Самым эффективным средством для решения воспитательно — образовательных задач у детей четвертого года жизни является игра. Она служит формой организации жизни и деятельности детей. Самостоятельность младших детей в игре относительна. Их надо научить играть. Детям трудно в этом возрасте строить совместную игровую деятельность, поэтому воспитатель принимает в играх самое активное участие (дети еще в 3 года играют не вместе, а рядом) Мимикой, жестом, интонацией воспитатель так может выражать отношение к игрушкам-партнерам или детям партнерам. Малыши чувствуют искреннюю увлеченность воспитателя игрой, видят в нем товарища, что помогает воспитателю найти путь к сердцу детей и правильно руководить игрой.
В процессе игры воспитатель расширяет и уточняет знания детей, дает советы, обогащает содержание игры, помогает связать несколько игровых эпизодов в один единый блок. Воспитатель не только должен разнообразить игровые действия, но и усложнять игровую задачу, учить детей включать в игру предметы-заменители, ипользовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи, акцентировать внимание ребят на взаимоотношениях людей, побуждать готовить для игры предметную среду. Взрослый должен учить детей диалогу, формируя в них ролевую речь, обращенную к партнеру.
Работа воспитателя по формированию у детей игровой деятельности осуществляется осуществляется в трех направлениях:
- обучение детей игровым способом воспроизведения знакомого материала
- руководство игрой, которое заключается в направлении деятельности детей.
- воспитание умения определять свою роль в игре.
Еще одна наша цель, сделать детей коммуникабельными, общительными, что очень поможет им в дальнейшем.
Подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр происходит в несколько этапов. Воспитатель выбирает сюжетно-ролевую игру или игру-ситуацию, которую предстоит провести с детьми. Вот примерна тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевых игр. Игр ситуаций для детей четвертого года жизни: Игры в больницу
- Прием в кабинете врача
- Работа процедурного кабинета
- Аптека
- Втравмпункте
- Вызов врача на дом
- Стоматологический кабинет
Роли: Врач (доктор), больной (пациент), медсестра, аптекарь (фармацевт. продавец)
Основные игровые действия и поведение:
-Осматривать больного (слушать, ставить градусник)
-лечить (давать лекарства и т.д)
-Делать укол, прививку
Сначала определяется цель проведения игры. А так как игра является развлечением и способом познания мира, следовательно целью игры будет формирование определенных знаний об окружающем мире по данной теме (например целью игры в больницу может быть формирование знаний детей о работе больницы, или о труде врача). Цель одна и дается на перспективу.
Следующий этап –определение задач, которые будут решаться в данной игре. Задач может быть много, но они конкретны, поставлены воспитателем для решения именно в данной игре. например: в игре в больницу воспитатель может ставить задачи не только по уточнению знаний о профессиональных навыках врача, медсестры, но и другие задачи:
- Формировать бережное отношение к своему здоровью
- Закреплять знания и использование в игре предметов-заменителей.
- Способствовать возникновению ролевого диалога
- Воспитывать культуру поведения в больнице
- Развивать у детей умение выбирать роль.
И другие многие задачи может поставить воспитатель в игре в больницу.
Воспитатель не должен забывать о словарном запасе детей. Он планирует обогатить словарь детей словами: врач, градусник, фонедоскоп, таблетки, бинт.
Воспитатель перед проведением игры обязательно продумывает атрибуты (оборудование) к игре и готовит их заранее (костюм доктора, набор игрушек «Больница», игрушки-участники игры).
Воспитатель обязательно проводит при подготовке к игре сюжетно-ролевой предварительную работу. Если это игра в больницу, что воспитатель может организовать посещение с детьми кабинета медицинского в детском саду; познакомить и показать спец. одежду врача, медсестры; рассмотреть с детьми настоящие и игровые инструменты., расскажет о том для чего мед. инструменты и как этими инструментами пользоваться; рассмотреть иллюстративный материал по теме, прочитает сказку «Айболит» К.И Чуковского или произведение В.Сутеева «Про бегемотика, который боялся прививок», проведет беседу о прочитанном.
Любой процесс познания начинается с импульса, дающего толчок к работе (сюрпризный момент) -мотивация к действию (интерес, восторг). Нужно заинтересовать ребенка, развить интерес к игре, мотивировать его для желания играть. Здесь воспитатель может проявить фантазию, находчивость, воображение.
Распределение ролей-важный этап и здесь воспитатель руководит выбором. Возможны конфликты, если есть несколько желающих детей на одну роль, воспитатель улаживает ситуацию. Могут в больнице работать несколько врачей и мед. сестер. Здесь воспитатель действует по обстановке и предлагает разные варианты, чтобы не допустить конфликт. В первую очередь распределяются главные роли, затем второстепенные. Когда роли распределены, на детей одевается спец. одежда медицинских работников, подбираются атрибуты к игре. Воспитатель уточняет у детей знания. какой мед. инструмент нужен врачу, а какой нужен медсестре.
|