Тюмина Наталья Алексеевна МДОУ Тагайский детский сад «Алёнушка» Воспитатель Ульяновская область, Майнский район, село Тагай
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, музыкальная.
Цели: помочь детям раскрыть содержание понятия «обида», учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга. Обеспечить понимания элементарного объёма базовых понятий православной культуры: Прощение, Душа, Творение. Помогать детям, соотносить базовые понятия духовно-нравственной культуры с их отражением в повседневной жизни детей.
Скачать занятие
Материал и оборудование: лепестки из цветного картона, Хрестоматия 2, «Добрый мир» по духовно-нравственной культуре, автор Шевченко Л.Л.; диск с фонограммой песни «Улыбка», бумага белая, цветные карандаши.
Содержание образовательной деятельности:
(Дети сидят на стульчиках)
Организационный момент.
Воспитатель:
- Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Вы сегодня пришли в детский сад все с хорошим настроением? (ответы детей).
Воспитатель:
- Я предлагаю вам поиграть в уже нам знакомую игру «Цветонастроение». И тогда нам сразу станет ясно у кого какое настроение. (Предлагаю детям выбрать такой цвет лепестка, который соответствует их настроению, а остальные дети угадывают. Лепестки собираем в «ромашку настроения»).
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать одно стихотворение.
Обидное слово, обидное слово! Как больно ударить умеет оно! Змеёй ядовитой ужалить готово, Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен, Хотя миновала уж ссоры гроза, Молчат и не смотрят друг другу в глаза. Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым, с самых пелёнок, Хорошее только старайся творить И слов унизительных не говорить.
Воспитатель:
- Дети, а что может обидеть человека ещё? (несправедливость, грубость, ложь, неуважительное обращение).
- Можно обиду потрогать? (Нет).
- Есть ли у неё запах, вкус? (Нет).
- Ребята, а что может обидеть лично вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей).
Воспитатель:
- А как вы думаете, кто наносит обиду? (Человек, его действия и поступки, его слова).
Воспитатель:
- А может ли быть нарушена дружба, если кто-нибудь из ребят обзывает другого обидными словами? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, а что следует сделать, чтобы восстановить дружбу? (попросить прощения, не говорить грубых слов).
- А сейчас я предлагаю послушать ещё одно стихотворение.
Обида.
Я сестрёнке надерзил И её обидел, Я её такой несчастной Верочку не видел.
Стало мне не по себе, В сердце – огорченье Подошёл к сестрёнке я Попросил прощенья.
Воспитатель:
- Почему на душе у мальчика стало грустно? (Он обидел сестрёнку).
- Как мальчик вернул мир в свою душу? (Попросил прощения).
- Ребята, а как надо просить прощения? (Ответы детей).
- Правильно. И просившего прощения нужно обязательно прощать, и не обижаться на него.
Воспитатель:
- Давайте запомним с вами одно очень важное правило жизни:
Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты относись к ним.
Воспитатель:
- А как нужно относиться к людям? (По доброму, с уважением, чаще улыбаться, называть по имени).
- Ребята, а увидеть обиду можно? (Да, на лице человека).
- Изобразите обиду на своих лицах. Я — зеркало, а вы в него смотритесь. А теперь посмотрите друг на друга. Вот вы и улыбнулись.
Воспитатель:
- А что вас больше всего обижает, здесь в садике, в нашей группе? (ответы детей).
Воспитатель:
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто кого обидел первым». Это игра поможет вам примириться и простить все обиды.
- Кто кого обидел первым? (Воспитатель)
- Он меня! Нет он меня! (Дети)
- Кто кого обидел первым? (Воспитатель)
- Кто кого ударил первым? (Воспитатель)
- Он меня! Нет он меня! (Дети)
- Вы ведь раньше так дружили? Что же вы не поделили?
- Я забыл! И я забыл! (Дети обнимаются).
Воспитатель:
- Чувство обиды – одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Обижаясь, мы творим зло прежде всего самим себе.
-Ребята, скажите пожалуйста, а как вы себя чувствуете, когда обидели кого-то? (Плохо, на душе тяжело, грустно, неприятно).
Воспитатель:
- Бывает часто и такое: что мы решили для себя, что простили того человека, который нас обидел, но мы снова и снова испытываем боль, вспоминая прошлое. Значит истинное прощение ещё впереди.
Воспитатель:
- Обида – живёт в нашем сердце. Только она спит. А несправедливые действия дают ей возможность проснуться. Она просыпается от несправедливости. И если она проснулась, с ней плохо, тяжело. Надо постараться забыть о причинах и не таить обиду на других, не думать о ней, не давать ей долго оставаться в душе.
- И если вдруг обида проснулась в вас, то нужно забыть о ней, извиниться за свои поступки, сделать что-то приятное, пожать руку, улыбнуться, обнять, посмотреть в глаза.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте пожалуйста ещё одно стихотворение.
«Кто кого обидел?»
(К. Льдов)
Рассудите, дети: Лида иль котенок Быть должны в ответе? Сладко почивала
Киска на подушке; Вдруг подкралась Лида К дремлющей Мяушке. Разбудила киску,
Брать на ручки стала... Жалобно спросонок Киска запищала, Стала вызываться
И царапать Лиду, -- Нанесла шалунье Горькую обиду! Кто ж из них, скажите,
Должен быть в ответе, -- Кто кого обидел? Рассудите, дети.
Воспитатель:
- Ответьте, ребята, кто кого обидел в этом стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель:
-Давайте, детки договоримся с вами, что мы никогда, никого не будем обижать, даже маленького котёнка!
Дети:
-Обещаем!
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас посмотрите вот на эту картинку. ( «Детская молитва», Хрестоматия 2, с.69).
- Что нарисовано на картинке? (Девочка молится. Она о чём–то просит Матерь Божью).
Воспитатель:
- Мы не знаем, о чём она просит, но, возможно, она просит научить её прощать обидчиков.
Воспитатель:
- А ещё я хочу вам рассказать о таком дне как Прощёное воскресенье. Это последний день перед Великим постом. В этот день в народе принято просить прощения перед всеми родными, близкими и просто знакомыми людьми за мелкие грехи, недоразумение или обиды. Такое воскресенье бывает всего раз в году и считается святым. Только раз в году нам даётся Божий шанс научиться прощать и просить прощения.
Воспитатель:
- Ребята, давайте все улыбнемся друг другу, посмотрим нежно в глаза, попросим друг у друга прощения и забудем все обиды.
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам всем спеть песню «Улыбка». (Под фонограмму дети поют песню).
Воспитатель:
- Ребята, давайте сядем за столы и нарисуем улыбку ваших родных и близких, друзей.
Творческая деятельность «Улыбка». (Дети под музыку песни «Если добрый ты» рисуют портреты).
Рефлексия.
- А теперь рассмотрим все рисунки и выберем самые лучшие.
-Запомните, ребята, вот эти добрые слова, которые помогают мириться и прощать все обиды.
* Чтобы солнце улыбалось Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей И мириться нам скорей!
|