Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП), средняя группа. Автор: воспитатель средней группы МКДОУ «Чумлякский ДС» Машкова О.В.
Цель: создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений посредством познавательной и игровой деятельностей.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить счет до 5;
- Продолжать закреплять у детей представления о геометрических фигурах и умение находить их в окружающих предметах;
- Закрепить представления детей о последовательности чисел и их месте в числовом ряду;
- Продолжать формировать навык обратного счета от 5 до 1;
- Формировать у детей навык ориентирования в пространстве;
- Продолжать формировать у детей навык визуального соотношения цифры и количества предметов согласно данной цифре.
Развивающие:
- Развивать у детей навыки решения проблемных ситуаций;
- Развивать двигательную активность детей;
- Развивать любознательность;
- Развивать речевые навыки: диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать полные вопросы, активизировать словарь;
- Развивать самостоятельность, детскую инициативу, познавательный интерес;
- Развивать логическое мышление, память, воображение, зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей желание быть полезными, оказывать пассивную помощь тому, кто в ней нуждается;
- Воспитывать у детей уважительные и доброжелательные отношения при коллективном взаимодействии.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.
Материалы и оборудование: магнитофон, фоновая музыка, коврограф «Ларчик» и предметная развивающая среда «Фиолетовый лес» (пособие В.В. Воскобовича), коробочка с крышкой, конверт, письмо, карточки- задания, мяч, поощрительные медали для детей, конфеты.
Ход деятельности воспитателя с детьми.
МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (введение в ситуацию):
Воспитатель вносит закрытую коробочку в группу, обращается к детям.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, друг другу улыбнемся и скажем «Всем, всем здравствуйте. Мы дружные ребята».
Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на пороге нашей группы вот такую коробочку (садится на ковер, просит детей сесть рядом, заняв удобное положение). Я хотела подождать вас, чтобы вместе ее открыть, но не удержалась и одним глазком посмотрела что там. Вам интересно, что в коробочке?
Дети отвечают.
Воспитатель: В ней что-то тайное. А чтобы узнать что именно, вы можете задавать мне вопросы, на которые я буду отвечать «да» или «нет». Вы согласны?
Актуализация знаний:
Дети отвечают и приступают к вопросам для определения содержимого коробочки. Воспитатель по необходимости помогает дошкольникам составить полные вопросы (например: «То, что находится в коробке, оно живое?», «То, что лежит в коробке, сделано руками человека?» и пр.) Если дети на протяжении трех минут не называют слово «конверт» или «письмо», воспитатель загадывает загадку для определения содержимого тайной коробки:
Клеем его заклеили прочно, И ко мне прислали срочно, Я его не пожалею, Получу и вмиг расклею.
Дети отвечают.
Затруднение ситуации:
Воспитатель: Ребята, а какой это конверт (по необходимости воспитатель наводящими вопросами подводит детей к ответам касательно формы, цвета, размера и материала, из которого изготовлен конверт).
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что же здесь написано: «Здравствуйте, дорогие ребятки! Пишет вам гусеница Фифа, жительница фиолетового леса, растущего неподалеку от страны Числяндия. В этой чудесной стране, где живут цифры и числа, всегда царит порядок. Но вчера прилетела злая колдунья и наложила заклятье «Потеря памяти» на зверят-цифрят и они совсем все позабыли. Ах бедные зверята-цифрята! Ребята, помогите им пожалуйста. Каждому зверенышу колдунья дала противоядье, но подействует оно лишь в том случае, если задание, которое хитрая колдунья придумала, будет верно выполнено. А что же они без памяти то выполнят? Рассчитываем на вашу помощь. Ваша гусеница Фифа.» (Воспитатель указывает на Фиолетовый лес, где находится гусеница и некоторые из зверят-цифрят (еж-1 и заяц-2), остальные зверята (летучая мышь-3, мышка-4) находятся на игровом поле коврографа «Ларчик». Возле каждого звереныша наклеена цветная карточка (1-красная, 2-желтая, 3-зеленая, 4-синяя), на карточки приклеено задание).
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем расколдовать зверят-цифрят?
Дети отвечают.
Воспитатель: Но для начала предлагаю набраться сил, выполнив физминутку. Слушайте внимательно и выполняйте действия согласно стихотворению:
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши) Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга) Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца) Будем снова мы считать. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на др. руке) Мы закончили считать.
(Повторить два раза)
ОСНОВНОЙ ЭТАП (включение способа действий в систему знаний и умений ребенка):
Воспитатель: Ну что, давайте приступим у первому заданию. Какой звереныш-цифреныш под цифрой 1?
Дети отвечают.
Воспитатель: Посмотрите на верхнюю строчку (указывает на коврограф), где расположены цифры от 1 до 5. Составьте их в последовательном порядке.
Один ребенок выполняет задание на коврографе.
Воспитатель:
- Какая цифра первая?
- Между какими цифрами стоит цифра 2:
- На каком месте стоит цифра 5?
- Между какими цифрами стоит цифра 4?
- Отвернитесь от игрового поля и назовите цифры в обратном порядке.
- А теперь цифры хотят поиграть с вами в прятки! Закройте глазки. (Воспитатель убирает цифру 3), откройте глазки и скажите, какой цифры не хватает.
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, расколдовали ежика! Давайте посмотрим, что за задание у зайчика.
Игра «Найди предметы определенной формы в Фиолетовом лесу».
В Фиолетовом лесу наклеены пять кружков, четыре цветных квадрата, один треугольник из веревочки.
Физминутка: дети по канату под музыку приходят в Фиолетовый лес и под волшебное заклинание (поворачиваются вокруг себя) «Ножкой топни, в ладоши хлопни, вокруг себя повернись, дружно за руки возьмись. Глаза закроем, скажем: «Ах!» и окажемся в гостях».
Воспитатель:
- Найдите и сосчитайте, сколько в Фиолетовом лесу спряталось предметов круглой формы? Перенесите и приклейте их вдоль правой стороны волшебной полянки (на коврограф).
- Найдите треугольник в Фиолетовом лесу и расположите внизу волшебной полянки в виде полосы.
- Найдите квадраты в Фиолетовом лесу и разместите их вдоль левой стороны волшебной полянки (на коврографе)..
- Каких фигур было больше?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какие вы молодцы, расколдовали зайчика! Ребята, давайте посмотрим вокруг и постараемся в группе найти предметы круглой/прямоугольной/треугольной формы.
Дети отвечают.
Воспитатель: Для того, чтобы расколдовать летучую мышь, нам предстоит совсем не легкое задание. Здесь сказано: «Измерьте гусеницу Фифу». А как мы можем ее измерить?
Дети размышляют и отвечают, воспитатель подводит детей к тому, что гусеницу можно измерить, используя, например, веревочки, кружки, квадраты, буквы, т.е. длина гусеницы Фифы – одна веревочка или пять кружков, или четыре буквы. Под гусеницей располагают предметы, которыми хотят ее измерить, а затем считают их количество. Воспитатель по необходимости помогает детям.
Воспитатель: Ребята, мы расколдовали летучую мышь, и теперь под чарами злой колдуньи осталась только мышка. Спасем ее?
Дети отвечают.
2 физминутка.
1-2-3-4-5-все умеем мы считать 1-подняться, потянуться 2 – согнуться, разогнуться 3 – в ладоши три хлопка, головою три кивка
на 4-руки шире 5-руками помахать.
Игра «Соедини».
Воспитатель: Соедините веревочками количество предметов и цифру, которой соответствует это количество.
В Фиолетовом лесу расположены: 3 гномика, 4 птицы, 1 елка, 2 кувшинки, а также цифры 1,2, 3, 4. Задача детей – соединить предметы веревочкой между собой, а затем с нужной цифрой.
Дети выполняют задание под фоновую музыку.
Воспитатель: Ура! Все зверята-цифрята спасены, заклятие разрушено и они снова обрели память. В Числяндии наступил порядок. Сегодня вы молодцы! Вы были любознательные, помогали друг другу и у вас все получилось.
ИТОГ. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП:
Воспитатель просит детей сесть с ним в круг, кидает мяч ребенку и задает вопрос, после чего ребенок отвечает и бросает мяч обратно воспитателю (Что нового вы сегодня узнали? В какой стране мы были? Что мы там делали? Каких зверят спасали? Что вам понравилось? Что было сложным? Что запомнилось?).
Воспитатель предлагает детям солнышки и тучки. Если ребенку понравилось занятие-игра, прикрепляет на коврограф солнышко, если нет, ему было сложно –тучку.
Ой, посмотрите! За отличную работу, за внимательность и старание гусеница Фифа приготовила вам вот такие красивые медали, а зверята- цифрята сладкие призы.
Дети образуют круг, а затем ставят кулачки в единый «столбик» и громко произносят «Всем, всем, до свидания! Убирают кулачки.
|