Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Расширить знания детей о символике Чувашии – герб и флаг; познакомить со значением цветов и узора на флаге и гербе.
- Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям.
- Уточнить знания детей о Чувашской Республике: её название, название столицы, других городов республики, природных условиях (расположена на великой реке Волге, богата лесами).
Образовательные задачи:
- формировать у детей знания о родном крае, расширять знания детей о флаге, гербе, гимне Чувашской Республики;
- расширить знания о достопримечательностях города Чебоксары.
Развивающие задачи:
- расширять и обогащать словарный запас детей;
- развивать умение отвечать развернутым, полным предложением.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь, уважение и гордость за свою малую родину. Воспитывать чувство патриотизма.
Словарная работа: «Древо жизни», патриотизм.
Предварительная работа: чтение стихотворений о Чувашии, знакомство с достопримечательностями города Чебоксар, рассматривание чувашских узоров.
Материал и оборудования: карта ЧР, изображения герба, флага Чувашской республики, открытки и альбомы с изображениями достопримечательностей города, чувашский национальный костюм.
Ход занятия:
Воспитатель: Я рада видеть всех вас сегодня здоровыми и счастливыми! Мне хочется, чтобы такое чувство у вас сохранялось долгое время! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине, о Чувашии.
Край чувашский хорош, Лучше края не найдёшь. Мы танцуем и поём – Вот как весело живём. (П. Хузангай)
1 остановка — «Национальный костюм».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я сегодня как обычно одета, или нет? Как вы думаете, как называется мой наряд?
Дети: Вы сегодня одеты не так как обычно. На вас одет чувашский национальный костюм.
Воспитатель: верно, ребята. А вы сегодня как одеты?
Дети: мы тоже в чувашских костюмах. На мальчиках рубашки, на девочках платья.
Воспитатель: Вся наша одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка украшает одежду и служит оберегом, защитой от злых сил. Так считают с древних времен.
1 ребенок: Для шитья одежды чуваши брали холст, сукно, которое сами дома ткали, войлок, кожу. Рабочие платья и рубашки вышивкой не украшались, только праздничные.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Найди чувашский орнамент». Детям даётся ряд картинок с изображением орнаментов русского, мордовского, татарского и чувашского народа. Дети должны выбрать только те, которые относятся к чувашскому орнаменту.
Воспитатель: — Молодцы, ребята, справились с заданием!
2 остановка – «Символы Чувашии»
Воспитатель: Ребята, скажите, что за символы и знаки есть у всех стран и республик?
Дети: У всех есть: флаги, гербы и гимны.
Воспитатель: Правильно. У любой республики, страны и даже города есть отличительные знаки – символы.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, какие цвета использованы на флаге нашей Республики?
Дети: желтый и красный (рассматривание флага).
Воспитатель: Что на нем изображено?
Дети: флаг желтого цвета, внизу находятся две полосы красного цвета, нижняя широкая, и тонкая верхняя полоска. В центре флага символ — дерево жизни и три солнца.
Воспитатель: Послушайте мои загадки и постарайтесь отгадать:
1 загадка:
Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все…
Дети: солнце
Воспитатель: верно. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так:
Солнце красное восходит, красотою мир сияет.
Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.
2 загадка:
Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.
Дети: дерево.
Воспитатель: молодцы, ребята. Это, символ дерева, как проявление рождающей силы земли. Такими узорами чуваши вышивали все деревья.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с этим заданием.
Физкультминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
3 остановка – «Достопримечательности города»
Воспитатель: Ребята, здесь вам предлагается поиграть в игру «Что? Где? Когда?» После того как вы покрутите юлу и стрелка укажет на ваше задание, вы берете этот лист с заданием. Там будут изображены достопримечательности города. Вы должны будете отгадать их. Дети крутят юлу и берут задание, на который показала стрелка.
Воспитатель: Здорово, поздравляю вас с прохождением еще одного задания.
Ребята, у меня есть игра на чувашском языке. Я предлагаю поиграть вам в нее. Она называется «ут-пу пайeсем (Части тела)» и посмотреть, как вы знаете чувашский язык. Я буду называть части тела на чувашском, а вы показывать эту часть тела на себе:
- бровь — куc харши
- волосы — cУc
- глаз — куc
- голова — пуc
- грудь — кaкaр
- губа — тута
- живот — хырaм, вар
- колено — чeркуccи
- ладонь — ывac тупанe, ал лаппи
- лицо — пит
- лоб — cамка
- локоть — чавса
- нога — ура
- нос — сaмса
- плечо — хулпуccи
- рука — алa
- ухо — хaлха
- шея — мaй
- язык — чeлхе
Воспитатель: Молодцы. Вот и подошло к концу наше путешествие. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Были активны и внимательны. Расскажите, пожалуйста, своим родителям, что нового и интересного вы узнали о чувашской республике, чем она славиться.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации: учебно-методическое пособие. Чебоксары: Новое время, 2005.
- с.
- Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002. 144с.
|