В детском саду процесс обучения и воспитания направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы в будущем для достижения любых целей. Развивать любознательность, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования и каждого педагога. Педагог готовит соответствующие условия, для самостоятельного поиска знаний ребенком.
Цель опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ — формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Для экспериментирования организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом является аналогом научного, ребята испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых, новых и интересных результатов.
При подготовке к опытно – исследовательской деятельности, как и к любому виду деятельности в детском саду, воспитатель ставит перед собой выполнение следующих задач: образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные задачи:
- Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
- Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
- Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи:
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи:
- Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
- Воспитание усидчивости и аккуратности.
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в детском саду.
Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у ребят возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
Наблюдения за объектом. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
В данной статье предлагаем ознакомиться с конспектом непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Ледяная история».
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд — замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы.
Образовательные задачи:
- Формировать представление о свойствах льда;
- Формировать умения самостоятельно проводить исследования, добиваться результата.
Развивающие задачи:
- Расширять представление детей о свойствах воды;
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- Развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать отзывчивость у детей;
- Вызывать желание помогать сказочным героям.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное
- Речевое развитие
- Физическое развитие.
Материалы и оборудование:
- Мягкая игрушка зайца
- На каждого: киндер – яйцо с сюрпризом (морковка, яблоко) замороженное во льду
- На каждого: лупы, ёмкости для экспериментирования
- Коробка сыщиков: термос с теплой водой
Предварительная работа:
- Наблюдение за сезонными изменениями в природе зимой
- Беседа о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения бывают для детей
- Чтение рассказа В.Сутеева «Мешок яблок»
Словарная работа:
Лёд- замерзшая вода; холодный, твердый, прозрачный; вода- жидкая, теплая, льется; термос.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я шла на работу в наш садик. На улице было еще темно и морозно. Вдруг я услышала чей-то плач. Я стала искать кто же это так жалобно плачет и нашла под кусточком зайчонка. Он был весь замерзший, я решила взять его с собой. Хотите с ним познакомиться?
Ответ детей: Да…
Воспитатель вносит в корзинке укутанным в простынку зайчонка.
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся, можете его приласкать, погладить. Вам жалко зайчонка? Давайте спросим, что с ним случилось, как он попал в наш город?
Зайчонок: Тетушка Метель заморозила мою норку и все мои припасы. Шел я лесом, заблудился и вдруг увидел ваш д/с. А у вас так тепло…
Воспитатель: Бедный зайчонок. Ребята чем мы можем помочь зайчонку?
Ответ детей: Согреть, развеселить. Давайте поиграем, зайчонок согреется и развеселится.
М/П игра «Зайка серенький»
Воспитатель: Поиграли, зайчонок, развеселили тебя ребята?
Зайчонок: Развеселили, только очень есть хочется, а мои припасы, которые я заготовил осенью, заколдовала Тетушка Метель…
Воспитатель: Не переживай зайчонок, наши ребята сыщики любознательные. Сейчас мы узнаем, что произошло и как тебе можно помочь.
Основная часть:
Дети присаживаются за столы для экспериментирования. Зайчонок с печалью показывает в коробке замороженные во льду киндер – яйца.
Зайчонок: А ведь в каждом яичке у меня мои любимые вкусняшки. И теперь я останусь голодным. Что же мне делать? Кто мне поможет?
Воспитатель: Ребята мой сундучок с нужными инструментами всегда у меня под рукой. Он нам будет помогать в исследовании. Посмотрите, что это в коробке у зайчонка.
Ответ детей: Это киндер – яички…
Воспитатель: Что с ними случилось?
Ответ детей: Они замерзли..
Воспитатель: И чем они покрылись?
Ответ детей: Льдом…
Воспитатель: А что же такое лёд? Из чего он состоит?
Ответ детей: Из воды…
Воспитатель: Правильно, лёд — это замерзшая вода.
Воспитатель каждому в ёмкость кладет по одному яйцу.
Воспитатель: Давайте возьмем лупу и рассмотрим лёд. Можем ли мы увидеть, что находится внутри льда?
Ответ детей: Да, видно, что там киндер – яйцо…
Воспитатель: Значит лёд какой?
Ответ детей: Прозрачный…
Воспитатель: Возьмем в руку яйцо. Какое оно на ощупь?
Ответ детей: Холодное, твердое…
Воспитатель: Лед оставляет следы на руках? Какие?
Ответ детей: Остается водичка…
Воспитатель: А почему остается водичка?
Ответ детей: Потому что лёд таит…
Воспитатель: И как же мы можем помочь зайчонку освободить ото льда его киндер – яички с вкусняшками?
Ответ детей: Нужно растопить лёд в руках…
Воспитатель: Но это будет очень долго. Если мы долго будем держать ледяное яйцо, что произойдет с нашими пальчиками?
Ответ детей: Они замерзнут…
Воспитатель: Я предлагаю заглянуть в мой сундучок, что нам может помочь?
Воспитатель достает термос с теплой водой
Воспитатель: Ребята, это термос. Кто знает для чего он нужен?
Ответ детей: Наливать горячий чай, кофе…
Воспитатель: Да, в термосе хранят горячий чай, кофе, какао, морс. А у меня там просто горячая вода.
Воспитатель: Сыщики, чем же может помочь термос, в нашем интересном исследовании?
Ответ детей: В горячей воде мы растопим лёд…
Воспитатель: Сейчас я каждому в ёмкость на яичко налью водичку из термоса. И посмотрим, что будет происходить со льдом.
По результат наблюдений дети делятся выводами.
Воспитатель: Что происходит со льдом?
Ответ детей: Он таит…Он становится водичкой…
Воспитатель: Ну, что ж ребята давайте доставать из растаявшего яичка вкусняшки. Накормим нашего проголодавшегося зайчонка. Что же там припрятано?
Дети открывают растаявшее яйцо и называют предмет.
Ответ детей: Морковка, яблочко.
Рефлексивный круг:
Воспитатель: Ребята зайчонок подкрепился и предлагает нам присесть.
Дети садятся на ковер в кругу.
Зайчонок: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли, из беды выручили.
Воспитатель: Мы рады тебе были помочь. Давайте ребята попрощаемся с зайчонком, ему пора в лес, в свою теплую норку.
Воспитатель уносит зайчонка.
Воспитатель: Давайте ребята поделимся нашими сегодняшними впечатлениями. Что случилось с зайчонком?
Воспитатель: Во что превратила Тетушка Метель, вкусняшки зайчонка?
Ответ детей: В лёд?
Воспитатель: Что же такое лёд?
Ответ детей: Это замерзшая вода…
Воспитатель: Какой был лёд?
Ответ детей: Лёд твердый, холодный, прозрачный…
Воспитатель: С помощью чего яички растаяли?
Ответ детей: С помощью теплой воды…
Воспитатель: Вода, какая была?
Ответ детей: Вода была теплая, жидкая..
Воспитатель: Когда лёд растаял, во что он превратился?
Ответ детей: В водичку…
Воспитатель: Ребята, а где еще может нам повстречаться лёд?
Ответ детей: На дорожке…
Воспитатель: Помните ребята, если на дорожке мы видим лёд, значит дорожка какая?
Ответ детей: Скользкая…
Воспитатель: Правильно, поэтому идти нужно мелким шагом, быть осторожным, чтоб не поскользнуться.
Воспитатель: Молодцы мои сыщики, с нашим новым исследованием вы справились на отлично!
|