Качура Светлана Анатольевна воспитатель МБДОУ № 75 «Аленький цветочек»
Цель: обогащение и систематизация детьми знаний о лете посредством дидактических игр с использованием средств ИКТ.
Задачи:
- Пополнять и закреплять знания детей о характерных признаках лета
- Обогащать словарный запас детей по лексической теме «Лето»
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
- Развивать мелкую моторику рук
- Прививать способность действовать по инструкции
- Развивать слуховое и зрительное восприятие
- Развивать внимание, память и логическое мышление.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за происходящими изменениями в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы о лете, предстоящем отдыхе, дидактические игры.
Методы и приемы:
- игровой
- наглядный
- практическая деятельность
- вопросы к детям
- дидактическая игра.
Материалы и оборудование: бабочка-указка, обручи на голову с изображением васильков и ромашек, интерактивная доска, магнитофон, презентация «Признаки лета», аудиозапись «Вальс цветов» П.И Чайковского, иллюстративный материал «Признаки лета», две корзины, муляжи овощей и фруктов, разноцветные бусы, ножницы, разрезной материал.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам залетел? (воспитатель изображает полет бабочки указкой, которая находится у него в руке)
Дети: Бабочка!
Воспитатель: Ребята, а если стало тепло и появилось много бабочек, то какое время года скоро наступит?
Дети: Лето!
Воспитатель: Вы правы, ребята, через несколько дней наступит лето! Бабочки начинают появляться в конце весны, а летом их становится очень много! Они все разные и очень красивые. Глядя на них улучшается настроение и хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу. А кто из вас может ответить, кто такие бабочки?
Дети: Насекомые!
Воспитатель: Да, ребята, летом очень много разных насекомых! А каких насекомых вы знаете? Тот, на кого сядет Бабочка, должен назвать насекомое. Только слушайте внимательно друг друга, чтобы не повторяться.
Воспитатель дотрагивается бабочкой по очереди до ребенка, а он называет насекомое (божья коровка, муха, кузнечик, стрекоза, майский жук, муравей, клоп, светлячок, сверчок, таракан, жук-носорог…).
Воспитатель: Какие вы молодцы! За это бабочка превратит вас в ромашки и васильки. Ведь лета без цветов не бывает, а бабочки их любят больше всего на свете!
Бабочка, красавица, крыльями взмахни,
И ребяток наших преврати в цветы!
Дети делятся на две группы и одевают на голову обручи с изображением ромашек и васильков.
Наши летние цветки
|
Дети соединяют ладони в форме тюльпана.
|
Распускают лепестки
|
Медленно раскрывают пальцы.
|
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
|
Плавно покачивают кистями.
|
Наши летние цветки
Закрывают лепестки.
|
Медленно соединяют пальцы, придавая им форму бутона.
|
Тихо засыпают,
Головой качают.
|
Покачивают руками, как головкой цветка.
|
II. Основная часть.
Воспитатель: А еще нам бабочка принесла фильм «Признаки лета», который мы сейчас посмотрим! Усаживайтесь поудобнее и смотрите внимательно.
Воспитатель включает презентацию «Признаки лета».
Слайд 1.
Скоро придет долгожданное лето! Самое теплое время года. Называются летние месяцы: июнь, июль, август. Их величают сыновьями лета.
Слайд 2.
В июне звери заняты заботой о подрастающих малышах. Утром лиса выводит лисят погреться на солнышке.
Слайд. 3.
Играют возле своих нор барсучата.
Слайд 4.
Выводит белка из гнезда своих бельчат.
Воспитатель: Давайте прикрепим к доске иллюстрацию лесных зверей с детенышами.
Слайд 5.
У птиц в гнезде появились горластые, прожорливые птенцы. Они широко раскрывают клювы, ждут, когда родители угостят их мошкой.
Воспитатель: Прикрепим к доске изображение еще одного признака лета – гнезда с птенцами.
Слайд 6.
В лесах и лугах порхают бабочки, стрекозы, пьют нектар из цветов пчелы и шмели.
Воспитатель: Добавим следующий признак лета – изображение насекомых.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Назови детеныша». Я буду называть животное, а тот, на кого сядет бабочка, будет говорить, как называют его детеныша.
Волк – волчонок,
Лиса – лисенок,
Заяц – зайчонок,
Еж – ежонок,
Мышь – мышонок,
Белка – бельчонок,
Медведь – медвежонок,
Бабочка – гусеница,
Кукушка – кукушонок,
Лось – лосенок,
Барсук – барсучонок…
Слайд 7.
В июне люди начинается сенокос. Люди косят траву и сушат ее, чтобы получить сено, которым будут кормить зимой коров, лошадей, овец. (Прикрепляем на доску еще один признак лета).
Слайд 8.
Июль – второй месяц лета. В народе его называют «сердцем лета». Яркие цветы украшают луга и поля. Цветут ромашки, колокольчики, васильки.
Воспитатель: Изображение цветочной поляны тоже поместим на доску.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Сплети венок». Встаньте в круг так, чтобы ромашки чередовались с васильками: ромашка, василек, ромашка, василек… Пока играет музыка, все цветы рассыпаются по лугу и танцуют. Как только музыка останавливается, цветы собираются в венок, чередуясь между собой: ромашка – василек.
Дети играют под «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
Воспитатель: Молодцы, красиво танцевали, а теперь присаживайтесь на стульчики… Посмотрим, какие еще есть приметы лета.
Слайд 9.
Поспевают ягоды: малина, ежевика, черника.
Слайд 10.
В лесу появляются первые грибы: рыжики, грузди, белые.
Слайд 11.
Август – последний летний месяц. Красное лето идет на убыль, дни становятся короче.
Слайд. 12.
В садах созревают яблоки, сливы, груши.
Слайд 13.
В огороде – морковь, лук, свекла.
Слайд 14.
В полях наливаются спелостью колосья ржи и пшеницы.
Слайд 15.
В лесу много грибов, ягод, орехов. Поэтому зовут август в народе «хлебосолом».
Воспитатель: Давайте поместим на доску изображения следующих признаков лета: фрукты и ягоды, овощи, грибы, зерновые культуры.
Воспитатель: А теперь я предлагаю собрать урожай фруктов, ягод, овощей и грибов.
Дети делятся на группы. Одна группа вырезает ножницами грибы и складывает их в корзину, вторая группа раскладывает муляжи овощей и фруктов по разным корзинам, третья группа собирает ягоды (нанизывает бусины определенного цвета на нитку).
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, а как ваши товарищи справились с заданиями. Правильно ли разделили фрукты и овощи?.. А сколько грибов собрали в корзины?.. Много ли ягод набрали?..
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Бывает – не бывает». Если то, что я говорю бывает на самом деле, вы говорите «Да», если не бывает – «Нет».
Игра «Бывает – не бывает»
Летом дети катаются на санках.
Летом на деревьях распускаются почки.
Летом дети лепят снеговика.
Летом дети загорают и купаются.
Летом дети одевают теплую шапку, шарф и варежки.
Летом дети одевают футболку и шорты.
Летом с деревьев опадают листья.
Летом собирают клубнику и землянику.
Летом медведь впадает в спячку.
Летом после дождя бывает радуга.
Летом много насекомых.
Летом птицы улетают на юг.
Летом заяц белого цвета.
Летом дети катаются на велосипедах и самокатах.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Все молодцы, поработали на славу! Мы сегодня говорили о приметах Лета. Скажите, Летом много чего, много кого? (Ответы детей: цветов, грибов, ягод, дождей, тепла, насекомых…) Какие приметы лета вы запомнили? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Какое у вас настроение? Прикрепите солнышко-смайлик, соответствующее вашему настроению на доску. Спасибо вам, вы очень хорошо занимались.
|