Муниципальное Учреждение Управление дошкольным образованием «Детский сад общеобразовательного типа № 24»
[Автор: Зыгмунтовичь Р.М. ]
Вид занятия: обобщение и систематизация знаний.
Тип занятия: комбинированный (ознакомление с окружающим; рисование).
Группа: I младшая.
Тема: Прогулка Мишки, Ёжика и Мышки по любимой тропе игрушек.
Программное содержание:
Обучающая задача: Учить детей различать понятия «большой – маленький». Познакомиться со сравнительной степенью прилагательных (темный, темнее, самый темный), с понятиями «гладкий, шершавый», с принципом сортировки по категориям в зависимости от свойств.
Развивающая задача: Развивать знание основных и дополнительных цветов, глазомер, концентрацию внимания, визуальные и стереогностические чувства (тактильные чувства, чувство объема), вкус, обоняние, слух.
Воспитывающая задача: Воспитывать развитую исследующую личность, с эстетическим восприятием окружающего мира.
Словарная работа:
Обогащение: выстраивать в ряд; построй ряд; ощупай; отыщи пару; собрать; одинаковые; дополнительный цвет; выложи; таблички; темная, светлей; шершавая; менажница.
Активизация: пара; большая – маленькая; красный, зеленый, желтый; самая светлая; гладкая; шум, запах.
Оборудорвание:
- Матрешки (бесцветные) – 6 шт;
- Разноцветные таблички зеленого, синего, желтого цветов и оттенков;
- 2 таблицы – гладкая и шершавая;
- Лоскутный столик;
- Орехи: грецкий, земляной, кедровый, фундук;
- Менажница;
- Мешочек с деревянными предметами;
- Стаканы с сахаром, лимоном, солью, соком;
- Коробочки с запахами ванилина, гвоздики, мускатного ореха;
- Коробочки с песком, камешками, крупой;
- Большой гимнастический мяч;
- Дорожка с нашитыми пуговицами;
- Игрушки: Мишки, Мышки, Ежа.
Предварительная работа воспитателя:
- Изучение предметной среды, т.е. сенсорного материала для развития малыша по системе М. Монтессори. «Особенности детсадов Монтессори» – Интернет.
- Изучение статьи директора Центра Монтессори К. Сумнительного «Вижу, слышу, чувствую», – М, 2007.
- Экскурс в сенсорную комнату Центра «Развитие» г. Нижнекамска, снятие на видео- и фотокамеру сенсорного материала.
- Изучение и изготовление развивающих игр по сенсорному воспитанию Монтессори.
- Написание конспекта.
- Изготовление пособий.
Предварительная работа с детьми:
- Чтение книжки «Вижу, слышу, чувствую» (8 рассказов о том, как Мишка, Мышка и Ёж знакомились со свойствами предметов);
- Игры и упражнения с матрешками;
- Игры с цветными табличками;
- Упражнения с лоскутками ткани;
- Игра «Определи на вкус»;
- Игра «Отгадай запах»;
- Игра «Угадай звук»;
- Игра «Угадай, что за предмет»;
- Разучивание разминки (для начала занятия) с музыкальным работником.
Индивидуальная работа: побуждать к активной познавательной исследовательской деятельности малоактивных детей.
Структура занятия:
- Разминка – 30 сек;
- Визит Мишки к матрешкам – 2 мин;
- Визит к Ёжику с цветными табличками – 2 мин;
- Визит к Мышонку в магазин тканей – 1 мин;
- Визит в бар вкусовых напитков – 1 мин;
- Запаховый сюрприз – 1 мин;
- Звуковой сюрприз – 1 мин;
- Игра «Определи на ощупь» – 1,5 мин;
- Рефлексия занятия – 1 мин.
Ход занятия.
Под музыку дети входят в группу по дорожке с нашитыми пуговицами и каждый при помощи взрослого преодолевает препятствие, прокатываясь на животе на большом гимнастическом мяче. Становятся в круг или полукругом и немного разминаются, напевая под музыку:
1. …Головами покиваем,
Носиками помотаем
И зубами постучим
И немного помолчим.
2. Плечиками мы покрутим
И про руки не забудем,
Пальчиками потрясем
И немного отдохнем.
На стуле сидит знакомый нам Мишка.
3. Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьем
И сначала все начнем…
Появляется игрушечный Мишка.
Воспитатель: Мишка, что грустишь?
Мишка: Мышке не нравятся мои игрушки: она говорит, что у них нет ни глазок, ни платьиц, ни волосиков. Зато они с секретом.
Воспитатель (слегка трясет матрешку): Дети, что это за секрет? Что внутри? Верно, куколки.
…Я буду выстраивать матрешки в ряд – посмотрите, как я это делаю. Кто хочет построить такой же ряд?
(Часть матрешек стоят строго по порядку – от большой к маленькой: верхние части справа, нижние – слева).
Воспитатель: …Владик, отыщи пару и закрой матрешку.
(Части матрешек стоят в произвольном порядке, но в рядах).
Воспитатель: Рената, найди пару.
…Как соберешь матрешки в одну большую?
…Вика, дай большую (меньшую) матрешку, чем эта.
Физминутка.
У меня пропали ручки (спрятать руки за спину)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять! (показать руки).
(Из-за ширмы появляется Ёжик с красной коробкой).
Воспитатель: …А вот и Ёжик показался. Ёжик, что это у тебя в коробке?
Ёж: цветные таблички; разные лоскутки тканей, помогите мне узнать какого они цвета, гладкие они или шершавые.
(Воспитатель выкладывает таблички Люшера).
Воспитатель: … Я хочу найти здесь одинаковые цвета, теперь ты. Подберите пару к синим, зеленым, желтым табличкам. … Смотрите, у меня есть еще таблички с дополнительными цветами. Выберите и выложите на стол три понравившихся цвета. (перемешать все таблицы). Выложите пары.
(Воспитатель достает из коробки серии табличек с основными цветами с оттенками от темного до светлого).
… Посмотрите, как я выложу эти таблички: эта – темная, эта светлей, эта – самая светлая.
(Ёжик смотрит, как воспитатель пальцами гладит гладкую и наждачную поверхности).
Воспитатель: …Эта – гладкая, а эта – шершавая. Понял, Ёжик? Кто покажет, где гладкая? Шершавая? Эта какая?
(Воспитатель берет любой лоскуток, ощупывает сама, дает ребенку).
Воспитатель: … Я хочу найти такой же, как этот. Они одинаковые? (шелк, бархат, мех).
Воспитатель сажает детей по-турецки на ковер и 30 сек. играют в игру
«Хлоп-шлеп» для снятия усталости, концентрации и переключения внимания.
Воспитатель: Хлопнем в ладоши и скажем «Хлоп!». Шлепнем ладонями по бедрам и скажем «Шлеп!» (ускоряя темп).
( «Вбегает» Мышонок с чудесным мешочком в руках и корзиной).
Мышка: Я принес вам орехи, разные игрушки, коробочки с вкусными запахами. Давайте играть.
(Воспитатель выкладывает грецкие, земляные, кедровые орехи, фундук – все вместе).
Воспитатель: …Амир, ощупай орех и положи его в пустое отделение менажницы.
(Воспитатель достает «чудесный мешочек» с мелкими деревянными предметами).
Воспитатель: …Опускаю руку в мешочек, нащупываю предмет, называю его, достаю, показываю детям. Предлагаю повторить упражнение.
(Воспитатель подводит Мышонка и детей к столу со стаканами со сладкой водой, соленой, с лимоном, соком; дает попробовать из ложечки детям по порядку).
Воспитатель: … Они одинаковые по вкусу? Айдар, найди стакан со сладкой водой. А теперь будем искать запахи (ванилина, гвоздики, мускатного ореха) в ряду с коробочками.
(Также воспитатель предлагает подобрать коробочку с таким же звуком, как, например, песок, камешки, крупа, – среди других коробочек).
…Покажите, как спят кошечки (игра «Успокоимся»).
…Давайте будем маленькими котятами. Они лежат, свернувшись клубочком и сладко спят. Покажите, как лежит и спит маленький котенок.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Да, весна. А давайте украсим дерево листочками из ткани.
(Дети под спокойную музыку украшают весеннее дерево лоскутными листьями).
Воспитатель: Молодцы дети! Чем мы сегодня занимались? Да, играли с Мишкой, Ёжиком и Мышонком. А теперь попрощаемся с ними. Скажем им «До свиданья!»
Занятие закончилось.
Литература
- К. Сумнительный. Вижу, слышу, чувствую. (уроки Монтессори), – М, 2007.
- В.Н. Сабанова «Структура написания конспекта» – газета «Воспитатель», 2005.
- Интернет, П. Спиллер, Д. Россано, «Развивающие игры для детей 1-3 лет».
- М. Монтессори «Предметная развивающая среда для детей».
|