили друг к другу в гости, отдыхали, а работать было запрещено.
Каждый день масленичной недели имел свое значение:
понедельник – «Встреча» (с этого дня начинали печь блины, первый блин отдавали в церковь на помин умерших);
вторник – «Заигрыши» (девушки и парни катались с горок, ходили в гости на блины);
среда – «Лакомка» (все пекли и лакомились блинами);
четверг – «Разгул» (начинали работать балаганы, проводиться кулачные бои, катания на санях и лошадях продолжались);
пятница – «Тещины вечерки» (тещи приглашали в гости зятьев на блины); суббота – «Золовкины посиделки» (невесты приглашали в гости будущих золовок на блины);
воскресенье – «Прощёное воскресенье» – вершина праздничных гуляний.
В прощёное воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды, сжигали чучело зимы на костре. Чучело делали из соломы к первому дню масленичной недели, потом всю неделю водили вокруг него хороводы, пели песни, даже с горок катали. Словом, люди делали все, чтобы задобрить зиму, уговорить ее уйти. А в последний день масленичной недели чучело сжигали на костре.
Воспитатель: Существует множество пословиц и поговорок про масленицу. Давайте вместе подумаем, о чём нам пословицы хотят поведать.
«Не все коту Масленица, будет и Великий пост»,
«Не жизнь, а Масленица»,
«Масленица – объедуха, деньгам приберуха»,
«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить»,
Воспитатель: Дети очень любят масленицу за забавные игры и хороводы.
Давайте и мы с вами поиграем.
Хороводная игра «Солнышко».
Правила игры: Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее, (круг сжимается)
А весна милее. (круг расширяется).
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
Игра «Горелки».
Правила игры: Дети делятся на пары и встают в колонну. Впереди колонны встает ведущий. Дети поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
На последних словах песни первая пара детей пытается убежать от ведущего — горельщика, а он их пытается поймать. Остальные детки приговаривают: «Раз-два, не воронь, а беги, как огонь!». Если убегающим удается встать в конец колонны и снова взяться за руки, то ведущий остается. А если горельщик поймал одного ребенка, то он встает с ним в пару в общую колонну, а ведущим становится потерявший пару.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И загадку отгадали, и пословицы расшифровали, и в игры поиграли.
- На какой праздник обычно люди пекут блины? (Ответы детей).
|