Полукарова М.В Воспитатель высшей квалификационной категории Москва 2019 г Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 978
Цель: Ввести понятие «семья», актуализировать представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;
- закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Развивающие:
- Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
- Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении;
- Введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия;
- Развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе;
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к близким людям, проявлять взаимовыручку;
- Воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Методы и оборудование: беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание рисунков, мяч, корзина.
Дидактическое обеспечение: Семейные фотографии детей, иллюстрации к сказкам.
Предварительная работа:
- Рассматривание с детьми семейных фотографий;
- Наблюдение и запоминание, какие обязанности. Какую работу выполняю дома члены семьи;
- Запоминание фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
- Чтение художественной литературы о семье: сказок «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»;
- Дети с родителями рисуют рисунки на тему «Моя семья»;
- Беседы с родителями детей;
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Кто приехал?».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом Как в зеркале мы отражаемся в нем Пускай, не всегда мы красивы, Зато эти фото правдивы.
Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете, что такое семья?
Никита: Семья – это мама, папа, брат и я.
Маша: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой.
Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Алексей: Мою маму зовут Дарья Александровна. Она — бухгалтер. Папу зовут Сергей Александрович, он – директор.
Софья: Мою маму зовут Алина Дмитриевна. Она работает в детском саду. Папа – Алексей Александрович. Он работает водителем.
Воспитатель: У кого есть братья и сестры?
Дима: У меня есть брат. Его зовут Руслан.
Василиса: А у меня тоже есть братик. Он еще малыш.
Алексей: У меня есть старшая сестра — Юля.
Воспитатель: Дружно ли вы живете?
Алексей: Мы всегда дружим.
Василиса: А мой братик часто плачет. У него болят зубки.
Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
Василиса: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.
Дима: А я мою бутылочку и соску.
Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.
Очень бабушку свою, Маму мамину люблю, У нее морщинок много- И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать, А потом поцеловать.
О ком эти строки?
Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка — это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.
Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
Ваня: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в парк.
Александра: Моя бабушка печет вкусные пирожки.
Андрей: А когда я болею, бабушка мне дает молоко с медом и одевает мне теплые носки.
Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.
Андрей: Надо позвонить!
Софья: Надо приехать к ним в гости!
Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?
Дети говорят: Семья!
Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно.
Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»
Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто, как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
Например, ходит на работу — …Кто?
Ребенок договаривает: Мама и папа
Воспитатель: Учит уроки – …
Ребенок: Сестра, брат.
Воспитатель: Моет посуду – …
Ребенок: Мама и бабушка.
Воспитатель: Мастерит – …
Ребенок: Папа, старший брат, дедушка.
Воспитатель: Ходит в магазин за покупками — …
Ребенок: Бабушка, мама, папа.
Воспитатель: Убирает в доме – …
Ребенок: Мама, сестра, бабушка.
Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем.
Физ. минутка «семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, Папа бодро приседает. Повороты вправо – влево, Делает мой братик Сева.
Но, а сам бегу трусцой и качаю головой.
Воспитатель: Молодцы! Детки, давайте встанем кругом (дети встают кругом по середине группы). Ой, посмотрите какая красивая корзина! (берет и показывает корзину), это не простая корзина, а корзина добрых дел. А теперь давайте распределим обязанности в семье. Кому на ладошку поставлю корзину, тот должен положить в нее свои добрые дела, которые дома делает вся семья. Договорились?
Игра «Давайте распределим обязанности»
Воспитатель: Маша, папа что делает?
Маша: Папа работает, делает ремонт.
Воспитатель: Вика, мама что делает?
Аня: Работает, готовит, стирает, гладит.
Воспитатель: Степа, сын что делает?
Степа: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.
Воспитатель: Алина, дочь что делает?
Ваня: Моет посуду, ухаживает за цветами, делает уроки.
Воспитатель: Оля, бабушка что делает?
Лера: помогает маме, гуляет с внуками.
Воспитатель: Елисей, дедушка что делает?
Егор: читает, помогает бабушке.
Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на коврик. (садятся на ковер). Вы очень много рассказали о своей семье. А какая она у вас: большая, веселая?
Игра «Какая у вас семья?»
Ответы детей:
Дети: Большая, дружная, маленькая, заботливая, хорошая, крепкая, счастливая.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
София: Не обижать младших братьев и сестер.
Василиса: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
Алексей: Дарить подарки, любить друг друга.
Дима: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.
Воспитатель: Вы очень интересно и познавательно рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома.
Просмотр детских рисунков на тему «Моя семья».
|