Конспект занятия «Лаборатория «Органы чувств».
Автор: Ивочкина Наталия Александровна, воспитатель логопедической группы, 1 кв. к. г.Орел, МБДОУ ЦРР — детский сад №23 г.Орла
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений.
Задачи:
Обучающая: продолжать формировать представление детей о необходимости языка, как органа чувств, при восприятии окружающего мира;
Развивающая: знакомить детей с новыми способами обследования органов чувств обогащая их сенсорный опыт;
продолжать развивать умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения;
Воспитательная: воспитывать любознательность, бережное и осознанное отношение к своему здоровью;
приобщать их к ценностям здорового образа жизни;
Возраст воспитанников: старший дошкольный (6-7лет)
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевая.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, просмотр мультфильмов, чтение книг: Г. Юдин «Главное чудо света» и «Занимательная анатомия».
Материалы и оборудование: телевизор, компьютер, набор разнообразных продуктов питания, салфетки, расческа, зубная щетка, вата, тарелочки, зеркала на подставке, ватные палочки, емкость с водой, шапочки, шпажки, одноразовая посуда.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Нам пришло видеописьмо. Хотите узнать, что в нем? Проходите, располагайтесь перед экрана.
Видеофрагмент
«Здравствуйте, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Мне интересно, что относится к органам вкуса? Как вы можете чувствовать вкусы?»
Воспитатель: Ребята поможем роботу? Расскажем ему об органах чувств (ответы детей).
Воспитатель: У нашего тела есть много помощников, они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (ответы детей).
Стихотворение «Органы чувств»
Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая их используешь шутя. Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик запах различать И не к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут.
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран. Назовите еще раз наших помощников. (СЛАЙД 1)
Отгадав загадку, мы узнаем, о каком из органов мы сегодня расскажем роботу:
Всегда во рту, а не проглотишь? (язык) (СЛАЙД 2)
-Как вы думаете, какую работу выполняет наш язык? (ответы детей)
- Определяет вкус пищи.
- Участвует в пищеварении.
- Помогает разговаривать. (СЛАЙД 3)
Воспитатель: У робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам отправиться в лабораторию «Органы чувств» и провести интересные эксперименты. Вы готовы? Тогда превращаемся в младших научных сотрудников. (Дети надевают шапочки.)
Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила безопасного поведения при проведении опытов.
Правила:
- Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
- Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
- Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок. Приведи в порядок свою одежду.
Приступаем к исследованиям и опытам.
Эксперимент №1:
Лаборатория «Вкуса»
На тарелки: сахар, соль, лимон (дольки на шпажках), горчица.
Цель: Определить вкус с помощью рецепторов языка.
- Как определить вкус пищи: сладкая, горькая, кислая, соленая? (надо попробовать)
Вывод: Нам удалось определить вкус продуктов с помощью ощущения язычка. Благодаря тому, что язык имеет вкусовые рецепторы, мы отличаем различные вкусы.
Посмотрите, определенная часть языка отвечает за определенный вкус. (СЛАЙД 4)
Эксперимент №2
«Зеркальная» лаборатория
- Можно увидеть вкусовые рецепторы, если рассмотреть язычок. Как это сделать? Какой предмет нам понадобится? (зеркало)
-Давайте посмотрим в зеркало на свой язык?
- Что вы видите на поверхности язычка?
Он шершавый. На нем бугорки. Ученые их называют рецепторы. (СЛАЙД 5)
Они распознают вкус. Бугорочки на кончике языка чувствуют сладкое и солёное. Бугорочки, расположенные по бокам языка, чувствуют кислое, а находящиеся в задней части – горькое.
Эксперимент №3:
Лаборатория «Нюхачей»
Цель: Доказать взаимосвязь органов вкуса и запаха. (СЛАЙД 6)
Воспитатель: Для чистоты эксперимента, уважаемые коллеги, нам нужно завязать глаза и при помощи носа определить продукты (хлеб, лук, шоколад, яблоки, мандарин, лимон)
Дети по запаху пытаются определить продукт, затем воспитатель предлагает снять повязку и посмотреть верны ли были ответы детей)
Воспитатель: Как вы определили, что за продукт находиться в лабораторной чашечке (ответы детей).
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю закрыть нос и вдыхать запах продукта ртом. (Воспитатель подносить чашечки с ранее предложенными продуктами). Вдыхая воздух только ртом, невозможно определить продукт по запаху.
Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей). Необходимо пробовать продукт на вкус.
Воспитатель: При нарушении обоняния меняется вкус продукта, при нормальном обонянии, вкус продукта ощущается гораздо лучше.
Эксперимент №4:
«Речевой тренажер»
Воспитатель: Ребята, язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. Для того, чтобы язык был чувствительным, подвижным и правильно произносил звуки необходимы специальные упражнения. (СЛАЙД 7)
Воспитатель: Давайте сделаем эти упражнения для своих язычков. Но для этого мы возьмем зеркала, что бы наблюдать правильность исполнения.
Артикуляционная гимнастика:
«Лягушка» (Заборчик)
Улыбаюсь, как лягушка, Губы тянутся до ушка!
(Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы. Удержать под счет 1-5. Упражнение повторить 3-4 раза.)
«Слоник»
Подражаю я слону – Губы хоботом тяну!
(Вытянуть вперед сомкнутые губы «трубочкой» и удержать их под счет Повторить упражнение 3-4раза.)
«Часики»
Тик-так, тик-так, -Часы тикают вот так!
(Рот раскрыт. Тянуться языком то к правому, то к левому уголку рта.)
«Почистим зубки»
Язычок, как щетка: Чистит зубки ловко! Раз, два, три, четыре, пять, -Будем чистить мы опять!
(1. Губы в улыбке, рот открыт, кончиком языка «чистить» за нижними зубами 7-8 раз. 2. Губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка «чистить» за верхними зубами. Повторить 7-8 раз.)
«Оближем губки»
Чтоб варенье с губ убрать, Ротик надо облизать!
(Рот широко открыт. Широким языком облизать губы (слева- направо и справа- налево). Выполнить 5-7 раз).
Эксперимент №5:
Лаборатория «Здоровья»
Воспитатель: Язык может многое рассказать о здоровье человека. Когда к нам приходит врач, он обязательно просит показать нас нам язык. На языке может быть налет или другие признаки заболевания. (СЛАЙД 8)
-А нужно ли ухаживать за языком?
- полоскать рот после приема пищи
- чистить язык от налета щеточкой или специальным скребком сверху вниз
- не принимать слишком горячую пищу
- не брать в рот острые, несъедобные предметы
Воспитатель: Расческа пусть будет рядом зубов, а кусочки ваты между ее зубами – это «кусочки пищи», застрявшие в зубах. Возьмите зубные щетки и попробуйте почистить эти «зубы» справа налево, а теперь повторите движения вверх- вниз. Получилось почистить? А теперь поучимся как правильно чистить зубы, язык и небо. (видео)
Итог:
-Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь роботу?
-Давайте вспомним какие опыты мы с вами провели?
-Какой эксперимент для вас был самый интересный?
-Что нового вы узнали о язычке?
Видеофрагмент.
Робот говорит:
- Огромное спасибо вам, ребята. Без вашей помощи я бы не узнал об органах вкуса. Вы мне очень помогли! До новых встреч!
Воспитатель: Какое приятное путешествие в Лабораторию «Органы вкуса». Оно полезно не только роботу и нам.
Сюрпризный момент:
- Я хочу угостить вас яблоками, которые содержат много витаминов. Они полезны для всех наших органов.
|