Задачи:
Количество и счёт
? Познакомить с количественным составом числа 6;
? Закрепить представление о цифре 6 (рисовать в воздухе, обводить пальцем изображение цифры);
? Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.
Форма
? Познакомить с понятием четырехугольники, как обобщение таких понятий «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция», «параллелограмм»;
? Закреплять представление о свойствах четырёхугольника (стороны, углы).
? Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.
? Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.
Игровой материал:6 «планет» разных цветов; план построения ракеты; строительный материал для построения ракеты; «портреты» четырехугольников; материал для счёта (звезды); плоскостные фигуры; коробка с сюрпризом, микрофон, магнитофон.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами…. (звучит радиошум).
Воспитатель надевает наушники.
Воспитатель:Да…да…приём…Да, «Сосенка»….Да, да, «Вишенка»…… В….гости…четырехугольники….? Хорошо…! Спасибо….! (Снимает наушники и обращается к детям)
Воспитатель:Ребята, вы представляете, нас приглашают в гости в математическую галактику. Особенно нас хотят видеть четырехугольники. Как вы думаете, кто живет на планетах в математической галактике? (ответы детей).
Воспитатель:Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, часы, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания. Вы согласны туда полететь? (ответы детей).
Воспитатель:Да, мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в космическое путешествие в математическую галактику. Ребята, а на чем же мы полетим?
Ответы детей (ракета, космический корабль… и т.д.).
Воспитатель:Да, нам надо построить космический корабль. У меня есть план построения космического корабля. (Показывает план).
Дети «строят» ракету из строительного материала.
Воспитатель: Космический корабль готов? (Готов).
Воспитатель: Начинаем счет до 10!
Дети считают до 10. Космический корабль стоит на месте.
Воспитатель: Может, мы неправильно считали? Как же нам считать?
(Надо считать, наоборот, от большего к меньшему числу…)
Воспитатель: Начинаем обратный отсчёт от 10.
Дети и воспитатель: 10, 9……..1...Пуск.
(Звучит космическая музыка. Дети закрывают глаза.)
Воспитатель с детьми «выходят» из ракеты и рассматривают планеты.
Дети подходят к планете №1.
Планета №1 – Звёздная.
Воспитатель: Ребята, волшебник Звездочёт очень расстроен, он рассыпал все свои звёзды и теперь не знает какого цвета звёзды у него есть, сколько звёзд разного цвета и сколько звёзд всего. Волшебник просит вас помочь ему в его беде. Поможем? (Да).
Воспитатель: Тогда пройдёмте за столы и посчитаем звёзды.
(Дети проходят за столы и усаживаются на свои места).
Воспитатель: Давайте все вместе посчитаем разноцветные звёзды и узнаем сколько звёзд разного цвета и сколько их всего.
Воспитатель и дети: Одна красная звезда, одна синяя звезда, одна жёлтая звезда…. Один, два, три, четыре, пять, шесть – всего шесть звёзд. (Воспитатель выкладывает звёзды и вместе с детьми считает).
Воспитатель: А теперь посмотрите, у каждого из вас на столе тоже лежат разноцветные звёзды. Выложите их на полосочку перед собой и посчитайте. (Дети выкладывают звёзды).
Воспитатель: Ребята, сколько всего получилось звёзд? (Шесть).
Воспитатель: Посмотрите, вот цифра 6. Цифра 6 – дверной замок, сверху крюк, внизу кружок. (Воспитатель показывает детям цифру 6).
Воспитатель: Давайте напишем цифру 6 в воздухе, молодцы!
Воспитатель: Найдете у себя на столе цифру 6 и поставьте её рядом со звёздочками. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Умницы, ребята, задание на этой планете выполнено. Следуем дальше.
Планета №2 – Загадочная.
Воспитатель: Ребята, какие интересные планеты в этой галактике. На этой планете нам нужно отгадать загадки о ГФ. Отгадаем загадки? (Ответы детей).
Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, дети отгадывают.
1 – Три вершины, три угла, три стороны – вот и я. (Треугольник)
2 – Нет углов у меня, а Похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. Кто же я такой, друзья Назовите вы меня. (Круг)
3 – Он давно знакомый мой Каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад Как зовут его? (Квадрат)
4 – Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте, дети, дружно –
Получился бы……. (Овал).
5 – Если встали все квадраты.
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а……. (Ромбы).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Летим на следующую планету!
Планета №3 –Четырёхугольная.
Воспитатель: Мы прибыли на планету четырехугольников. Задание здесь капитану космического корабля, то есть мне – «Что вы знаете о жителях нашей планеты – четырехугольниках?»
Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что с вашей помощью, справлюсь с заданием. Садитесь, пожалуйста, на стулья. Я расскажу вам сказку.
Воспитатель: Жили-были квадрат и круг (Воспитатель показывает «портреты» квадрата и круга). Они очень дружили. Ходили в один детский сад, в одну группу. Однажды квадрату купили компьютер. Он решил пригласить подружку в гости – показать компьютер, поиграть немножко. И вот они пришли к нему домой. Сначала квадрат, как воспитанный мальчик, познакомил свою подружку со своими родственниками.
(Воспитатель выставляет «портрет» прямоугольника.)
Это мой папа – Прямоугольник. Мы с ним очень похожи.
(Воспитатель, изменив интонацию, спрашивает у детей, чем же они похожи?) (Если дети затрудняются, объясняет сам).
(Предположительные ответы детей: 4 угла, 4 стороны, углы прямые).
Это моя мама, – продолжает квадрат, – её зовут Ромб. (Воспитатель выставляет «портрет» ромба).
Мы с ней тоже очень похожи. Чем они похожи? (Ответы детей).
Это моя сестра – Трапеция. ( Воспитатель выставляет «портрет» трапеции). Мы с ней тоже очень похожи. Чем? (Ответы детей на вопрос «Чем они похожи?»).
Это мой брат – Параллелограмм. ( Воспитатель выставляет «портрет» параллелограмма). Мы с ним тоже похожи. Чем?(Рассуждения детей).
А фамилия у них – Четырехугольники. Познакомил Квадрат свою подружку со всеми родственниками и пошли в комнату играть в компьютер.
Воспитатель: Вот такая сказка. Я отвечаю на вопрос. Геометрические фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны называются четырехугольниками.
Воспитатель: Ну вот и это задание выполнено! Следуем дальше!
Планета №4 – Игровая.
Воспитатель: Ребята, Четырехугольники хотят с вами поиграть в прятки.
(На столе: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на фигуры и запоминайте их. Давайте все вместе их назовем. (Называют фигуры).
Воспитатель: Посмотрели? Теперь закрывайте глаза. А когда откроете, то скажите, какой фигуры нахватает.
После игры воспитатель: Давайте, ребята, назовем одним словом, с какими фигурами мы играли? (ответы детей).
Воспитатель: Поиграли, ребята, надо дальше идти.
Планета №5 – Помогай-ка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая тут грустная лягушка сидит. А знаете, что с ней случилось? (Нет). (Воспитатель берёт листы с заданием и объясняет детям).
Воспитатель: Лягушка заблудилась в математической галактике. Ей надо добраться до своего болота. Она может прыгать только по кочкам четырехугольной формы. Если вы заштрихуете все четырехугольники – лягушка увидит, куда прыгать и доберется домой. Поможем лягушке? Начинаем работу. (Дети садятся за столы и выполняют задание).
Воспитатель: Вот и это задание мы выполнили – помогли лягушке добраться до болота.
Планета №6 – Подарочная.
Воспитатель: Ребята, а здесь нас ждёт сюрприз. За то, что мы так быстро и правильно выполнили все задания нам жители Математической Галактики приготовили сюрприз. (Воспитатель показывает детям коробку, в которой находятся квадратные печенья).
Воспитатель: Ребята, здесь конечно очень интересно, но нам пора домой на Землю.
(Воспитатель с детьми садятся на ракету, обратный счет от 10. Звучит космическая музыка).
Воспитатель: Прилетели, ребята!
(Воспитатель берёт микрофон и «превращается» в корреспондента).
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я корреспондент газеты «Детский мир». Я очень рада, что вы удачно приземлились. Скажите, пожалуйста, где вы были? Кто живет в Математической галактике? Чем вы занимались? Вам понравилось? Еще хотите полететь? Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего.
На фото - дети построили ракету, на которой мы "полетим в путешествие по Математической галактике"; фото автора
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №96 «Сосенка» города Архангельска Воспитатель Митькина Евгения Павловна II кв. категория Архангельск 2011
|