Тип проекта: познавательно-творческий, общественно-полезный, краткосрочный.
Срок реализации проекта: 1 неделя (с 25. 02 по 28. 02. 2020 г.).
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.
Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Цель проекта:
- повышение интереса к традициям русского народа
- создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица
Задачи:
- развитие интереса к обрядовым русским праздникам
- воспитание патриотизма, основанного на русских традициях
- обогащение духовного мира
- формирование у детей начал национального самосознания
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Формы реализации проекта:
Непосредственно образовательная деятельность
Игры
Беседы
Театрализованные постановки с участием детей
Консультации родителям, анкетирование.
Продукты реализации проекта:
Выставка детских работ.
Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»
Первый этап. Целеполагание.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Поэтому детям необходимо прививать интерес к традициям русского народа.
Второй этап. Разработка проекта.
Довести до участников важность данной темы.
Подбор методической литературы.
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта).
Третий этап. Выполнение проекта.
Социально-коммуникативное развитие
Беседы о праздниках, традициях русского народа «Что за праздник, Масленица?», «Как отмечать Масленицу».
Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».
Помощь детей в подготовке группы для проведения Масленицы.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Кухня», «Мастерская».
Познавательное развитие
Беседы о традициях и обрядах праздника.
ООД «Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая»
Просмотр электронной презентации «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника). Видеофильм «Смешарики – Масленица.
Речевое развитие
Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице. Отгадывание загадок по тематике проекта. Беседы о сезонных изменениях в природе.
Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» и др.
Художественно-эстетическое развитие
Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»
ООД аппликация: «Солнышко, нарядись и в блиночек превратись!»
ООД рисования на тему: «Барышня — Масленица»
Разучивание закличек «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др.
Аппликация с элементами рисования на тему: «Барышня — Масленица»
Лепка «Масленичное солнце»
Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».
Физическое развитие
Народные подвижные игры «Ручеек», «Звонарь», «Заря», «Жмурки», «Горелки».
Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Кто быстрее на метле».
Подвижные игры на прогулке «Блины», «Гори-гори ясно», «Масленичные ворота»
Четвертый этап. Итоги проекта.
Выставка детских работ.
Создание альбома «Масленица Блиноедка!»
Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет».
Работа с родителями: изготовление игрушек из глины, ткани, пластилина на выставку,
атрибутов к празднику «Масленица» — наряженная кукла из соломы. Самодельные
музыкальные инструменты, изготовленные руками родителей (для шумового оркестра).
Пятый этап. Определение задач для новых проектов.
Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями.
Продолжать формировать любовь к Родине.
|