Тема: «Путешествие в страну Математики»
МБДОУ центр развития ребенка-детский сад №34 «Чебурашка»
Конспект образовательной деятельности
Область: познавательное развитие
Скачать конспект
Вид: формирование элементарных математических представлений
подготовительная к школе группа
Воспитатель: Иванина Татьяна Васильевна
I квалификационная категория
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной мерки;
- совершенствовать умение моделировать логические цепочки и составлять тематические композиции по образцу.
Развивающие:
- упражнять в ориентировке на листе бумаги;
- развивать навыки работы с интерактивной доской; внимание, память, логиче-ское мышление.
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать задачу и выполнять её самостоятельно.
Словарная работа: совершенствовать умения согласовывать числительные с су-ществительными в роде, числе и падеже.
Методы и приемы: наглядный, игровой, словесный, практический.
Предварительная работа:
- работа в тетрадях;
- работа с интерактивной доской;
- проведение графических диктантов;
- работа с интерактивной доской;
- работа с раздаточным материалом;
- дидактические игры «Угадай соседа», «Подбери фигуру», «Расскажи про свой узор».
Материалы: ключ, письмо от королевы Математики, иллюстрация корабля и кота Матроскина, тетради, простые карандаши, графин с молоком, стакан с отметкой, столовая ложка, банка, полоска бумаги, миски с молоком, интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация к ОД, раздаточный материал (геометрические фигуры), планшеты, смайлики (для самоанализа детей), сувениры для гостей.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Дети свободно играют. Ребенок вносит в группу ключ. «Татьяна Васильевна, а я сегодня нашел вот этот ключ.»
Воспитатель привлекает внимание детей: «Ребята, посмотрите, какой интересный ключ принес Кирилл, давайте попробуем разобраться, от чего может быть этот ключ.» (ответы детей)
Воспитатель: Ключ у нас необычный, где могут встречаться такие ключи? (в сказках)
Воспитатель находит письмо.
Кто-то бросил к нам в оконце письмецо, Может, это лучик солнца, Что щекочет мне лицо? Может, это воробьишко, Пролетая, обронил? Может, это кот, как мышку, На оконце заманил?
На письме написано: «Ребятам МБДОУ центра развития ребенка-детского сада №34 «Чебурашка» подготовительной к школе группы №9 от королевы Математики.» Хотите узнать, что написано в письме?
«Добрый день, мои друзья! Я королева Математика, я люблю порядок и точность во всем. Но в моем старом замке математического королевства этот порядок нарушен, потому что туда проникла Ошибка, и теперь там везде беспорядок. Меня Ошибка закрыла в темнице, а ключ спрятала очень далеко. Ребята, помогите, пожалуйста, без вашей помощи мне и жителям королевства не справиться.
Жду помощи, королева Математика.»
Как вы считаете, мы сможем им помочь? (ответ детей). Тогда за дело! А чтобы нам справиться со всеми трудностями, давайте возьмем с собой хорошее настроение, а что для этого нужно? (ответы детей)
а) Психогимнастика «Улыбка»
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ребенок: Татьяна Васильевна, а у нас, кажется, сегодня гости.
Воспитатель: Правильно, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы пригласим их с собой в путешествие.
2. Основная часть.
Воспитатель: Отправимся мы с вами в путешествие на корабле (показ иллюстрации на доске). Капитаном корабля у нас будет кот Матроскин. Прежде, чем попасть на палубу корабля, вам нужно ответить на несколько вопросов.
б) Интеллектуальная разминка.
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько углов у квадрата? (4)
- Сколько хвостов у пяти ко-ров? (5)
- Сколько лап у двух гусей? (4)
- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Если линейка длиннее каран-даша, то карандаш…?
- Если стол выше стула, то стул…?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Назови соседей цифры 5, 6, 7
- Назови соседа цифры 7 слева, справа
- Назови число, следующее за числом 5. (6)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Назови предыдущее число 5, последующее… (4, 6)
- Как называются все фигуры с четырьмя угла-ми? (Четырехугольники)
Воспитатель: Молодцы! На корабль мы попали, а как нам открыть каюту, у каждого из вас должен быть ключ. Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.
Дети:
Я тетрадочку открою И как надо положу Я от вас друзья не скрою Карандаш вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я берусь.
Для выполнения этого задания мы с вами должны подготовить наши пальчики.
в)Пальчиковая гимнастика «Замок»
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
(На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не рас-цепляя пальцы)
- Покрутили,
(Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
- Потянули,
(Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полно-стью)
- И открыли!
(Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны)
г)Графический диктант «Ключ»
Воспитатель: От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.
Воспитатель: Что получилось? (Ключ).
д) Знакомство с новым материалом. Упражнение «Поможем коту Матроскину».
На столе воспитателя расположены различные мерки: стакан, столовая ложка, банка, полоска бумаги, прозрачная миска с отметкой.
Кот Матроскин очень любопытный, он хочет узнать, сколько в кувшине молока и просит нас помочь ему.
Ребята, как узнать, сколько молока в кувшине? В чем измеряют количество молока? (Молоко измеряют в литрах.) Чем мы можем измерить количество молока? (Дети выбирают стакан.)
Воспитатель поясняет, что молоко надо наливать в стакан до указанной отметки и при переливании молока в миску откладывать круги. По окончании выполнения задания воспитатель спрашивает у детей: «Сколько кругов у вас получилось? Что показывает полученное число? Сколько стаканов молока было в кувшине?» (ответы детей)
Вызванный ребенок обозначает цифрой количество молока в кувшине.
Затем воспитатель тоже измеряет количество молока в кувшине, сознательно нарушая правила измерения (выливает стакан чуть меньше мерки). Дети считают количество мер: у воспитателя оказывается больше стаканов молока. Вместе с детьми воспитатель выясняет, почему так получилось, и исправляет ошибку в наполняемости мерки.
Воспитатель предлагает измерить количество молока в мисках, которые Матроскин приготовил для своих друзей.
Воспитатель: Чем мы можем измерить молоко в миске? (дети выбирают столовую ложку). Давайте посмотрим количество молока в этих мисках. Самостоятельная работа детей. Расскажите, какое количество молока у вас получилось.
Воспитатель: Вот мы и добрались до королевства. Похоже Ошибка зря времени не теряла, она приготовила для нас задания.
е) работа с интерактивной доской «Найди соседей числа».
Один ребенок у доски, остальные за столами с планшетами.
Ребенок выбирает строчку в таблице, называет цифры, находит пропущенное число и закрывает пустое окошко найденным числом. Использует слова: между, справа, слева, перед, после, за.
ё) гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза, Вот какие чудеса Наши глазки отдыхают, Упражненья выполняют А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Нарисуем на мосту мы большую букву «У». Вверх поднимем, глянем вниз. Вправо, влево повернем. Заниматься вновь начнем.
ж) Физкультминутка «Много ль надо нам, ребята!»
Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.) А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок.
з) Упражнение «Продли цепочку»
Работа с раздаточным материалом. Один ребенок у доски, остальные-за столами.
Продлить цепочку из геометрических фигур, не нарушая последовательности.
и) работа с интерактивной доской. «Построй кораблик»
Воспитатель: Ребята, вот мы и справились с заданиями Ошибки. Она нас испугалась и убежала. Кирилл, где твой ключик? Давай попробуем, может быть он подойдет к замку от темницы с королевой Математикой.
Королева освобождена и благодарит своих спасителей.
Воспитатель: Ну что ж, путешествие наше подошло к концу и нам пора возвращаться назад в детский сад. Ой, а где же наш кораблик, все-таки Ошибка решила нам на прощанье напакостить и сломала наш корабль. Давайте мы с вами построим новый корабль.
3. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Освободили мы королевство Математики от злых чар. А кто вспомнит, с какими заданиями нам пришлось справляться? Какое задание было для вас самым трудным, почему? А какое задание показалось вам самым легким?
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет смайлик с улыбкой, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет другой смайлик.
Ребенок: Татьяна Васильевна, давайте на память о нашей встрече подарим нашим гостям в подарок небольшие сувениры, чтобы они напоминали им о нашей доброте и отзывчивости.
Литература:
- Финогенова Н.В., Рыбина М.Ю., Ремизенко Е.В.: «Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры», М.; «Учитель», 2014 г.;
- Новикова В.П. «Математика в детском саду», М.; «Мозаика-Синтез», 2014 г.;
- «Математика. Подготовительная группа. Занимательные материалы», Волг.; «Корифей», 2013 г.;
- Метлина Л.С. «Математика в детском саду», М.; «Учитель», 2012 г.;
- «Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками», М.; «Учитель», 2013 г.;
- Белошистая А.В. «Занятия по развитию математических способностей детей 6-7 лет. Книга 1.» М.; «Владос», 2014 г.;
- Белошистая А.В «Обучение математике в ДОУ. Методическое пособие», М.; «Айрис-пресс», 2014 г.;
- Казинцева Е.А, Померанцева И.В. «Формирование математических представлений. Конспекты занятий в подготовительной группе», М.; «Учитель», 2013г.;
- Натанова Н.Н. «Обучалочка. Сборник развивающих заданий», М.; «Веста», 2013 г.;
- Гоголева В.Г. «Логическая азбука для детей 4-7 лет», С-Пет.; «Детство-пресс»;
- Пономарева И.А. Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет)», М.; «Мозаика-Синтез», 2014 г.
|