Е.В. Шевченко, воспитатель 1 категории, ГБОУ Школа №1883 «Бутово»
Только в книгах любят Тома Сойера. А в жизни таких детей, не любят ни в детском саду, ни в школе.
Какой ребенок, для вас является «проблемным»? Я не ошибусь, если скажу, что чаще всего – это дети с нарушениями поведения.
Откуда берутся дети с трудностями в поведении. Попробуем найти причину этого. Дома – это был прекрасный ребенок, веселый, жизнерадостный, все семья делала все возможное, чтобы ему было хорошо. Но настало время, идти в детский сад.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация –лат. «приспособляться» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую [ 1 ].
Труднее всего адаптироваться к условиям детского сада будет ребенку у которого не сформированы основные навыки самообслуживания. В этом случае большая нагрузка ложится, прежде всего на плечи родителей, так как именно они должны в первую очередь приблизить ребенка к условиям детского сада. Как это сделать? Задача родителей состоит в том, чтобы максимально приблизить режим дня в семье, к режиму дня в детском саду. Если родители будут внимательно прислушиваться к просьбам воспитателей, тогда многих проблем можно будет избежать. Все это в идеале, и у нас имеются единичные случаи, когда родители, выполняют все просьбы воспитателей. А чаще всего приходится работать с родителями, которые, по их мнению все знают, и мнения воспитателя их не волнует. Наблюдая и общаясь с родителями, особенно малышей, очень огорчает то, что наши родители, особенно мамы, очень устали от своих «чад». По моему мнению устают не сколько от ребенка, а от той познавательной деятельности, которую начинают проявлять наши малыши. Не внимание наших родителей к своим детям, дает нам результат, что ребенок пытается всячески привлечь внимание родителей к своей персоне. Как раз это не внимание приводит к проявление не адекватного поведения со стороны нашего ребенка. Все это причины третий тяжелой стадии адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный процесс, агрессивные действия): активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – воспитатели стараются по возможности создать хоть некоторые условия, схожими с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, поиграть в лото).
Чтобы ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни, задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще. Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родители могут найти на страницах книги Р. Кэмпбелла "Как справляться с гневом ребенка" (М., 1997) [2]. Советую прочитать эту книгу и педагогам, и родителям. Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).
Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия, и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.
Очень важно нормализовать психологическую атмосферу в семье, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов. Также родителям желательно придерживаться одного стиля воспитания. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких ребенку людей, помня, что малыш, подражая, видит все. Не наказывать ребенка физическими способами, ведь чем более жестоко наказывают ребенка в семье, тем более он жесток к окружающим. Не учить ребенка подавлять свой гнев, загонять его в себя. Детям нужно разрешить выражать свои чувства. Эти чувства сильны, и их нельзя отвергать. Поэтому необходимо учить ребенка освобождаться от гнева, приемлемыми для наших социальных норм способами. Например, можно разрешить ребенку остаться одному, поплакать или закричать. С ребенком можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть ему свои негативные эмоции, или поиграть в спортивные игры.
Начиная работу с детьми с нарушением поведения необходимо подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. На первых порах используя игровую терапию, ребенок действительно может стать более агрессивным (необходимо предупредить родителей об этом), но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, "маленький агрессор" начинает вести себя более спокойно. Иногда педагогу трудно справиться с гневом ребенка, в этом случаи стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом. [3], [4].
Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения: «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырей», «Хоровод», «Погружимся», «Прячем мишку», «Поезд».
Игры способствующие снижению вербальной и невербальной агрессии
являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: "Обзывалки", "Два барана", "Толкалки", "Жужа", "Рубка дров", "Да и нет", "Тух-тиби-дух", "Ворвись в круг".
Игры с водой на улице.
- Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.
- Сдувать из дудочки кораблик. Сначала топить, а затем наблюдать, как "выпрыгивает" из воды легкая пластмассовая фигурка.
- Струёй воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).
Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
Список литературы:
- Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошк. учреждениях — М.: Владос, 2004.
- Р.Кэмпбелл "Как справляться с гневом ребенка" (М., 1997)
- Кряжева Н.Л., Как играть с тревожными детьми: 1997
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых
|