Авторы: Осипова С.А., Соколова А.П. ГБДОУ детский сад №11 Адмиралтейского района Города Санкт-Петербурга
Цель: учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми людьми, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов.
Задачи: формировать у детей элементарные правила вежливости, представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.
Словарная работа: обогащать словарь детей, пополнять словарный запас новыми словами: вежливый, культурный, воспитанный, сочувствовать, этикет, культура поведения, гордиться.
Предварительная работа: чтение художественного произведения С. Михалкова «Что такое хорошо, что такое плохо»; рассматривание иллюстрированного пособия «Правила поведения для воспитанных детей».
Материалы: картинки и иллюстрации по теме.
Ход работы:
Воспитатель: — Ребята, представьте, что Вы попали в Страну вежливости. Здесь живут только воспитанные люди. В этой стране жить легко потому, что никто не обижает друг друга, не мешает, не вредит. В стране вежливости умеют дружить. Чтобы стать её жителем, нужно пройти Школу вежливости, выучить простые правила и выполнять их. Кто сегодня запомнит и не нарушит правила вежливости, тот получит паспорт жителя этой страны.
- Ваши мамы, папы, и конечно же, мы, воспитатели, хотим, чтобы вы выросли вежливыми, культурными людьми. А что значит быть культурным человеком?
Дети: — Добрый, хорошо себя ведет, уважает людей, делает добрые
дела, уважает окружающих.
Воспитатель: — Правильно. Всему этому нужно учиться каждый день, и тогда все ваши друзья, родители, воспитатели будут вами гордиться. О том, какой человек говорит его внешность. Культурный человек всегда опрятно, аккуратно, чисто одет, причесан. На него приятно смотреть.
- Первое, что надо запомнить – это добрые слова вежливости. Все знают, что при встрече нужно поздороваться. А что означает слово «здравствуй»?
Дети: — Пожелания друг другу здоровья, а ещё здороваться нужно с доброй улыбкой, глядя на человека и называя его по имени.
Воспитатель: — Правильно, ребята. Если, например, в комнате много людей, здороваться нужно со всеми, даже с незнакомыми.
- Рассмотрите, пожалуйста, картинку и ответьте на вопросы.
Воспитатель обращает внимание детей на картинку.
- Кто здоровается первым: мальчик или девочка, мужчина или женщина, старый или молодой?
Дети: — Первыми говорят «здравствуйте» всегда младшие, мужчины, мальчики. А руку для рукопожатия первым подают женщины, а также старшие по возрасту.
Воспитатель: — Правильно. Ребята, какие добрые слова Вы еще знаете?
Дети: — Спасибо, пожалуйста, извините, будьте здоровы.
Воспитатель: — А сейчас предлагаю вашему вниманию загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: — Это автобус.
Воспитатель: — Правильно. Автобус — это общественный транспорт. Представьте, пожалуйста, что мы с Вами отправимся на экскурсию на автобусе. Но прежде, давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
(Поднять руки вверх. Потянуться)
Раз — росой она умылась,
(Имитация умывания)
Два — изящно покружилась,
(Покружиться вокруг себя)
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
(Руки в сторону)
- А сейчас заходите в наш «автобус», рассаживайтесь по местам.
Шофером и кондуктором будут: (воспитатель выбирает шофера, кондуктора и мальчика Сашу из числа детей).
- Ну, шофер, заводи, поехали (кондуктор раздает билеты).
Мальчик Саша начинает вертеться, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.
Воспитатель: — Ребята, обратите внимание на то, как ведет себя Саша. Он толкается, громко разговаривает, ногами встал на сиденье, всех перепачкал. Можно ли так вести себя в общественном транспорте?
Дети: — Нужно сидеть спокойно, не шуметь, не кричать, не отвлекать водителя.
Воспитатель: — А сейчас, внимание!
Воспитатель показывает фотографию старого человека:
В автобус вошел старый человек. Ваши действия.
Дети: — Поздороваться, уступить место, сказать: «Садитесь пожалуйста».
Воспитатель: — Правильно.
Показывает фотографию женщины с ребенком:
- Вошла мама с ребенком. Что вы должны сделать?
Дети: — Уступить место.
Воспитатель: — Молодцы! Так ведут себя вежливые, воспитанные пассажиры.
- Ну вот, наша прогулка подошла к концу.
Воспитатель: — Ребята, в завершении нашей работы я прочту Вам стихотворение С. Маршака:
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме –
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, то послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Воспитатель: — Ребята, запомните, ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться и дружить.
Воспитатель вручает ребятам «Паспорт жителя Страны вежливости».
|